Нал ис нæхи Беге…

Нал ис нæхи Беге…Не стало Инала Джуссоева... Нашего дорогого Беге... Безумно талантливого художника и этнографа. Видного представителя зарождающейся осетинской интеллигенции новой формации. Просто хорошего человека. Осетина, который олицетворял в себе наш национальный æгъдау и фарн. Близкого нашего друга…

Многие этого не осознают, но земля Осетии осиротела... Будто бы не стало своего рода одной из достопримечательностей Цхинвала. Несмотря на свои молодые годы, он уже являлся удивительной кладезю культуры и обычаев осетин, казалось неиссякаемым знатоком нашей традиционной веры. И, безусловно, выдающимся художником, а ведь таких высот, даже дожив до седин, достигают единицы. С его уходом Южная Осетия потеряла яркого представителя осетинской творческой интеллигенции, и что бесценно – великодушного человека.

Беге не стало 18 декабря... Но в это никто не мог поверить. И потому к его дому со всего города, будто на негласный Фæдис, стала стекаться молодежь... Этого не должно было случиться... Не сейчас... Слишком рано… Пусть в миллионный раз и скажут, что Всевышний забирает лучших…

У него были проблемы со здоровьем. Мешало сердце, прыгало давление. Многие примечали это в последнее время, но не знали всю серьезность. Как, возможно, и он сам. Ведь Беге не жаловался на самочувствие. Точнее, он не привык жаловаться, наоборот, всегда излучал радость, оптимизм, жизнелюбие, задор и неимоверную веру в будущее. Он спешил жить, чтобы успеть насладиться общением с друзьями, простыми жителями города, успеть донести свою духовную частичку своему народу. В частности, посредством картин, многие из которых остались незавершенными, осиротели без кисти своего создателя. У него был свой неповторимый стиль, обширное национальное мышление, во всех работах просматривается глубокий смысл. И не случайно, что большинство его картин выполнены в национальном стиле, по мотивам Нартского эпоса. Его мышление, его человеческий стержень зарождался в детстве, в среде, в которой он воспитывался. Дедушка – ученый с мировым именем Захар Ваннев, чье имя носит наш Научно-исследовательский институт, отец – известный художник Александр (Лео) Джуссоев, мама – Лидия Наниева удивительный педагог… И сейчас младшего звена этой потрясающей национальной цепочки не стало…

Кроме того, Беге занимался оформлением обложек, издаваемых в Республике книг, делал иллюстрации к различным изданиям, в частности художественное оформление 40-томной Библиотеки осетинской литературы было завязано именно на нем.

…У Беге были поистине великие планы и очень многие проекты были связаны исключительно с его талантом. Один проект Мемориального комплекса памяти погибших входе грузино-осетинского конфликта в период с 1989-2008 годы чего стоит! И этот проект, который никак не решатся начать реализовывать, необходимо осуществить, ведь проект действительно идеален, масштабен и лучшего решения просто не требует.

…Мы не смогли уберечь, сохранить эту так необходимую частичку души Осетии, от общения с ним всегда веяло духом славного прошлого нашего народа, он как бы являлся своего рода связующим звеном с минувшими столетиями. В его разговорах, общении, в его тостах всегда присутствовала жизнь, мудрость, простота и искренность. Человек заряжался его оптимизмом энергией, его идеями. И уносил с собой его смех, благость и любовь к людям. Мечтатель и чистой души человек.

Рухсаг у, нæ зæрдæйы ‘фсымæр. Дзæнæты бад. Мæрдты цы хуыздæр ис, уый дæ хай!

P.S. Мы предлагаем вашему вниманию одно из его прежних интервью. А в конце января, к сороковине, вместе с близкими и друзьями Беге планируем организовать персональную выставку его работ, о которой он всегда мечтал.

…И все-таки, Всевышний… Это было не правильно, не честно…


Инал Джуссоев (Беге) не был публичным человеком, не любил внимание прессы. Больше признавал прямое человеческое общение, без диктофона и камер. Именно так он раскрывался полностью, именно тогда его глаза горели и он становился естественным. Не терпел никакого официоза. Однако несколько интервью за эти годы все же стали достоянием истории. Предлагаем вашему вниманию одно из первых интервью молодого художника, которое семь лет назад взяла журналист Карина Гаглоева.


