К земным проблемам уже «неземных» сограждан или реалии кладбищенского бытия
Очень часто, в последние годы, к сожалению, приходится бывать на городском кладбище, отправляя в последний путь родственников, друзей. И с каждым разом удивляешься, как быстро меняет свои границы последнее пристанище жителей нашего города… Наша газета не первый раз подымает данную «нестандартную», хотя и вполне земную тему, однако, вопрос не решается, если не сказать, что пущен на самотек. Некоторый хаос на кладбище заметен и невооруженным взглядом. Нет четкой градации, порядка, ровных линий, нет элементарно кладбищенской ограды или стены с воротами, что считается нормой в столичных градах. Между тем, наши предки высоко почитали могилы предков. И считали самым большим оскорблением в свой адрес их разрушение, либо осквернение. Хорошо известна история давних времен, когда персы, под руководством царя Дария, решив покорить свободолюбивых скифов, вторгаются в степи, где от стойбища к стойбищу кочевали наши далекие предки. Орда Дария превосходила скифские отряды в десятки раз, да к тому же не все скифы хотели воевать с врагом. Поэтому скифское войско благоразумно отходило, выжигая все на пути своего отступления, совершая при этом разящие контрвыпады. Наконец, царь Дарий устав от бесконечного преследования, и неся значительные потери от вылазок скифов, посылает к скифам парламентариев, предлагая все решить одной битвой. Скифы ответили: «У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей; нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, поэтому и торопиться вступать с вами в бой мы не спешим. Но если вам крайне необходимо ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет». Иными словами, в случае нахождения персами скифских могил и их разорения, наши предки, особо относящиеся к своим усопшим и ко всему, что связанно с памятью, могли бы пренебречь явной опасностью и биться с превосходящим в разы противником.
Издание учебника по истории Осетии, как составляющего звена национальной идеологии, все еще находится под вопросом
Данная фраза, вынесенная в заголовок материала и фактически отражающая нашу идеологическую действительность, мягко говоря, не делает нам чести. А если быть конкретнее, то проявившаяся не свойственная нам, тем более, в таком вопросе инертность, по сути, губительна и преступна. Необходимость подготовки и издания нового учебника по истории Осетии вопрос для нашего народа архиважный и в то же время перезревший, поскольку учебники, по которым до сегодняшнего дня учащиеся школ республики изучают историю Отечества, по мнению самих ученых-историков, далеки от необходимых стандартов.
Корабль спасения
Приступаю к благородной и важной миссии – написать о родном для меня (и для многих) храме св. равноапостольных царей Константина и Елены в г. Цхинвале, который нуждается в безотлагательной помощи. Этим я как-то, возможно, смогу воздать за бесчисленные благодеяния, полученные мною в стенах храма. Стал он мне родным совершенно случайно. Своим, тогда еще новообращенным умом я думала, что слишком он неказист и прост: маленький, почти наполовину ушедший в землю, старый и без куполов. Тогда я не предполагала, что это – древняя, священная простота раннехристианской архитектуры. Храм, оказывается, принадлежит VI веку и имеет форму корабля – наиболее раннюю из всех известных форм церквей, символизируя собой ковчег спасения в бушующей мирской пучине. Изначально, т.е. во времена гонения христиан, такие храмы строились под землей. Под алтарями древних церквей в криптах хранились мощи мучеников. В IV веке, после издания императором Константином Миланского эдикта о веротерпимости, храмовое строительство навсегда перешло в свой наземный этап.
Последний из легендарной пятерки
«Осетинский вопрос» – о разделении народа на северных и южных по прихоти вождей – хорошо отражает одновременно несколько сторон советской жизни: бесправное положение народа, чья численность по советским меркам не дотянула до права считаться равным среди других, сопротивление лучших представителей народа, сохранившего древнейший язык предков, политику насильственной ассимиляции, неизбежность духовной деформации одной части народа и высокую ответственность другой. Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР была одним из многочисленных полигонов для проведения масштабных экспериментов над “человеческим материалом” в Советском Союзе. Советская власть воспринималась южными осетинами как спасение от истребления грузинскими войсками, огнем и мечом прошедшими по Южной Осетии в 1920-21 годах. Ориентация на большевиков, в основном, объяснялась стремлением оставаться частью единого народа, в составе одной страны – России. Вопреки всякой логике после установления советской власти в Грузии Южная Осетия в виде автономной области была включена в состав Грузинской ССР, а понятие “национальный вопрос” было исключено из лексикона. Началось строительство новой исторической общности под названием “советский народ”. И только в самом конце долгого процесса “строительства” было осознано, что многонациональность “из фактора слабости превратилась в фактор силы и процветания” большой страны. На заре советской власти, как принято было обозначать тот период, были другие подходы к языку и культуре малочисленных народов.
Осетино-осетинская граница: нелепость новейшей истории или небольшие исторические параллели
Вопрос пересечения таможенного поста Нижний Зарамаг на российско-югоосетинской, а по сути на осетино-осетинской границе довольно часто встает со всей остротой. В последние месяцы данная проблема вновь актуализировалась с новой силой… Вообще сама по себе граница априори вызывает у человека двоякое ощущение. Если у тебя нет необходимости ее пересекать, то ее наличие приветствуется. Но если в силу необходимости человеку приходится проходить через пограничные и таможенные барьеры, да еще делать это регулярно – то граница воспринимается отрицательно. Тем более, если граница при этом фактически разделяет национальную территорию. В нашем случае – граница между независимой Республикой Южная Осетия и Республикой Северная Осетия-Алания (де-юре Российской Федерацией) – мы получили необычно звучащее словосочетание «осетино-осетинская граница». История знает подобные примеры: «германо-германская» и «корейско-корейская» границы. Но это разделения по политическому принципу, и границы обосабливали враждебные друг другу территории.
