Возвращаясь к списку очередников или к истории квартирного вопроса в Южной Осетии

Возвращаясь к списку очередников или к истории квартирного вопроса в Южной ОсетииВ прошлом номере нашей газеты как дополнение к эксклюзивному интервью главы Администрации города Цхинвал Алана Кочиева, были опубликованы списки очередников на получение жилья в г.Цхинвал. Эта публикация вызвала большой общественный интерес, и, как оказалось, не напрасно. Среди людей, которые стоят в очереди на получение жилья неожиданным образом оказались граждане, в нем особенно-то и не нуждающиеся. А некоторые, по заверению наших читателей, уже лет пять и вовсе не проживают в Южной Осетии, но аккуратно наведываются и проходят перерегистрацию. Город у нас небольшой, многие жители знают друг друга, и наличие той или иной жилой площади не является секретом. Поэтому заявленная открытость руководства администрации города, безусловно, принесет свои положительные плоды.

Как это было в СССР

Проблема с жилой площадью в Цхинвале всегда стояла остро, его систематически не хватало. Еще недавно, в советское время, люди проживали в так называемых бараках, которые и полноценным жильем назвать было сложно. При этом получить жилплощадь в столице Южной Осетии можно было на общих основаниях, утвержденных на всем пространстве СССР.

Первое – это ведомственное жилье. Получить квартиру можно было от государства или предприятия в порядке очереди. В народе его еще называли исполкомовским. Ведомственное жилье получали работники крупных предприятий и организаций, а также некоторые категории людей, которым жилье давалось по отдельным законам (Герои СССР, женщины, награжденные медалью «Мать-героиня», заслуженные работники искусства, науки, образования и так далее). Порядок постановки на учет в принципе, был почти одинаков – необходимо было собрать справки о составе семьи, имеющемся жилье, характеристику с места работы заявителя, и представить все это вместе с заявлением в жилищную комиссию Исполкома или предприятия. На комиссии рассматривались документы претендента на получение жилья, и выносилось решение о его постановке на учет или отказе. При этом следует иметь ввиду, что в то время норма определялась из так называемой жилой площади – без учета подсобных помещений, то есть, площади кухни¸ санузла, прихожей. Именно поэтому в советских планировках последние площади стремились максимально уменьшить.

Что же касается очередников советского времени, то после вынесения решения о постановке на учет, если это было ведомственное жилье, человеку сообщалось о принятом решении и под каким номером он поставлен в очередь.

Из чего составлялся жилой фонд предприятия? Всем крупным предприятиям разрешалось строить за свой счет жилье для своих работников. При этом учитывались многие факторы – важность данного предприятия, перспективы его развития, необходимость привлечения дополнительных работников, и так далее. Такими предприятиями в Южной Осетии были заводы «Эмальпровод», «Электровибромашина», Лесокомбинат и др. Отметим, что при этом для города каждое предприятие должно было отдавать 10% от построенного им жилья.

Следует напомнить, что в Южной Осетии многоквартирные ведомственные дома для писателей и работников театра, научных работников и железнодорожников начали строить еще в 30-х годах. Не оставались в стороне и партийные работники... Выделялось даже жилье по национальному признаку. Так, для жителей г. Цхинвал еврейской национальности был построен дом по ул.И.Харебова.

В более позднее время была еще одна возможность получить жилье, избежав необходимости томиться в очереди на ведомственную квартиру – это жилищно-строительный кооператив (ЖСК). В отношении кооперативов все почти просто – в организации, на предприятии или в городе создавался жилищный кооператив. Этот кооператив получал ссуду от государства, на которую строил дом. Желающие приобрести жилье вступали в этот кооператив, выплачивая вступительный пай и ежемесячные взносы. Из членов кооператива создавалась очередь на получение жилья. По окончании строительства дома квартиры распределялись между очередниками, которые продолжали выплачивать взносы – до возмещения ссудодателю затрат на строительство квартиры. В некотором смысле, это было похоже на современную ипотеку, однако с важным отличием – не было грабительского ссудного процента.

