Национальный взгляд на праздник День святого Валентина
Хочу любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою:
«Любовь всего превыше на земле»
О католическом празднике День Святого Валентина в Южной Осетии узнали лишь после «перестройки», но не параллельно с остальной молодежью постсоветского пространства. Пока у нас шла война, наши сверстники с детским восторгом перенимали все западное без разбора. Заодно и день чужого святого сделали своим. Частично «поселился» этот праздник и у нас, но корни конечно же не пустил, и его празднование это скорее дань моде, лишний благовидный повод выразить свои чувства. К тому же своего национального праздника подобного толка почему то не оказалось... Как бы там не было, сегодня мы предлагаем вашему вниманию воспоминания некоторых друзей нашей редакции о своей первой любви. Правда, раскрывать до конца свои секреты они, конечно же, отказались.
Масштаб памятника должен соответствовать величине подвига народа
История живет памятью. И одной из форм сохранения народной памяти являются архитектурные формы. В Южной Осетии при всем обилии исторических событий, с увековечиванием их «в граните» пока что не очень получается. В настоящее время преобладают простые памятники, часто являющиеся аналогом надгробных плит. А ведь в национальной истории есть события, которые достойны быть увековеченными в более значительных и впечатляющих формах. И наша газета об этом уже не раз писала. На днях в эфире ГТРК «Ир» заместитель главы Администрации Президента РЮО К.Пухаев сообщил, что в Цхинвале на месте бывшего кинотеатра «Фидиуæг» по ул. М.Туганова будет воздвигнут памятник защитникам Южной Осетии. При том, что первоначально подобный монумент предполагалось построить на западной возвышенности над городом Цхинвал (со стороны селения Тбет). Здесь даже два раза закладывался камень, что в первую очередь говорит об удачности выбранного места. Однако, как оказалось, строить здесь нельзя... Специалисты ГУП «Энергоресурс» заявляют, что в этом месте проходят линии газоснабжения, которые не представляется возможным перенести. «Были учтены плюсы и минусы нового места. И чаша весов склонилась к тому, что памятник будет построен по ул. Туганова», – пояснил К.Пухаев. (К вопросу целесообразности переноса мы еще вернемся, а пока далее о представленной в эфире информации касательно памятника).
Святотатство наказуемо небесными законами
В конце 2014 года произошло событие, которое осталось без особого внимания в Осетии. Был совершен акт осквернения одного из важных святилищ Осетии – «Тыхосты дзуар». Оно расположено в Куртатинском ущелье, и всегда было особо почитаемо. И вот в один из дней паломники, пришедшие в святилище, обнаружили здесь голову собаки, зарытую перед входом в храм. Факт вопиющий, если знать, что демонстративно убитые собака или кошка у осетин являются проявлением оскорбления. Умертвить домашнее животное на могиле или в святом месте, значит совершить несказанное святотатство. В прошлом такие действия неизменно сопровождались кровавыми разборками. Высказывается мнение, что этот кощунственный поступок направлен на то, чтобы затормозить процесс ренессанса осетинского самосознания, основанного на традиционном мировоззрении. Как считает член религиозной организации традиционных верований осетин «Æцæг дин» Х.Моргоев это вызывающее, демонстративное глумление над святынями, как и попытка поджога святилища Реком несколько лет назад, имеет целью уничтожить не просто материальные символы нашего вероисповедания, но и то духовное своеобразие, определяющее нас как осетин – носителей определенного типа религиозности и цивилизационного выбора.
Мост как транспортный объект и как символ времен
В Южной Осетии, как стране с пересеченной местностью, важное значение имеют мосты. В горных ущельях водные потоки часто столь стремительны, что не дают никакой возможности для перехода их вброд, в низменных местностях реки, хотя и не такие быстрые как в горах, тем не менее, также большей частью не имеют брода из-за своей полноводности. Мосты в нашей стране разные: капитальные каменные, железобетонные, деревянные для проезда грузового автотранспорта, узкие из пары бревен для пешего прохода через реку или ручей, существуют и подвесные мосты. Кроме того, есть мосты, имеющие стратегическое значение, а есть мосты, которые сегодня сохраняются в виде части пейзажа, утратив функции транспортной составляющей. При этом такие образцы порой находятся рядом друг с другом. Как пример, мост на развилке Кударского и Дзауского ущелий у селения Гуфта, который давно стал исторической достопримечательностью. В эксплуатацию его ввели 1 ноября 1929 года. На сооружение гуфтинского моста ушло всего 10 месяцев. Длина сооружения 72 метра, высота 22 метра, стоимость строительства 159 344 рубля. По скорости возведения на тот момент ему не было примеров в Закавказье.
Топонимика как элемент национального строительства
В ноябре прошлого года решением Правительства Южной Осетии, пять лет спустя, была создана новая рабочая группа, которой предстоит еще раз систематизировать исконные названия населенных пунктов, рек и озер для их последующего обозначения на картах Республики. В состав рабочей группы, которую возглавил зампред Правительства Эрик Пухаев, вошли руководители отдельных ведомств, депутаты Парламента, главы районных администраций, представители научного сообщества. Членам рабочей группы поручено обработать собранный материал в срок до 30 августа 2015 года и направить в Министерство юстиции Южной Осетии соответствующие предложения для проведения экспертизы. Минюст, в свою очередь, должен по итогам проведенной экспертизы, внести в Правительство проект Акта о присвоении наименований географическим объектам и их переименовании.