Инал Джуссоев: «Написание картины – это как маленькая исповедь…»

Имя Инала Джуссоева, молодого талантливого художника, возможно, так и оставалось бы неизвестным широкой публике, если бы не ее Величество Случай. Во время подготовки к VI Всемирному съезду осетинского народа, когда на собрании Оргкомитета обсуждался вопрос относительно эмблемы съезда, один из присутствующих, редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев, горячо заспорил, мол, эмблему, однозначно, должна представить принимающая сторона, то есть в данном случае Южная Осетия. В качестве решающего аргумента были приведены параллели с Олимпийскими Играми, во время которых эмблему разрабатывает и утверждает Оргкомитет страны-организатора, а не МОК (читай «Стыр Ныхас»). А добравшись до вопроса – кому в таком случае поручить создание столь важного атрибута, было озвучено имя, ни о чем большинству присутствующих на тот момент не говорившее – Инал Джуссоев. Предложенная кандидатура, при ближайшем рассмотрении оказался весьма талантливым, перспективным художником.

 

– Я сразу почувствовал ответственность задания. И после нескольких вариантов мы остановили свой выбор на эмблеме, разработанной в зверином стиле, глубоко присущего нашим предкам. При ее создании я старался учесть три единства, которые прослеживаются во всех направлениях культурно-духовной жизни Осетии – трехконечная свастика, три цвета национального флага, три тотемных животных – скифский олень, сарматский дракон, аланский барс. К тому же эмблема подспудно олицетворяет три осетинских рода – Алæгатæ, Боратæ, Æхсæртæгкатæ. Некоторых смутило изображение дракона, дескать, это мифическое животное, более относящееся к китайцам. Хотя именно дракон являлся основным тотемным животным сарматов, изображавшийся на многих украшениях, рукоятках мечей, всевозможной утвари, а о стягах, под которыми собственно наши предки и шли в бой, и говорить не приходится.

В итоге получилась, по мнению многих, очень удачно исполненная эмблема. Однако по каким-то причинам она не получила одобрения у представителей Северной Осетии, не знаю до сих пор, хотя смею предположить, что основной причиной явилось то, что идея исходила не от них, что, видимо, их и уязвило. В конечном счете, северо-осетинская сторона прибыла на съезд со своей эмблемой, графически изображающей двух ласточек, хотя это был съезд не Севера и Юга, а осетин всей планеты, а юго-осетинская сторона осталась при своем мнении. После съезда же наша эмблема стала официальной эмблемой Юго-осетинского отделения «Стыр Ныхас» и осетинской диаспоры города Новосибирск.

– Инал, откуда вообще столь глубокое знание истории Осетии, Нартского эпоса, национальной культуры?

– Однозначно ответить трудно. Я, можно сказать, попал под влияние множества факторов. Во-первых, мой дедушка Захар Николаевич Ванеев был историком – его имя носит Юго-Осетинский НИИ. Во-вторых, среда, в которой я рос, располагала и в какой-то степени подстегивала к изучению истории. В нашем корпусе, изначально построенном для сотрудников НИИ, с нами соседствовали такие корифеи истории, как Баграт Техов, Зинаида Гаглоева и многие другие. К тому же, наш дом буквально был завален всевозможной литературой по истории Осетии, причем я читал не только печатную литературу, но и (что немаловажно) рукописи, а это уже было более глубоким, личным моментом, я как бы прикасался к истории. Ну и вдобавок ко всему, моя мама – преподаватель по специальности, привила нам с братом любовь к Нартскому эпосу. Нартские сказания мама читала нам каждый вечер, причем и на русском, и на осетинском языках. А потом мы уже и сами зачитывались ими, каждый раз открывая для себя что-то новое. Очень сильно вдохновляли также и иллюстрации Махарбека Туганова к «Нартским сказаниям», благородные герои, благородные поступки...

– «Нартский эпос» читают фактически в каждом доме, но не все после этого так серьезно относятся к углубленному изучению истории своего народа. А у тебя интерес к истории еще и выразился в написании картин, многие из которых потрясают воображение, как скажем, твой «Сау барæг».

