Об истории появления траурных венков в цветах осетинского триколора
Около месяца назад, 18
марта, мы вспоминали жертв Ередской трагедии, прошло
возложение цветов и венков в виде национального триколора к месту
захоронения останков наших соотечественников. Еще через полтора месяца, 20 мая,
мы будем вспоминать другую трагическую дату в нашей новейшей истории – Зарский расстрел. И снова руководство
Республики вместе с представителями общественности страны поднимутся к месту
трагедии, где будет проходить возложение в память об убиенных… Эти две даты
объединяет не только неутихающая боль нашего народа и яркое доказательство
бесчеловечности грузинских неофашистов по
отношению к осетинскому народу, но и история появления первых венков в цвете
осетинского триколора, о которой мало кто знает. Она по своему интересна, и вот
девятнадцать лет спустя мы решили рассказать о ней.
Признаться, мне неизвестно, когда в других странах появились венки с вариациями цветов национальных флагов. Могу ошибаться, но в России, судя по фотографиям, ранее их не было, в братской Абхазии тоже, да и на севере Осетии – однозначно. Шел 2006 год, когда на тот момент советник Президента Жанна Зассеева, в преддверии подготовки к пятнадцатой годовщине Ередской трагедии, собрала Республиканскую комиссию по социально значимым мероприятиям, чтобы обсудить и утвердить ход памятного действа. До того времени, напомним, венки традиционно либо просто обрамлялись лентой с соответствующей надписью, либо, в лучшем случае, опускалась полоса из осетинского триколора, которая была узкой и практически терялась на общем «полотне» венка. Тогда и пришла мысль сделать весь венок в цветах осетинского флага. Идея была озвучена на том же собрании, Жанну Виссарионовну мысль заинтересовала, и было решено подготовить несколько венков в такой вариации. А поскольку идею высказали мы, то нас с Олегом Икаевым (замредактора газеты «Республика») и решили отправить во Владикавказ. В комиссии состоял и наш друг Марат Багаев, в то время начальник отдела госресурсов Администрации Президента и Правительства РЮО, у которого на тот момент была темно-зеленая «Волга». На ней и было решено отправиться во Владикавказ за первыми венками в цветах осетинского триколора, поскольку на юге в то время изготовляли лишь обычные, из еловых веток с вкраплением нескольких гвоздик. Однако на следующий день были запланированы два совещания в Правительстве, Марат сам выехать не мог, а потому по-быстрому была сделана доверенность на Олега Икаева, и мы выдвинулись. Естественно, через объездную Зарскую дорогу...
Прибыв во Владикавказ, в первую очередь мы последовали на проспект Коста и зашли в салон ритуальных услуг (название уже не припомню), который порекомендовала Жанна Зассеева. Салон впечатлял объемами и предлагаемым разнообразием. А вот объяснение смысла нашего заказа, несмотря на простоту вопроса, несколько затянулось. Помнится, ответный вопрос хозяйки магазина, мягко говоря, удивил. Представившись, мы сообщили, что с юга Осетии и хотим заказать венки, все полотно которых было бы выражено в цветах национального флага. В ответ она спросила: «А какие цвета у флага на юге?»… После объяснения, что флаг у нас один, она, тем не менее, отметила у себя в блокноте очередность цветов, записала количество венков (6 штук) и мы, удостоверившись, что заказ оформлен, отправились по другим редакционным делам (покупка принтерной краски, офисной бумаги и т.д.). Прибыв к назначенному часу обратно в салон, а было уже около семи вечера, нас ждал неприятный сюрприз. Цвета триколора на венках были расположены неправильно – с белым проблем не было, он, как и положено, возвышался над остальными, а вот красный оказался снизу, а желтый посередине… Сотрудники салона стали все переделывать, что, конечно же, учитывая и количество венков, быстро произойти не могло. В итоге выехали мы около двенадцати вечера, расположив три венка в багажнике, а три в салоне на заднем сидении вертикально, друг около друга.