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… и потомство (фельетон)
Богаты были раньше нарты. Тучными нивами, упитанным скотом, быстрокрылыми конями... Но более всего гордились нарты своей молодежью, многочисленной и красивой. Каждый нарт кичился своими военными и охотничьими трофеями, но более всего числом потомства своего. Забота была, как наделить наследством столь многочисленное потомство. А что я вижу сейчас в стране потомков нартов?! Иногда в семьях есть собака или кошка, но нет детей. А ведь еще совсем недавно было по-другому. А теперь многодетная семья это что-то из ряда вон выходящее. Помнится, как-то жительница селения Сохта решила поехать вместе с детьми в Цхинвал. Для этого ей надо было спуститься к автодороге Кваиса – Цхинвал. Дорога неблизкая, особенно в летнюю жару. По дороге они решили передохнуть в тени раскидистого дерева, дети (а их было семеро из десяти, имевшихся в семье) расселись по сторонам. В это время из Кемулта в Сохта шел мужчина, впервые оказавшийся в этих местах. Поздоровавшись и спросив дорогу, он на минуту тоже присел в тени дерева.
Если с улицы Иосифа свернуть на улицу Васо, то выйдешь прямиком на улицу Владимира
Где это, спросите вы, и что за названия улиц? Отвечаем – в нашем любимом городе Цхинвал. Но администрация города тут не причем. Мы просто использовали терминологию наших коллег из ряда юго-осетинских СМИ, а также некоторые вывески. Зачастую это бывает связано с улицей Исака Харебова, которую в простонародье, видимо для лаконичности, называют просто – улица Исака. Как говорится, очень мило относиться так к известному осетинскому революционеру, но насколько правильно использовать данную трактовку в официальных масс-медиа? В таком случае, почему мы не пишем улица Иосифа, улица Васо, улица Владимира или улица Юрия. Да мало ли… А представляете, как может разгуляться фантазия с улицами Героев или Целинников. Какое несметное количество имен!..
Дзау-суар – вода как былой символ Южной Осетии или необходимо восстановить память в архитектуре
При слове «Дзау» у каждого из нас возникают определенные ассоциации. Для одних это районный центр, для других это санаторий, а третьи представляют себе минеральную воду с таким же названием. После долгого перерыва в Республике наряду с минеральной водой «Багиата» снова, не первый год, разливается вода «Дзау». Оба этих источника, вернее группа источников известны давно, изучены и используются в столово-лечебных средствах. Было время, когда именно вода «Дзау», а не «Багиата» была в абсолютных лидерах потребления. Об этом свидетельствует тот ажиотажный спрос, который был во всех уголках СССР. На заводе минеральных вод ежедневно производилось 19 тыс. бутылок минеральной воды «Дзау-суар» емкостью 0,5 литров. Вода поставлялась как в торговую сеть Южной Осетии и Грузии, так и по всему СССР. При этом ощущалась ее острая нехватка. Из торговой сети г.Сочи писали: «Просим вас прислать минеральную воду «Дзау» согласно нарядам (договорам – ред.). Покупатели спрашивают о воде, даже поступают жалобы на отсутствие воды в продаже». Из г.Симферополя: «Просим вас выполнить наш заказ, курорты Крыма срочно требуют минеральной воды в летний сезон».
Поедем, поедим на юге Осетии
На минувшей неделе в Южной Осетии работала съемочная группа нового телевизионного проекта телекомпании НТВ «Поедем, поедим» вместе с ее ведущим Джоном Уорреном. «Поедем, поедим!» – по существу это увлекательная и вкусная телевизионная экспедиция по бескрайним просторам России и сопредельных стран. Главными героями программы являются жители деревень, охотники и рыболовы, геологи и старатели, представители разных народностей. У каждого из них есть свои рецепты вкусной и здоровой пищи, которыми они делятся со зрителями НТВ. В Южной Осетии режиссер и продюсер буквально заставляли членов съемочной группы и сопровождающих их осетинских «чичероне» передвигаться по Республике бегом. И это понятно, сроки ограничены, уже запланирован конкретный срок выход программы в эфире НТВ с юго-осетинской темой. А успеть надо многое, тут уж не до радушия хозяев. Часто получалось так, что за столом оставались хозяева, а члены съемочной группы срывались с места и отправлялись на новый объект съемок. И эту прыткость столичных жителей, нам, жителям южного региона, не понять. Само собой, что вся программа пребывания НТВ-шников, составленная принимающей стороной осталась только на бумаге.
О бедном фонтане замолвите слово!
Городской музыкальный фонтан со световым оформлением был украшением не только Театральной площади, но и узнаваемой достопримечательностью Цхинвала. Построен он был на средства администрации г.Батуми в годы «тотального братства народов» как дар Юго-Осетинской Автономной области к 60-летию ее образования. Впервые струи воды взметнулись в небо летом 1982 года. С тех пор фонтан выполнял в основном больше декоративную функцию, поскольку это гидротехническое сооружение не часто баловало цхинвальцев своей работой. Дефицит воды в столице автономии был постоянным. Не менее часто случались поломки в системе подачи воды. Поэтому значительную часть своего срока фонтан бездействовал, к величайшему огорчению горожан и гостей столицы. И работал, как говорится, по праздникам. Тем не менее, именно фонтан становился местом притяжения жителей Цхинвала. Здесь назначались свидания влюбленных, старых друзей, совершали вечерний моцион мамаши с детьми, на лавках сидели старожилы... Теперь все это уже история.