Была возможность построить и частный дом. Так, в небольших городах, всем желающим семьям выдавали в аренду участки под постройку индивидуальных домов. Получить тогда такой участок было несложно, и это поощрялось. Достаточно было предоставить сведения о составе семьи, месте жительства, работе, написать заявление, и вопрос решался в считанные дни. Размер участка был разным в зависимости от конкретных условий – в более-менее крупных городах – 4-6 соток, в райцентрах и небольших городках и поселках могло быть и 10-15 соток.

После утверждения проекта на строительство можно было получить беспроцентную ссуду, которая могла составлять до 70% необходимой суммы и подлежала погашению в течение 10-15 лет.

В 50-х годах в Цхинвале широко развернулось индивидуальное строительство. При небольших личных доходах люди все же находили возможность строить себе частное жилье, город стал расширяться. Объяснение было простое, государство помогало людям строить частные дома. В 1950 году индивидуальным застройщикам выдавался кредит в размере 2230 рублей, значительная для тех лет сумма. При этом расходование ссуды контролировалось, также как контролировалось и то, откуда брались материалы для строительства – два раза в год проверялись документы на все стройматериалы и изделия (накладные, оплаченные счета и т.д.). Документы должны были храниться у владельца дома вплоть до погашения ссуды.

Построенный дом (но не земля под ним) являлся индивидуальной собственностью владельца и мог быть продан им любому желающему по договорной цене, либо оставлен в наследство или подарен по его усмотрению.

В СССР существовало еще служебное (временное) жилье, в котором жили, например, работники ЖЭКов или военные. Так, в Цхинвале был целый район, где были построены многоквартирные дома для военнослужащих воинских частей, расквартированных в Южной Осетии.

Наше время

В 2009 году, впервые после многих лет, люди в нашей стране смогли получить новое жилье в массовом порядке. За счет средств мэрии Москвы на северной окраине Цхинвала был построен микрорайон из коттеджей и многоквартирных домов. Однако выделение жилья происходило не по спискам очередников, имеющимся в Горисполкоме еще с советских времен, а по вновь созданным ведомственным спискам, исходя из создавшихся современных реалий. Кроме того, порой выделение происходило и в достаточно произвольной форме. В результате этого, в числе обладателей домов и квартир оказались как нуждающиеся, так и граждане, которым это жилье не было крайне необходимо.

Сегодня в связи с началом нового строительства, городские власти вернулись и к старым, советским спискам. Тем не менее, у общественности вызывает обоснованное опасение возможность того, что жилую площадь опять получат люди, которые в ней остро не нуждаются. И это подтвердили списки, которые опубликовала газета «Республика». При этом сразу заметим, что мэрия не имеет права не регистрировать поданные заявления. Другое дело, что тяжесть решения уже после ложится на плечи жилищной комиссии.

Итак, в опубликованных (обнародованных) списках всего 1816 фамилий. По определению все они крайне нуждаются в жилой площади. Но мы живем с вами не в замкнутом мире, и ситуация с жильем каждого гражданина хорошо известна его соседям и сослуживцам. Картина открывается нерадостная. В числе очередников есть люди, которые владеют как квартирами, так и частными домами. Другое дело, что это жилье заблаговременно «переписано» на бабушку, жену, тещу… Формально, придраться не к чему. При этом есть еще масса способов попытаться выбить у государства квартиру. Можно развестись с супругой и мгновенно оказаться человеком без определенного места жительства с детьми на руках. Или прописать на своей жилплощади родственников из деревни, и сразу же возникает право на расширение жилплощади…

Пока что де-факто около двух тысяч жителей Цхинвала не имеют по документам жилье. Они поделены решением комиссии при Администрации г.Цхинвал на 16 категорий. Сюда входят: очередники, стоящие в очереди на получение жилья на общих основаниях; участники и инвалиды ВОВ; люди, страдающие заболеваниями, дающими право на первоочередное получение жилья; матери-героини и многодетные семьи; инвалиды первой, второй группы и инвалиды детства; матери-одиночки; семьи, имеющие близнецов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий; учителя и другие педагогические работники, нуждающиеся в улучшении жилищных условий; люди, принимающие участие в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС; дети-сироты, пребывающие в детском государственном учреждении; молодые семьи; военнослужащие, находившиеся в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане; военнослужащие, уволенные в запас; семьи пропавших без вести или погибших от ран во время военных действий с 1989-2008 годы; люди, ставшие инвалидами в ходе Отечественной войны 1989-2008 г.; а так же люди, проработавшие в полевых условиях на Крайнем Севере.

