Высокий героизм защитников Сарабукской высоты
В истории национально-освободительного движения в Южной Осетии много героических страниц. Каждый год отмечен той или иной судьбоносной вехой: принятием политического решения, референдумами, боевыми действиями. В черед последних: бои по освобождению Цхинвала зимой 1991 года от грузинских милицейских формирований, отражение наступления на столицу РЮО весной-летом 1992 года, грузинским полномасштабным вторжением летом 2004 года и в августе 2008-го.
В этом году исполнилось 10 лет событиям августа 2004 года. В Республике по этому поводу особых торжеств не устраивалось. Тем не менее военные действия того периода также заслуживают того, чтобы и о них помнили. Когда мы вспоминаем события лета 2004 года, то в основном говорим об обороне Цхинвала и боях у Тлиаканской высоты. При этом боевые действия у селения Сарабук Цхинвальского района остаются в тени. Хотя именно там и происходило наиболее ожесточенное противостояние с грузинскими армейскими подразделениями.
Дело в том, что в этом направлении проходит дорога, которая в обход Цхинвала выходит на ТрансКАМ у селения Хвце Дзауского района. Прорвавшись на ТрансКАМ, грузинские подразделения могли бы отрезать и Цхинвал, и Дзау от остального мира. В этом случае сопротивление становилось практически невозможным, так как основные силы юго-осетинского сопротивления были бы отрезаны от стратегических тылов. Как пример, события 1920 года, когда грузинская гвардия, сломив сопротивление защитников Сарабукского и Джерского ущелий, по которым пролегает стратегическое шоссе, смогли выйти в тыл юго-осетинским повстанцам. Лишь после это-го было принято вынужденное решение оставить Цхинвал и отступать в Северную Осетию и в окрестные леса. Но летом 2004 года противник не смог преодолеть оборону и надолго застрял у селения Сарабук. Лишь спустя некоторое время, поняв тщетность своих попыток, враг изменил направление главного удара, начав наступление в направлении Тлиаканской высоты.
На минувшей неделе в память защитников Сарабукской высоты у одноименного селения был открыт монумент. Он представляет собой стелу, облицованную мрамором, на ней две таблички на осетинском и русском языках, где указано: «Живым и павшим защитникам Сарабукской высоты посвящается. Отдельной роте ЧС, седьмому стрелковому батальону, бойцам ополчения с. Сарабук». Памятник огорожен металлическим забором, площадка выложена плиткой. Скромно, но достойно.
На церемонию открытия памятника пришли бойцы подразделений, принимавших участие в боях, представители Правительства и Парламента, руководство Цхинвальского района, депутаты, местные жители, журналисты. Торжественное мероприятие началось с поднятия осетинского флага.
В своем выступлении председатель парламентского комитета по образованию, науке и культуре, религии и СМИ Ю.Габараев отметил важность происходящего события. О событиях августа 2004 года в нашем обществе стали уже забывать, и памятник станет напоминанием последующим поколениям о героизме защитников Родины.
Необходимость сохранения памяти о подвиге каждого защитника Южной Осетии, отметил в своем выступлении и вице-премьер Эрик Пухаев. «Пройдут годы, десятилетия, но новое поколение нашей страны будет учиться на славных делах тех ребят, кто с оружием в руках в 2004 году, в предыдущие и последующие годы вставал на защиту своих матерей и отцов, сыновей и дочерей. Такие памятники должны возводиться во всех местах, где героически сражались и пали наши ребята», – сказал Э.Пухаев.
Глава администрации Цхинвальского района А.Плиев рассказал, что в Республике установлено много памятников участникам Великой Отечественной войны, но памятников участникам обороны Республики Южная Осетия наперечет. «И сегодня эта стела станет еще одним напоминанием о подвиге народа уже в новое время», – сказал А.Плиев.
О необходимости внимания со стороны Правительства к проблемам участников грузино-осетинского противостояния указал командир 7-го стрелкового батальона В. Кокоев. «Мы знаем, что государство делает много в этом направлении, но надо понимать, что все еще остаются нерешенными некоторые вопросы социального характера», – отметил В. Кокоев.
Участник обороны Сарабукской высоты О. Харебов перечислил фамилии участников боевых действий, которые не дожили до сегодняшнего дня. Слова благодарности в адрес защитников Сарабукской высоты высказали руководитель информационного центра Парламента РЮО Б.Харебов, офицер ОМОН Д.Козаев.
С большим вниманием участники церемонии слушали выступление вице-спикера Парламента, командира одного из подразделений, защищавших Сарабукскую высоту в августе 2004 года Д.Тасоева. «Мы понимали, что на нашем направлении враг будет прорываться вперед, чтобы обойдя наши села, отрезать Цхинвал от остальной части Осетии. Поэтому мы приняли решение стоять до конца. Здесь плечом к плечу встали бойцы отдельной роты ЧС, седьмого стрелкового батальона, ополчение сел Сарабук, Дменис, Ортеу, Джер. Нам противостоял серьезный противник, имевший тяжелое вооружение и бронетехнику. Но мы выстояли, потому что знали, что отступать некуда – позади нас были мирные селения.
В этом году исполнилось десять лет событиям 2004 года. Тогда, в августе, М. Саакашвили попытался в первый раз захватить Южную Осетию. Бои шли и вокруг Цхинвала, у Тлиаканской высоты. Пытался враг прорваться и здесь, у с.Сарабук.