– Безусловно, все пошло не с детства, тогда была заложена, скажем так, платформа. Более глубокое же осмысление произошло несколько позже, и во многом благодаря Азе Хачировой, с которой мы в одно время, в конце 90-х работали в «Детском фонде». Узнав, что я пишу картины, Аза попросила сделать несколько иллюстраций для ее книги «Алæгаты урс зарæг». Так вот, она преподносила мне знакомые с детства образы из «Нартских сказаний» в совершенно новом ракурсе, многое я узнавал впервые. Именно она открыла мне Сау барæга, персонажа, сильно меня заинтриговавшего. У нас Сау барæг почему-то считается покровителем именно воров, людей, идущих на темные дела и т.д. Но на самом деле он помогал людям, идущим по дороге, с которой заведомо нет возврата, скажем, идущим на войну. Сау барæг ­– это своеобразное связующее звено между этим и загробным миром. Существовало поверье, что Сау барæг ни за что не оставит душу человека, которому он покровительствует. И даже если душа этого человека попадает в ад, он непременно спустится за ней и поднимет в рай. У наших предков считалось, что Сау барæг мог покровительствовать даже убийце, в том случае, если до этого он стоял на праведном пути. И даже если все святые от него отворачивались, Сау барæг его не оставит.

– Несмотря на свои благородные поступки, почему его цветовое сопровождение – «сау»? Ведь «черный» несет в себе негативный элемент…

– У осетин грань между черным и белым, добром и злом была зыбкой. Возьмем такой кусок из раннего нартского эпоса: «Алæгаты урс хæдзары бадтысты дæлимонтæ, зæдтæ æмæ адæм, æмæ-иу ныхас кодтой», «Тотрадзæн йæ бæх уыд дæлимонты хъомыл» – все это свидетельствует о зыбкости понятий между добром и злом. А наши дзуары, несущие в своем названии цветовую характеристику. Их всего четыре – Урс дзуар, Сырх дзуар, Сыгъзæрин (желтый) дзуар и Сау дзуар. Других «цветовых» дзуаров у осетин нет. При этом Сау дзуар ведь не означает траур или смерть.

Этимология слово «сау» вообще у осетин не означало конкретно «черный». К примеру, «Сатæг сау» – это «лоснящийся, сиятельно черный». А при обратном прочтении слова «сау» получается «уас» – сияющий. Видимо не случайно бытует мнение, что «Сау барæг» – это одна из ипостасей Уастырджы. К сожалению, значение Сау барæга в народе было утеряно. Последние упоминания о массовых молениях этому небожителю относятся к началу 40-х гг. прошлого столетия, когда из сел множество осетин отправлялись на поля Великой Отечест-

Венной войны, Сау барæгу приносили в жертву крупный рогатый скот. И, конечно же, он помогал, ведь мы знаем немало историй от своих дедов, когда, казалось, из безвыходных ситуаций они «выкарабкивались» живыми. Нынешнее основное святилище Сау барæга находится в Алагирском районе у селения Быз, и расположено в пещере под отвесной скалой. Туда не имеет права ступать нога человека и по преданию, он вылетает под покровом ночи и вершит великие дела. Но Сау барæг это, к сожалению, не единственный утерянный персонаж, небожитель, многих из которых, наверняка, вряд ли уже можно будет отыскать.

– Сразу становится ясным, что Сау барæг произвел на тебя огромное впечатление, тем более, что картина, посвященная этому небожителю занимает «центральное место» в твоем творчестве на данный момент.

– Сау барæг на моей картине получился именно таким, каким я его вижу. Примечательным в работе над ней было то, что не было сделано предварительного рисунка, наброска. Я ее закончил за один день и потом больше ничего не менял. В какой-то степени мной овладела жажда ее написания. Вообще, время работы над картиной зависит от степени вдохновения, творческого прорыва. В конечном счете, шедевр – это состояние души, который зритель распознает безошибочно. Лично для меня написание картины – маленькая исповедь, нечто личное и сокровенное.

Но я не могу сказать, что «Сау барæг» – моя лучшая работа. Она скорее любимая и дорогая сердцу, которую я не продам, сколько бы за нее не предлагали.

– Твой отец, Александр (Лео) Джуссоев, талантливый осетинский художник. По-видимому, он сыграл важную роль в современном раскрытии твоего художественного потенциала?

– Со стороны может показаться, что это вполне закономерно – пошел по стопам отца, как говорят. Но мне никогда не хотелось всерьез заниматься живописью. Более того, я окончил художественное училище имени Туганова, а затем и искусствоведческий факультет ЮОГУ, как говорится, из-под палки. Отцовской, разумеется. И был плохим студентом. Но в то же время мне посчастливилось быть учеником многих прекрасных художников, некоторых из которых, к сожалению, уже нет с нами – Сергей Минасов, Виталий Цховребов, Борис Санакоев, Дмитрий Турманов... Мне очень повезло, что я успел «урвать» частичку бесценного опыта и знаний этих уважаемых мастеров кисти. Им удалось заставить меня полюбить живопись, и не исключено, что именно благодаря им я позволил искусству завладеть моей душой.