…Было уже два часа ночи, когда наша «Волга» подъехала к развилке у Гуфтинского моста. Направо – объездная дорога через Зарский перевал, налево – напрямую через села Лиахвского ущелья, представлявшие собой с начала 90-х опасный грузинский анклав. Признаться, к тому времени мы были уже изрядно вымотаны, до дома, что называется, рукой подать, и очень не хотелось еще на целый час пускаться в объезд через Зар. А поскольку время было позднее и никаких грузинских пикетов не должно было уже стоять на дороге, мы решили на свой страх и риск ехать «через низ»… Если кто не помнит то время – по обоим концам этого анклава стояли миротворцы, которые отвечали за спокойствие на своих участках, но вот движение по трассе через эти села не контролировалось. Единственное – когда набиралась определенная колонна автомашин, то миротворцы сопровождали ее через анклав. Понятно, что в два часа ночи никакой колонны ожидать не приходилось, она набралась бы только к утру, поэтому, немного подождав, мы все же решили утопить газ в пол и ехать «на авось», что, впрочем, делали в то время многие цхинвальцы неоднократно, проскакивая эту территорию за считанные минуты. Другое дело, что кто-то удачно, а кто-то с последствиями…
«Волга» – машина объемная, шла плавно и уверенно. Мы «летели» молча, опустив стекла и вслушиваясь в звуки за пределами салона. Так большую часть трассы мы промчались на одном дыхании, но в районе с. Тамарашен поперек дороги стояли «УАЗ» и «Жигули», а перед ними вооруженные грузины в штатском. Нас явно ждали. Возможно, с совместного миротворческого поста, расположенного у Кехвского моста, грузинские миротворцы сообщили своим…
Трое грузин подошли к нам и дежурно попросили документы. Окно было спущено, но я сказал Олегу, чтобы он открыл дверь во время предоставления документов. С открытием двери в салоне зажегся свет, и грузины, увидев три стоявшие вертикально венка, несколько замешкались,и, подумав, что мы едем на похороны, произнесли «бодиши», вернули документы и посоветовали сильно не гнать, поскольку дальше дорога петляет (будто мы не знали)… Так были доставлены первые венки в цветах осетинского триколора,и на следующий день их возложили к месту захоронения жертв Ередской трагедии.
На 9 мая была испробована другая «цветовая» модель. К вечному огню, после гирлянды Славы, было возложено три однотонных венка, каждый в один цвет, как олицетворение трех ветвей власти – в данном случае белый венок возлагал Президент, красный – спикер Парламента, желтый – Председатель Правительства. Смотрелось тоже неплохо.
Но к 20 мая, Дню памяти жертв Зарской трагедии, было решено вернуться к бело-красно-желтому оформлению. На этот раз за венками выехал Марат Багаев на правительственной грузопассажирской «Газели»…
Было уже около десяти вечера, мы, задержавшись на работе, какраз спускались с третьего этажа, когда нам позвонил Марат сказать, что уже приехал, и, узнав, что мы еще на работе, попросил водителя проехать через Дом печати… Через пару минут мы, сидя на скамейке, перекидывались словами, когда взгляд невольно пал на открытую дверь «Газели», откуда были видны венки... Цвета триколора снова были расположены неправильно. Кроме одного венка. Марат в гневе набрал номер хозяев салона, мягко говоря, отчитал их, сказав, чтобы сотрудников собрали заново, поскольку венки нужны к утру, и выехал обратно. Через Зар… Возложениепрошло четко по графику, при этом никто не узнал о произошедшей неординарной ситуации. Все было сделано в срок.
В июне того же года – а 2006-й был объявлен в Южной Осетии годом Абхазии – в Цхинвал прибыла правительственная делегация этой приморской республики во главе с Президентом Багапшем, и во время возложения к мемориалу павшим защитникам Отечества юго-осетинской стороной были подготовлены венки в цветах осетинского и абхазского флагов…
Сегодня венками в цветах осетинского триколора давно уже никого не удивишь, их изготовление, если так можно выразиться, поставлено на поток. Но, признаться, сегодня человек сожалеет о реализации данной идеи. Ведь перестали делать венки из настоящих цветов. Понятно, что «пластмассовые» венки дешевле и меньше времени занимают при изготовлении, но в результате мы попросту «замусорили» кладбища. С живыми цветами все по-другому…
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.