По инициативе парламентского комитета по обороне и безопасности было принято решение увековечить память погибших и живых защитников стратегической высоты. Строительство шло методом народной стройки. Такие памятники надо ставить во всех местах, где проходили бои, чтобы последующие поколения знали нашу историю, могли отличить белое от черного», – сказал в своем выступлении Д. Тасоев. Он также отметил вклад каждого, кто принял участие в строительстве памятника, особо отметив автора монумента А.Бекоева.
После окончания выступлений состоялось открытие Мемориала. Участники церемонии возложили цветы к подножию памятника.
Несмотря на то, что в истории Отечественной войны 1989-2008 события у Сарабукской высоты августа 2004 занимают небольшое место, в самой Грузии они не остались незамеченными. В сентябре того же года на грузинском телевидении вышел даже документальный фильм, посвященный этим боям. Понятно, что в его основе восхваление подвига и стойкости грузинских солдат, но даже здесь противник был вынужден признать выучку и умение юго-осетинских бойцов.
В боях у селения Сарабук принимали участие бойцы элитной Коджорской бригады вооруженных сил Грузии. В ней большинство были выходцами из Западной Грузии. Об уровне подготовки этого подразделения говорит то, что именно ее выбрали американские советники для отправки в Ирак. Тем не менее, даже это элитное подразделение не смогло добиться успеха в этом направлении. Хотя в своих воспоминаниях, грузинские военнослужащие старались указать на невыгодность своего стратегического положения и беспримерный личный героизм. А как же без этого, подобная лживость и бравада у них в крови. Пока дело не доходит до конкретики. Вот, что писал участник боев у Сарабукской высоты капитан Майзера Геловани: «Хорошо помню, произошло это на рассвете, в 4 часа утра. Нас высадили в чистом поле, где не было даже камня, чтобы укрыться. Никто не знал, какова оперативная обстановка. С восходом солнца мы оказались под огнем осетинских формирований. Они укрывались в лесу, в окопах и на возвышенности, а мы торчали внизу, в чистом поле безо всякого укрытия. Атака и ее отражение длились больше трех часов. К счастью, с нашей стороны потерь не было. Четверых солдат ранило. А с осетинской стороны погибло 8 человек…».
Отметим, что все, кто побывал на Сарабукской высоте, знают, что именно у грузинских подразделений были более выгодные позиции, располагавшиеся выше осетинских. В отличие от осетин грузины имели на своем вооружении бронетехнику. Но даже это преимущество не принесло врагу успеха. Так, только в одном бою были сожжены грузинские БМП и бронетранспортер. Укажем также, что в тех боях не было погибших осетинских бойцов, хотя и были раненые.
Грузинский коммандос А.Кецбая из этого спецподразделения, подготовленного американскими инструкторами, вспоминая, был более прямолинеен: «…Учеба это одно, а война – совсем другое. Там стоит неподвижная мишень, а тут, ты сам мишень, по которой стреляют, и стреляют очень сильно. Иногда бывало очень страшно. Наш президент (Саакашвили – ред.) сказал, что наше подразделение самое сильное на Кавказе, и противник это почувствовал... В течение двух дней нас просто бешено атаковали, и на исходе второго дня мы сами вышли из окопов. В этот день погибли наши парни. Тогда был ужасный дождь, ветер, туман, но мы ждали противника и были подготовлены. Тогда осетины потеряли 40 человек, не знаю, убитыми, или ранеными. После боя мы выходили на поле, но не находили там убитых. Наверное, осетины их успевали вывозить.
Они, в основном, переговаривались на русском. Не могу понять, откуда у них такое войско! Они все, наверное, специально подготовленные. Во время атак они очень метко стреляли в цель. А мины попадали точно в наши окопы. И это с расстояния 1,5 километра! Иногда их бойцы подбирались прямо к нашим окопам и забрасывали нас гранатами. Так погиб наш товарищ Доменик, который закрыл собой гранату, которая попала в окоп. И потом, эти их переговоры с помощью автоматных очередей! Они, таким образом, разговаривали на азбуке Морзе. Стреляли из автомата, и у них получались отдельные слова. Не могу понять, где они этому научились! У осетинских бойцов был и свой пароль. Мы уже знали, когда начнется атака. Например, прозвучит два одиночных выстрела, и мы уже знали, что пора лезть в окопы. Или бой идет минут двадцать, и тут видим, три трассера. Уже знаем, что они отступят, и уже можно будет отдохнуть. Подготовлены они были на высочайшем уровне! Не думаю, что это были осетинские войска. Не могут осетины быть так подготовлены! Наверное, это были казаки или наемники».
В одном грузинские военнослужащие, действительно, были правы. В числе защитников Сарабукской высоты было подразделение, которое обладало особой боевой выучкой. На памятной стеле оно обозначено как «отдельная рота ЧС» и было укомплектовано жителями Республики. К сожалению, по объективным причинам это подразделение после августа 2004 года было расформировано, и не приняло участия в боевых действиях в войне 2008 года.
То, что на памятнике это соединение обозначено именно так, говорит о том, что еще не пришло время поведать обо всех событиях и персоналиях новейшей истории. Но уверены, что наступит время, и мы сможем рассказать о каждом из бойцов «отдельной роты ЧС», которые сегодня живут рядом с нами и занимаются далеким от ратных дел мирным трудом.
А.Санакоева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.