– Написание картины требует вложения времени, нервов, души. Но также и определенных материальных затрат – на рамки, полотна, краски… Тебе не приходилось никогда продавать картину, чтобы на вырученные деньги приступить к созданию другой? И как насчет идеи персональной выставки?

– Размышляя о выставке моих работ, я полагал вывесить «Урс барæга» (еще одна, на мой взгляд, ипостась Уастырджы) на одной стене помещения, где будет проходить выставка, а на противоположной – картину «Сау барæг». Однако, именно по материальным соображениям, пришлось, к сожалению, расстаться с картиной «Урс барæг». Что же касается написания картин на заказ, то один раз я попробовал, и этого раза хватило, чтобы напрочь отбить охоту снова этим заняться. Как правило, в такой картине художника не бывает, потому что приходится ломать себя в угоду кому-то. Безусловно, бывают моменты, когда испытываю дефицит кистей, красок, холста, но спасибо отдельным людям, которые по «доброте душевной» снабжают меня художественными принадлежностями. Кстати, это проблема всех художников во все времена. К примеру, большинство картин величайшего Махарбека Туганова по этой причине были написаны керосином, вместо масла. И сейчас они начинают портиться…

– Национальная тематика красной линией проходит через все твое творчество. Не приходилось слышать высказывания со стороны, мол, это несовременно, неактуально?

– Приходится, и очень часто. Но национальная тематика слишком въелась в мое подсознание, и это, я считаю, правильно. Если мы не будем знать свои корни, то, какое будущее нас ждет? У осетин наблюдается некая тенденция к забыванию своих корней, истоков, тогда как над проблемой актуализации наших культурных ценностей должны работать все – от законодательной власти до школьных учреждений.

– В наш прогрессивный век, когда в жизнь ворвались новые ориентиры, как нам возрождать национальную культуру, нашу самобытность?

– Подъем нашей культурной жизни не зависит от двух-трех чиновников. Это дело каждого из нас. Нужно поменять что-то в нашем сознании, в менталитете. И идти это должно с самого начала становления личности, то есть с детских лет. Я более чем уверен, что большинство нашей молодежи не знает наш гимн, значение цветов на национальном флаге. А почему бы не ввести в школьную программу Нартский эпос, тем более что наш эпос занимает гигантский пласт в мировой культуре. В детских садах интерес к родной культуре можно привить посредством культурно-массовых мероприятий, сценок, взятых из Нартского эпоса… Лицом нации, была, есть и всегда будет ее культура. Нужно возвеличивать национальные и общечеловеческие достоинства в каждом, только так мы можем утвердиться как нация в такое трудное для нас время.

К сожалению, я не могу предложить четкого продуманного плана по возрождению национальных ценностей, но кое-что сделать можем. К примеру, можно же вытеснить из сознания детей, насаждаемых Западом «героев» – всевозможных Халков, Бетменов, Спайдерменов и т.п., когда есть, что предложить взамен. Именно поэтому мы – а это Андрей Кочиев, Олег Икаев и я – подготовили замечательную книжку-раскраску «Нартиада: небожители и герои» для детей старших групп дошкольных учреждений и начальных классов общеобразовательных школ. И этот возраст выбран не случайно – ведь ломка стереотипов, насаждение национальной самобытности должно приходить именно в этом возрасте. В раскраске очень много занимательного и поучительного, и дети, казалось бы, играючи могут приобретать знания о своих предках. Когда автор идеи Андрей Кочиев, после долгих поисков среди художников, попросил меня попробовать нарисовать иллюстрации – я подошел к этому моменту очень ответственно. Сам не думал, что это, на первый взгляд, несколько легкомысленная работа – подумаешь раскраска, скажут многие – так сильно меня увлечет. Работал с огромным воодушевлением, потому что до этого работ, рассчитанных на детское мышление, у меня не было. И к адаптации Нартского эпоса под детское восприятие мы подходили с осторожностью, часто дополняя и переделывая даже незначительные моменты. К тому же, работая над раскраской, мы будто заново познавали эпос, обогащали свои знания, находили новых для нас персонажей из Нартиады. Эпоса, который не изучен еще даже на четверть…

«Республика», № 15-16, май 2008 год


Опубликованно: 29-12-2015, 15:48
Документ: Общество > https://respublikarso.org/elections/1214-nal-is-n230hi-bege.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад