Поминальный стол. О количестве тостов и не только
В
последние годы на похоронах приходится, к сожалению, бывать часто. Но такова
жизнь. И если прежде человек был помоложе и не обращал внимания на определенные
нюансы похоронной обрядности, поскольку, как правило, выполнял роль помощника
(уырдыг лӕууæг), то с годами начинаешь примечать некоторые особенности и
различия на похоронах, после чего задумываешься, обсуждаешь со знакомыми,
спрашиваешь старших о правилах похоронного обряда и в особенности культуры
ведения поминального стола. И понимаешь, что
многое утеряно, а некоторые правила попросту не соблюдаются.
Мы периодически обращаемся к теме национальной похоронной обрядности, которая, безусловно, достаточно сложная. К примеру, по словам кандидата исторических наук, директора Научно-исследовательского института Роберта Гаглойты, застольный поминальный этикет у осетин имеет свои особенности. Так, кувæг за поминальным столом «ни в коем случае не должен сидеть во главе стола, как это делают у нас, а сбоку. Таковы правила, дошедшие до нас сквозь века. Дело в том, что если кувæг сидит не с боку, а во главе, получается триада – что за поминальным столом не допустимо, должен соблюдаться принцип четности. Соответственно, право тоста передается зигзагообразно». Данную обоснованную поправку Роберт Хазбиевич высказывал еще несколько лет назад на страницах нашей газеты, однако кувæг за поминальным столом в Осетии все также располагается во главе стола. Кстати, у такого различия расположения кувæга раньше было и практическое применение – путник уже издали мог определить, какого плана застолье происходит.
Нюансов в похоронной обрядности осетин действительно немало. К примеру, крышку гроба (о чем в последние годы часто идут споры даже во время похорон) следует ставить слева, поскольку всё, что касается покойного, имеет «левую» основу, вплоть до расположения рук усопшего – левая рука обязательно сверху. Кстати, в древности,когда всадник направлялся в сторону, скажем, группы мужчин, сидящих, к примеру, под деревом, то с какой стороны он спешивался с коня, показывало, с какой вестью он прибыл – если слева, то новость, значит, недобрая...
Важной проблемой за тризной является и количество тостов. Это вообще отдельный разговор. Понятно, что за поминальным столом все должно быть выдержанно. Как количество тостов, блюд, так и само время его хода. Люди должны помнить, куда пришли. Так, по мнению кандидата исторических наук Азы Кокоевой, всю свою научную деятельность посвятившей именно поминальным обычаям, тостов должно быть восемь, семь из них за упокой, один за здравие. Однако этого правила давно никто не придерживается. Более того, зачастую кувæг так увлекается, что в результате количество тостов возрастает до 15-ти, а то и более, при этом, изощряясь, многие отдельно вспоминают, к примеру, жертв Финской войны… О восьми тостах за поминальным столом говорит и Р. Гаглойты.
В последние годы на базе ЮОНИИ идет скрупулезная работа по подготовке брошюры относительно правил похоронных обычаев и обрядов, где отдельное место будет уделено и регламентации тостов, их приведению к единой системе. Для этой цели уже не раз приглашались кувæгтӕ на общее собрание для обсуждениявопроса. Вообще же, в данной работе будет затронута специфика многих в наше время искаженных древних поминальных обычаев, касающихся, к примеру, сабатизӕр, а не сабатбонтæ, исконных правил ’хсæвæр, сау дарын, поведения родственников усопшего, количества блюд за поминальным столом, неприемлемости ношения фотографии покойного на груди, поскольку скорбящий, носящий траур, должен быть скромным во всем, четных дней недели, когда следует хоронить (вторник, четверг, суббота), будет дан общий ход правильного ведения похоронного цикла... Работа эта ответственная, а потому несколько затянулась. Но хочется надеяться, что данный труд с конкретными регламентациями будет выпущен большим тиражом с расчетом на каждую осетинскую семью.
Систематизация тостов на тризне, безусловно, необходима. Ранее наша газета предложила данный вопрос к обсуждению. Кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов подсчитал количество обязательных тостов, которые на сегодняшний день на юге, как правило, бывают за поминальным столом, обозначил их на страницах газеты, и в итоге таковых оказалось 16(!). Неудивительно, что поминальные застолья в итоге порой растягиваются на часы. Поэтому есть необходимость если не в сокращении количества тостов на поминках, то в их унифицировании. Кстати, многие старшие в целях оптимизации хода тризны стали «объединять» тосты (тоже одна из древних практик) и за один «заход» произносят по два-три тоста (на каждый поднимая «свой» стакан), чтобы подобным образом решать существующую проблему…
Безусловно, данный вопрос сложный, неоднозначный и требует обсуждения. И пока работа в ЮОНИИ над «сводом правил» не закончена, предлагаем читателям высказывать свое мнение на нашем сайте или на страничках соцсетей, где данный материал будет размещен.
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.