Сохранить наследие предков
Уважаемые читатели! Наша редакция предполагает совместно составить реестр святых мест Республики Южная Осетия. Сюда будут включены: наименование святилища, его схема, фотографии, описание ритуала и, конечно же, его история. Эта работа предполагает коллективный труд, и поэтому приглашаем принять участие в этом добром деле всех желающих.
Известно, что свои особенности имели у осетин зримые воплощения присутствия божественной сути – святилища (кувæндон/ковæндонæ). Кувæндон (букв. «место для моления») в Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек. Небожитель мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые, в свою очередь, обычно строились на священных для местных жителей местах.
Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался его филиал у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового.
Одни святые места сохранили свою «привязку» к конкретному небожителю. Например, «Уастырджыйы кувæндон», «Уацилла» и т.д.; сакральное содержание иных же утеряно, осталось только восприятие по расположению на местности или по цветовой идентификации «Рагъы дзуар», «Урс дзуар»... Хотя очевидно, что и эти святилища были посвящены определенным представителям религиозного пантеона осетин.
Начать же мы решили с представления ущелья Бырытат. И ждем ваших дополнений, если какое-то святилище было упущено.
Святилища ущелья Бырытат
Ущелье расположено в исторической местности Урс-Туалта Дзауского района РЮО. Здесь существовало несколько населенных пунктов, объединенных общим названием – Бырытатæ. Среди святых мест:
«Бæрзонд дзуар» – культовое место, расположенное над ущельем, название обозначает буквально «Высокое святилище». Отмечается в неделю летнего религиозного праздника Дауджытæ, в четверг.
«Зæнджы дзуар» – святилище, название которого привязано к рельефу местности (букв. святилище пригорка). Расположено на дороге у спуска в ущелье Бырытат. В визуальном плане это небольшой навес с дощатыми столами. Это молельня (филиал) более значимого святилища Чъырындзуар, расположенного на труднодоступной возвышенности. В Осетии практически все важные святилища имеют территориальные филиалы, устроенные в шаговой доступности для людей, которые по состоянию здоровья уже не могут подниматься в гору.
«Касутæ» – святилище в окрестностях селения Бырытат. Касутæ – праздник весеннего цикла, во время которого молодых невесток водят к святилищу и молятся о рождении потомства. Касутæ – праздник плодородия, отмечали его в субботу, спустя две недели после Пасхи. Празднование дня этого святого места сегодня уже не входит в число местных календарных праздников.
«Реком» – местность на горном хребте на правом берегу реки у покинутого селения Рæмонатæ ущелья Бырытат. Празднование проводилось в субботу, ровно за неделю до дня празднества Дауджытæ. Празднование совпадало с праздником святилища Реком в ущелье Цей Северной Осетии. При этом мест ное святилище не считалось его «филиалом», а было одним из многочисленных равных, одноименных святых мест на территории юга Осетии.
«Саниба» – святилище в окрестностях Бырытат, посвящено Троице. Отмечалось весной. Сегодня уже не празднуется.
«Саргъау» – святилище в окрестностях селения Фæзы Бырытат, на пологом склоне северной окраины села. Название означает буквально «похожий на седло». В настоящее время уже не входит в число отмечаемых празднеств.
«Тыппыгъуыйы дзуар» – название означает «святилище Тыппыгу», расположено между полянами на возвышенности на южных отрогах ущелья, над местом, где располагалось селение Джыбылты-кау. Посвящено божеству грома и хлебов Уацилла. Отмечается в понедельник недели празднования Дауджытæ.
«Уастырджыйы дзуар» – каменная постройка в виде небольшой башенки на западной окраине селения Фæзы Бырытат. Святилище в честь Уастырджы, самого главного персонажа осетинского пантеона. Уастырджы – покровитель мужчин, путников и воинов, защитник бедных и обездоленных. Осетины его представляют всадником на чудесном белом коне и наделяют любимое божество лучшими человеческими качествами: «Сыгъзæрин» (Золотой) Уастырджы, «Сыгъзæрин-базыр» (Златокрылый) Уастырджы и т.д. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» (Покровитель мужчин). Отмечается в дни общеосетинского праздника Джиуаргуыба осенью в течение недели.
«Чъырын дзуар» – святилище, расположенное в одноименном лесу на возвышенности у начала ущелья Бырытат. Посвящено Дауджытæ, отмечалось в субботу-воскресенье, на шестую неделю после Пасхи. Духи и ангелы – силы небесные, которым посвящались все ритуальные действия, должны были оберегать труды земледельцев. Святилище представляет из себя небольшую каменную постройку.
Р.Кулумбегов
От редакции: Если у вас есть информация о том, как отмечалось празднование святилища, имеются легенды, фотографии, рисунки просим звонить по телефону: +7-929-804-35-60.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.