Тревожная тенденция
В русской классической литературе есть рассказ, в котором описывается метод работы городового эпохи царской России. Узнав, что на берегу реки местная подвыпившая публика затеяла драку, он посчитал необходимым послать туда свою фуражку с кокардой. И этого оказалось достаточным, чтобы охладить пыл дерущихся.
Мы помним, что и в эпоху СССР одного вида милиционера было достаточным, чтобы конфликтная ситуация быстро разрешалась. Все знали, что наказание за правонарушение неизбежно, и люди предпочитали не доводить дело до вмешательства представителей правоохранительных органов. И хотя и в Советском Союзе была преступность, но она была на уровне неискоренимых проявлений человеческой натуры. И ни в коей мере не являлась серьезной проблемой общества.
В нашей Республике, при кажущемся внешнем спокойствии, вызревают тревожные тенденции. Это, прежде всего, появление т.н. «групп поддержки», которые оказывают влияние на сотрудников правоохранительной системы. Иногда это вмешательство ограничивается прибытием десятка родственников в места содержания под стражей, иногда все ограничивается телефонным звонком. Но порой создается угроза серьезной дестабилизации.
Несколько лет назад сотрудники ГАИ остановили за превышение скорости водителя на проспекте А.Джиоева. Молодой человек, который к тому же оказался нетрезв, не только оспорил претензии сотрудников милиции, но и вызвал по телефону своих друзей. Через десять минут вокруг собралась огромная толпа. Тогда сотрудники ГАИ, в свою очередь, вызвали ОМОН. Приехала патрульная машина с бойцами ОМОН вооруженными автоматами. После нескольких выстрелов в воздух, молодые люди слегка приутихли. Однако после того, как «омоновцы» попытались посадить в свой автомобиль провинившегося водителя, толпа снова взорвалась и буквально вырвала его из рук милиционеров.
В последующие полчаса уже не было понятно, где и что происходит. Формировались отдельные кучки людей, которые передвигались с одного места на другое. Вся улица оказалась перегорожена зеваками, которые также посчитали необходимым вмешаться в ситуацию, и словом, и делом. У нескольких молодых людей в руках были пистолеты. Казалось, еще немного и прольется кровь. Лишь прибытие на место тогдашнего главы МВД с подмогой смогло разрешить ситуацию.
Провинившийся водитель был доставлен в МВД и после короткой беседы отпущен. А задержавшим его сотрудникам ГАИ еще несколько дней пришлось выдерживать «наезды» его дружков. Понятно, что такая ситуация не будет способствовать тому, что в следующий раз милиционеры будут так же пристрастны.
Недавно сходная ситуация была и в одном из ресторанов Цхинвала, где проходило праздничное застолье. Словесная перепалка между гостями переросла в массовую потасовку. При этом все это напоминало не простую драку, а схватку двух волчьих стай не на жизнь, а на смерть. Ожесточению дерущихся не было границ, избиению подвергались все, кто оказывался на их пути. И, прежде всего, люди, пытавшиеся их разнять.
Именно вот такие группы могут создать со временем серьезные проблемы в нашем обществе. Пока что они не оформлены структурно. Но мы помним, что неформальные криминальные группировки в недалеком прошлом существовали в отдельных районах Цхинвала. И в эти районы мог приезжать только ОМОН, простые милиционеры из ГОВД или участковые сюда никогда не наведывались. Именно одну из этих группировок в 1996 году представители оппозиции использовали в своих попытках организовать политический переворот в стране.
Любые проявления криминальной групповщины должны пресекаться жестко и своевременно. Надежда на то, что молодые люди образумятся и «подобное больше не повторится» – иллюзорна и только прививает молодчикам чувство безнаказанности. Конечно, сделать это бывает порой непросто. Есть такое понятие как родственная база, кроме того у сотрудников милиции среди дерущихся всегда окажется знакомый или товарищ. Но отслеживать ситуацию и реагировать на нее надо. Пока молодые люди с криминальными наклонностями не оформились в криминальные авторитеты. Общество должно видеть, что нарушитель порядка, будучи задержан, не окажется уже на следующий день на свободе, и не будет бравировать своей безнаказанностью.
Куда меньшим злом выглядят обычные преступления и правонарушения. То, что работа правоохранительных органов видна, бесспорно. Одно то, что на свадьбах практически перестали стрелять уже достижение. Да и в отчетах МВД раскрываемость преступлений достаточно высокая. Так, по сведениям главы МВД А.Лавоева процент раскрытых в 2014 году преступлений составил 75%. И сегодня в отчетах МВД, публикуемых в СМИ, рапортуется о раскрытии большинства совершенных на территории РЮО правонарушений.
Здесь отметим, что о самих преступлениях мы узнаем, прежде всего, в связи с их раскрытием, хотя помнится, что раньше публиковалась общая сводка происшествий. Сейчас же создается стойкое ощущение, что сообщается только о тех преступлениях, которые раскрыты. Как пример, отсутствие информации в СМИ об ограблении кассы Автовокзала, когда было похищено около полумиллиона рублей.
Кроме того, сегодня наблюдается резкий всплеск квартирных краж. Причем грабители дошли до того, что совершают кражи в присутствии владельцев квартир. По сравнению с этим, кража бензина из припаркованных у домов автомобилей кажется уже не таким значительным правонарушением.
Действенной мерой стало и патрулирование ночных улиц Цхинвала патрульными машинами. Это серьезным образом влияет на ночных лихачей. Тем не менее, все еще часты наезды на разграничительные полосы, лихачество и превышение скорости. В СМИ сообщается о задержании водителей в нетрезвом состоянии, но практически нет информации о денежных взысканиях. Хотелось бы узнать не только о сумме штрафов, но и увидеть на страницах газет фамилии нарушителей правил дорожного движения, а на экранах телевизора – их лица.
Зачастую сотрудники ГАИ остаются сторонними наблюдателями при нарушении правил дорожного движения. Конечно же, нарушители не остаются без внимания, но существует негласный перечень автомашин (служебных и личных), которые являются «неприкасаемыми». Иногда кажется, что сотрудники ГАИ уже интуитивно различают то, какую машину можно остановить и проверить, а с водителем которой лучше не связываться.
Все еще вызывает вопросы отсутствие регулирования перекрестков при отключенных светофорах. И хотя сотрудники ГАИ при этом находятся рядом, движение регулируется самими водителями, которые на подсознательном уровне, а зачастую и по мере уровня личной наглости определяют очередность пересечения перекрестка. Было бы неплохо, если бы была введена практика работы регулировщиков, хотя нет уверенности, что те же водители смогу распознавать указания полосатого жезла.
Поэтому вызывает вопросы и квалификация самих автолюбителей. Обычно, когда на машинах Цхинвальской автошколы проводятся учебные заезды, то за рулем мы видим исключительно представительниц женского пола. Но ведь водительские права получают и молодые люди. И умение водить машину они не получают при рождении. Тем не менее, присутствие парней в учебных классах факт достаточно редкий. Отсюда и поверхностное знание правил дорожного движения.
И в заключении снова к проблеме возникновения групповщины в действиях правонарушителей. У осетин всегда была традиция в драках выдерживать принцип равного участия сторон. Если разборки были персональные, то драка «один на один». Были и массовые разборки, но опять-таки с максимально возможным соблюдением равенства сторон. Но, чтобы толпа избивала одного человека, это было нарушением всех правил. В этом мы отличались от ряда кавказских народов, где и сегодня в почете именно такие групповые «налеты». И очень не хочется верить, что отдельные проявления такой формы насилия, станут обычным явлением и в Южной Осетии.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.