Метаморфозы мирового рынка и Южная Осетия в ракурсе подписанного межгосударственного Договора
10 яиц – за 60 рублей, сметана за 70 рублей, килограмм рыбы, еще пару продуктов к столу и домохозяйка не досчитает в своем кошелке тысячу рублей. Если у нее найдется это сумма. Несмотря на внешне благополучную жизнь в Цхинвале и его окрестностях есть семьи, которые живут за чертой бедности… А между тем цены растут с арифметической прогрессией. Дорожает все: одежда, продукты, лекарства, техника и т.д. И если можно отказаться от ремонта в доме, от одежды под быстроменяющуюся моду, то есть хочется всегда… Да и заболеть в период кризиса вряд ли себе запретишь. В России уже вплотную занялись ценами на рынке, и в некоторых случаях удалось снизить стоимость на продукты первой необходимости. В Южной Осетии же, видимо учитывая малый процент на рынке внутреннего продукта, вначале решили пустить все на самотек.
Фатима работает продавцом в продуктовом магазине, за 14 рабочих дней получает чуть больше семи тысяч рублей. «Не представляю, как мы будем справляться. Всю свою зарплату я оставляю здесь, а тем, у кого дети, приходится еще труднее. Цены поднялись на продукты и бытовую химию, говорят, вскоре будет новый скачек цен».
Правда в последние дни ценами озаботились и в Южной Осетии. По поручению Главы государства совместная группа специалистов министерства экономики и прокуратуры отслеживают конъюнктуру рынка. Их задача отрегулировать цены на продукты первой необходимости и лекарства. Начальник управления ценообразования министерства экономики Догузов Руслан объяснят, что динамика роста цен соразмерна с изменениями на российском рынке. Так что обвинения в адрес предпринимателей о том, что они стараются заработать под «шумок» кризиса, необоснованны. «Наши предприниматели начисляют такой же процент на товары, что и до кризиса. Мы уже провели встречи с владельцами аптек и по мере возможности они идут нам на встречу.
В среднем цены за последние месяцы поднялись на 10-40%. Поскольку мы почти ничего не производим помимо хлеба и воды, меры, принимаемые в России, нам не подходят. Однако и в условиях Южной Осетии можно повлиять на рыночную ситуацию». Наш респондент отказался раскрыть разработанный ими план, до того как он будет представлен Правительству, но отметил, что при его одобрении, цены на продукты перовой необходимости удастся снизить до 20%.
Канули в лету обещания семилетней давности открыть магазин сельскохозяйственных продуктов Цинагарской зоны, где могли бы отовариваться цхинвальцы по доступным ценам. С тех пор упомянутый регион «разросся» до целого Ленингорского района. И вся производимая продукция оттуда на прилавках магазинов уже появляется, благодаря стараниям проворных перекупщиков. Более чем на 100% поднялись цены на грецкий орех, килограмм которого на цхинвальском рынке сегодня стоит 660 рублей. За аналогичный период прошлого года сумма варьировалась в районе 300 рублей. Подорожал сыр, овощи, фрукты и многие другие продукты местного происхождения, что никак нельзя увязать с падением цен на нефть и падением рубля по отношению к доллару. Однако обвинять сельхозпроизводителей в этой ценовой политике не стоит, поскольку и мужику из высокогорной осетинской деревни приходится покупать многое из того, что после кризиса прилично подорожало.
Кстати, как своеобразное решение и действенная помощь населению страны в данный тяжелый период скачков цен было бы, хотя бы временное, возрождение нескольких государственных магазинов, где бы товары первой необходимости продавались вообще без наценок. Поскольку цены и зарплаты простого обывателя находятся в совершенно разных плоскостях.
Между тем еще в октябре прошлого года в Южной Осетии впервые был определен прожиточный минимум. По подсчетам законодателей тогда была озвучена сумма чуть выше 8 тысяч рублей, именно столько надо одному человеку в месяц, чтобы наполнить потребительскую корзину. Надо ли говорить, что за упомянутые 8 тысяч приобрести тот минимальный набор товаров и услуг, необходимых человеку для нормальной жизнедеятельности.
Кризис, растущие цены, застывшие зарплаты и пенсии, отсутствие сколь-нибудь существенного местного производства. Увы, жить становится трудно. Но в новейшей истории нашей страны были времена тяжелее. В период послевоенной разрухи 90-х годов, сегодняшний день нам бы казался верхом благополучия. Видимо и вправду, нет худа без добра, в те тяжелые дни Республика почти обеспечивала себя продовольствием. Каждый клочок земли в Цхинвале и его окрестностях, не говоря уже о районах, был обработан. Сады плодоносили, и прилавки были заполнены собственными сельхозпродуктами. Может и сегодня настало время засучить рукава, затянуть потуже пояса и снова пойти поднимать целину... Ну а пока наша страна живет в ожидании начала реализации пунктов нового исторического Договора. Только надо понимать, что сидеть сложа руки и надеяться лишь на блага, несущие договором, по меньшей мере, безответственно. Договор, это фактический шанс, еще одна попытка встать нашей стране на ноги, и в первую очередь возродить сельскохозяйственную сферу. Если бы это направление у нас было развито, безусловно, мы бы сейчас менее болезненно перенесли все происходящие метаморфозы мирового рынка.
Фатима Плиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.