Когда решится вопрос создания Музея геноцида?
Недавно студенты ЮОГУ посетили во Владикавказе Музей жертв преступлений США и НАТО. Экскурсию для гостей из Южной Осетии провел инициатор этой встречи, председатель общественного движения «Наша Осетия» Вячеслав Лагкуев. По его словам, их задача – рассказать о реалиях современности будущим поколениям. Надо ли говорить, что в музее есть отдельная экспозиция, посвященная событиям в Южной Осетии.
Отмечая несомненную пользу этой поездки, хочется в этой связи вернуться к вопросу создания в Республике своего Музея геноцида. Наша газета неоднократно поднимала эту тему, предлагая несколько вариантов реализации данного проекта, как по форме, так и по содержанию. Жители Южной Осетии, сами ставшие объектом действий США и НАТО через своих ставленников в Грузии, достойны иметь свой музей, а не узнавать о событиях в других музеях.
Первая попытка организации подобного собрания документальных свидетельств была предпринята в августе 2009 года, в годовщину трагических событий. Тогда экспозиция разместилась на первом этаже сожженного здания по ул.Сталина 13. Понятно, что это была разовая акция, не ставящая целью организации постоянной экспозиции.
После для Музея геноцида было определено отдельное здание – бывший магазин «Фарн» у храма Пресвятой Богородицы. Но по объективным причинам о самом музее на сегодня свидетельствует только табличка на его стене.
Возможно, что промедление с организацией Музея связано с ожиданием ввода в эксплуатацию Краеведческого музея, где предполагается открытие и зала современной истории Южной Осетии. Но согласитесь, что история геноцида заслуживает отдельной темы. Кроме того экспозиционные возможности воссоздаваемого Краеведческого музея невелики. Ведь здесь должны быть отдельные залы скифской, сарматской и аланской культуры, отдельный зал для экспозиции материалов Тлийского могильника… По всей очевидности, здесь же разместится и Музей Боевой славы, посвященный Великой Отечественной войне. Прежнее помещение по ул.Таболова уже не отвечает требованиям музейного здания и, по имеющимся сведениям, передано новому хозяину.
Нашей газетой в свое время было высказано предложение организовать Музей геноцида в здании Совпрофа. Данной трактовке также есть свои обоснования. Во-первых, оно находится в месте, где произошли решающие бои в августе 2008 года, во-вторых, у входа в здание находится башня грузинского танка, подбитого во время боев. Чем не готовый нерукотворный памятник у входа в музей? Эта башня и сейчас является местом, где до сих пор делают фотографии на память гости столицы. Тем самым, де-факто определив его знаковость.
При выборе данного здания под Музей было бы возможным разместить административные помещения музея только на первом этаже, а для экспозиции сделать пристройку с восточной стороны, где есть немалая свободная площадка. Все остальные этажи же безболезненно отдать для государственных организаций, оборудовав отдельный вход. Наличие большого зала также является важным элементом, здесь могли бы демонстрироваться документальные фильмы, проводиться симпозиумы и конференции, посвященные теме геноцида осетин.
Одним из мест создания предполагаемого Музея геноцида обозначена и подземная часть проектируемого Мемориала жертв грузинской агрессии, в районе Дубовой рощи. Идея, безусловно, заслуживающая внимания, но любое подземное помещение, а оно, судя по строительной площадке, не будет обширным, навряд ли сможет вместить экспонаты всего периода. Хорошо если здесь поместятся хотя бы экспонаты, связанные с августом 2008 года.
Будущий музей геноцида должен стать постоянно действующей экспозицией свидетельств преступлений против народа Южной Осетии. Это необходимо в первую очередь для будущих поколений. Уже в 20-х годах прошлого века, организовывая погром в Южной Осетии, грузинские меньшевики опирались на помощь Англии, США и Франции. Эти страны представляли военно-политический союз Антанту, прообраз современного НАТО. Тот геноцид мы не смогли запечатлеть – он остался только в памяти и рассказах очевидцев. В 90-х годах начинается новое возрождение грузинского национализма, подпитываемого политической, материальной и военной поддержкой стран Запада. Именно эта помощь Грузии в эпоху сперва Шеварднадзе, а потом и Саакашвили сделала возможным военные вторжения 1992, 2004 и 2008 годов. Грузинские войска воевали по американским стандартам, с участием инструкторов НАТО и оружием, закупленным на западные средства. Все военные операции проходили при информационной и политической поддержке США и их союзников.
С годами менялись времена, но не менялись страны и их политика в отношении региона. Так что немалая доля ответственности в потворстве геноцида южных осетин лежит и на тех же США и НАТО. И об этом должны знать люди, как в Южной Осетии, так и за ее пределами.
Музей геноцида не должен оставаться местом, где демонстрируются только документально заверенные свидетельства преступлений против человечности, не только видео и фотохроника. Музей должен стать центром по информированию международной общественности о преступлениях против народа Южной Осетии, распространяя информацию, основанную на аудиовизуальных свидетельствах и документах по всему миру.
А. Касабиева
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.