Съемки фильма в Южной Осетии: вопросы, оставшиеся без ответа или для кого уготована «Русская рулетка»?
В конце октября ряд юго-осетинских СМИ сообщили о начале съемок первого на территории Республики художественного фильма о грузино-осетинском конфликте 1989-2008 гг. В частности, сюжет картины повествует об эпизоде начала войны 90-х годов под названием «Русская рулетка». При этом никто, в том числе и из журналистов, не додумался просто просмотреть сценарий… А следовало бы. Их уже несколько десятков – фильмов о войне в Южной Осетии, художественных лент и документальных свидетельств о кровавых страницах в истории осетинского народа, фильмов, авторы которых, в основном, российские, попытались ответить посредством искусства на множество вопросов. В том числе и о том, кто и почему развязал эту жестокую расправу над осетинским народом, как все было на самом деле, и каким образом последствия водоворота кровавых событий отразились на судьбах отдельных людей.
Государственная независимость РЮО как фактор возрождения национального самосознания
Наши предки (кобанцы, скифы, сарматы и аланы), оставившие нам материальную и духовную культуру, прославившиеся своей самобытностью, были яркими представителями индоевропейцев, коими на сегодня являются и осетины. Именно они, а еще ранее аланы, в силу сложившихся исторических обстоятельств мужественно осваивали Кавказский регион, оберегая при этом свою веру, язык, традиции и обычаи, материальную и духовную культуру. Именно поэтому так важно хранить нашу подлинную культуру, не забывая, что в мозаике народа важен любой человек, человек думающий о будущем своего народа. Именно такие люди ценны и дороги для возрождения и становления нации. А такие люди у нас есть. Люди, на которых можно равняться.
О пивоваренном заводе «Алутон» и других промышленных предприятиях
В Южной Осетии сегодня невелик промышленный потенциал. Да работают заводы «Электровибромашина» и «Эмальпровод», выпускает продукцию завод по розливу минеральной воды «Багиата», де-юре существуют механический завод, завод по производству соков и пивоваренное производство. Однако по объемам производства все эти предприятия промышленного сектора Южной Осетии едва ли тянут по мощности со средним действующим российским предприятием. Швейная фабрика ВТБ-24, запущенная с помощью российских инвестиций, является исключением, подтверждающим правило. Поэтому сообщение о том, что планируется возобновление производства на пивоваренном заводе «Алутон» (пос. Ленингор) вызвало большой интерес. Как сообщил недавно на пресс-конференции в Цхинвале вице-премьер Республики Гурам Мелкоев, его предполагается запустить на средства российского инвестора. Для возобновления работы предприятия, по его словам, необходимо 15 миллионов рублей. «Эта сумма необходима для доукомплектования предприятия новым оборудованием и чтобы завезти туда необходимое сырье», – пояснил Мелкоев.
Писатели Осетии довели свой процесс объединения до логического завершения
3 октября в Цхинвале, в актовом зале Юго-Осетинского Научно-Исследовательского института состоялся II съезд писателей Осетии. Многие интересовались, почему за столько лет существования двух осетинских писательских союзов, собираются они на свой форум лишь второй раз по счету. На этот счет в ходе своих выступлений дали исчерпывающий ответ делегаты съезда Нафи Джусойты и Мелитон Казиты. Осетия всегда была единой. Единой была ее территория, ее народ, который имел один язык и одну культуру. Все попытки разделить ее на части носили искусственный, если не сказать, враждебный в отношении осетин характер. Когда в Санкт-Петербург отсылалось осетинское посольство (1749-1752 гг.), то в его состав вошли представители всех осетинских обществ. И в 1774 году Осетия вошла в состав России как единое национальное образование. Поэтому еще в середине ХIХ века к российским правителям направлялись петиции о том, что следует соединить ущелья и общества дорогами, чтобы люди могли общаться и народ не нес лишений. С большей остротой этот вопрос проявился после установления Советской власти.
Разноцветье политической палитры Республики
Беглый взгляд на негосударственный сектор Южной Осетии
Несмотря не небольшую территорию и сравнительно незначительное население, пространство применения сил общественными и политическими объединениями в Южной Осетии широко. На сегодняшний день в Республике официально зарегистрировано 176 политических партий и некоммерческих организаций (НКО). В первой шеренге, конечно же, политические партии. Они разные по политическому весу в обществе, по времени обретения в истории и по количеству членов. Самой ранней из них является Коммунистическая партия Республики Южная Осетия (председатель Станислав Кочиев). Партия эта зарегистрирована в феврале 1993 года и является правопреемницей КПСС. Вернее ее дочки – областного комитета Компартии Юго-Осетинской Автономной области. Эта преемственность дает как право на неизменную поддержку старшего поколения, так и на возможность пользования недвижимостью КПСС, имеющейся на территории Южной Осетии.