Самая многочисленная категория – это граждане, состоящие в очереди на получение жилья на общих основаниях. Перечень насчитывает 836 фамилий. Здесь есть и свои долготерпимцы. Среди них, например, Заур Ванеев, стоящий в очереди за коммунальной квартирой с… 1963 года.

В списке № 2 инвалиды, участники ВОВ и семьи погибших. Здесь пять фамилий.

В списке №3, граждане, страдающие заболеваниями, дающими право на первоочередное получение коммунальной жилплощади – 24 фамилии.

Инвалиды труда 1 и 2 групп, стоящие на учете в Жилкомиссии – 117 человек.

Матери-героини и многодетные семьи – 184 семьи.

Матери-одиночки представлены в количестве 127 женщин.

Есть категория граждан, имеющая близнецов и нуждающихся по этой причине в улучшении жилищных условий. Таких семей с близняшками – 11.

Отдельная категория – это педагогические работники, всего – 56 человек.

По законодательству дети-сироты также имеют право на отдельное жилье, которое им должно предоставляться по совершеннолетию – 15 детей. Без сомнения, право на отдельную жилплощадь имеют и молодые семьи и молодожены – таких у нас 317 человек.

В отдельном списке, под №12, воины-афганцы, их 8 человек.

В списке №14 семьи граждан, умерших от ран или пропавших без вести участников боевых действий по защите РЮО – 74.

Лица, ставшие инвалидами вследствие ранения или травмы, полученных при защите РЮО составляют отдельный список – 40 человек. И в гордом одиночестве гражданин, находящийся в списке проработавших в полевых условиях не менее 20 лет или на Крайнем Севере – 15 лет. Также один представитель в списке лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Кстати, эти две категории, доставшиеся в наследство от советского периода, вызвали свои вопросы у населения. Также не понятно, почему в отдельную категорию выделены именно учителя. Чем не угодили, скажем, те же журналисты или работники сельского хозяйства…

В предложенном перечне специально оговорено, что список №13 пуст, так как военнослужащие и уволенные в запас граждане не подавали заявлений на улучшение жилой площади. Хотя, возможно, он опустел после раздачи жилплощади именно в микрорайоне «Московский», тогда силовики, помнится, были представлены при распределении в большом количестве. А может кто-то суеверный, их попросту отпугнул №13, и они зарегистрировались в других списках-категориях J.

Понятно, что руководству г.Цхинвал и членам жилищной комиссии, при всей декларируемой объективности придется непросто. Город маленький и этот аспект в нашем обществе играет заметную роль. И то, что новое руководство администрации города дало согласие на публикацию данного списка, говорит, в первую очередь, о том, что руководство столицы не хочет повторять ошибки предшественников и становиться объектом различных пересудов. Поэтому заявленная открытость в этом вопросе только на пользу. Как членам комиссии, так и всему обществу. Да и возможные в этом случае попытки давления будут бесполезны. Безусловно, доброе начинание. Тут следует добавить, что данные списки находятся уже больше месяца и на официальном сайте Администрации города. Однако, население страны, пока, видимо, больше все же доверяет печатному слову, нежели виртуальному. Ну а мы, в свою очередь, готовы снова предоставить свои полосы уже после работы жилищной комиссии, и опубликовать списки тех, кто будет утвержден на получение квартир в строящемся жилом массиве по ул.Героев.

Л.Джиоев


Опубликованно: 11-12-2017, 17:44
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/1846-vozvraschayas-k-spisku-ocherednikov-ili-k-istorii-kvartirnogo-voprosa-v-yuzhnoy-osetii.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад