Ног Бон и его некоторые традиции

Ног Бон и его некоторые традицииВ последние годы заметен повсеместный интерес в обществе, особенно среди молодежи, к истории своего народа, истокам, традициям и обычаям предков. В том числе и в ракурсе празднования прихода Нового года в Осетии. Оставляя вопрос даты – это 22 декабря, 14 января или 20 марта – на рассмотрение историков, обратимся непосредственно к национальным традициям встречи Ног бон.

К приходу Нового года начинали готовиться задолго. Все убирали дома, готовили яства, специально под Ног Бон варили бæгæны... Дабы обезопасить свой дом от воздействия злых сил, у входа над дверью вешались колючки. Вечером же, перед приходом нового года старший в семье разжигал перед домом костер – ногбоны арт. Считалось, что чем ярче горел костер, тем больше в доме будет бæркада. При этом, несчастьем считалось, если огонь угасал в новогоднюю ночь, поэтому кто-то обязательно следил за огнем. Глядя, как горит огонь, высказывались пожелания, чтобы несчастья сгорели вместе с ним. А для очищения перепрыгивали через него. Ночью осетины также устраивали стрельбу, а само празднование Ног Бон продолжалось до самого рассвета. Также существовало поверье, что на Ног Бон открываются двери неба (арвы дуар байгом вæййы). Тот, кто видел это таинство, мог рассчитывать, что его желания обязательно сбудутся.

Большое значение осетины придавали и тому, кто утром первый переступит порог дома, кто будет первым гостем. Причем, в данном случае, имелся ввиду мужчина. От личности первого гостя, а точнее «его ноги», определялось – насколько наступивший год будет удачным. В первые дни нового года, кто бы не переступал порог дома, обычно рассыпал по полу горсть зерен кукурузы или пшеницы с пожеланием стольких же удач, сколько зерен на полу. Эта традиция осталась и по сей день, правда, чаще всего вместо зерен рассыпают конфеты или монеты.

К новогоднему столу, помимо праздничной пищи и обязательных трех пирогов с сыром – уæливыхтæ, готовили и такие традиционно-ритуальные блюда как æртхурон, дедатæ, лæппынтæ, басылтæ. Во многих селах Южной Осетии пекли также и сойфыхтæ. При этом многие семьи с тремя пирогами ходили в хлев и погреб возносить молитву покровителям закромов и скота, просить ихо том, чтобы в новом году было много урожая, много скота. Обязательным считалось также в ночь перед праздником испечь соленые лепешки.

Но наиболее важным считался, конечно же, большой круглый пирог, олицетворяющий солнце – æртхурон. Предназначался он только для членов семьи. И разрезался на утро также по количеству членов семьи. Если же в доме ждали пополнения, то женщине давали два куска, ей и нерожденному еще ребенку. Кстати, и сегодня, в пирог все еще запекают монету: тот, кому она попадется, будет считаться материально обеспеченным в наступившем году.

Праздничный стол в этот вечер всегда отличался разнообразием блюд: считалось, что если на Ног Бон накрыт богатый стол, то весь год пройдет под знаком изобилия… Как видим, у осетин в Ног Бон было немало традиций и ритуалов, многие из которых сегодня уже мало кто помнит. Вот мы и решили в канун Старого Нового года спросить известных в Южной Осетии женщин, что из традиционных блюд они готовят на Ног Бон?

Жанна Зассеева, министр культуры РЮО:

– Кроме наших традиционных пирогов, шашлыка, отварного мяса на Ног Бон я готовлю еще и некоторые национальные блюда казахов, так как я долгое время жила в Казахстане. Но обязательным блюдом на моем столе является æртхурон. Я не готовлю его по старинному рецепту, но это бывает один большой пирог с сыром. Раньше я еще и детей баловала тем, что клала, по обычаю, туда некоторые предметы со значением, и они всегда с нетерпением ждали того, что им в кусок попадет… Но на Новый год столы и так от изобилия ломятся, а традиционные осетинские блюда надо готовить и в обычные дни. Считаю, что это не менее важно. К примеру, я часто готовлю насдзæхтон, туагдзæхтон...

Зоя Битарти, кандидат филологических наук,профессор:

– Ног Бон большой праздник у осетин. Я помню, как моя бабушка задолго до праздника начинала готовиться к нему. У нее на столе обязательными были уæливыхтæ, æртхурон, дзыкка, различные мясные блюда... Также она пекла из теста фыркъатæ для моих братьев и гыкъына для меня. Кроме того, на Ног Бон бабушка обязательно пекла задын… Сама я уже много не готовлю, так как нас только двое. Но на моем праздничном столе всегда есть уæливыхтæ, мясо, цæхджынтæ, задын, æнгуз æмæ мыдызмæст, хус дыргътæ, чурчхелатæ, традиционные осетинские напитки и многое другое.

Аза Кокоева, кандидат исторических наук:

– Ног Бон, праздник, любимый с детства. Моя мама на Ног Бон всегда готовила много разнообразных блюд. Но главным, конечно же, был æртхурон. Она клала в пирог монету, и все мы, дети, а нас было 5 человек – я и мои четыре брата, надеялись на удачу. Счастливчиком чаще всего бывал мой младший брат, так как монета всегда оказывалась в его куске æртхурон. Сама я на Ног Бон также пеку æртхурон. Мои дети не здесь, я одна, но все равно делю æртхурон на части по количеству членов семьи, потом определяю, кому досталась монета и сообщаю им по телефону… 😊 Кстати, большое значение осетины придавали тому, кто на следующее утро первым переступит порог дома. Этот обычай существует и сегодня. И если есть человек, который отмечался «хорошей ногой», его специально даже зазывают. А в подарок, как правило, ему давали шерстяные носки.

Асиат Наниева, писатель, заслуженный работник культуры РЮО:

– Праздничный стол на Ног Бон всегда бывал разнообразным и богатым. Помню, моя бабушка всегда готовила очень много. Это, конечно же, уæливыхтæ, без которых не может быть ни одного застолья. Это и несколько видов мясных блюд: отварная или жаренная курица, свинина, обязательно отварная говядина. В Ног бон обязательно пеклись для мальчиков фыркъатæ, а для девочек – къукълатæ. Мы их так называли. Хорошо помню, что на праздничный стол, наряду с фруктами, бабушка всегда клала грецкие орехи. Из напитков на столе всегда вино и белое и красное, бæгæны, къуымæл, арахъхъ. Все это есть и на моем праздничном столе. Традиции в нашей семье мы чтим беспрекословно.

Подготовила Козаты Рена

На фото: Ног Бон, в отличие от российского Деда Мороза, в понимании осетин выглядел именно юношей, а не добрым старичком. Рисунок Инала Джуссоева


Опубликованно: 14-01-2019, 14:18
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/2362-nog-bon-i-ego-nekotorye-tradicii.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад