Коста Коштэ: журналист, общественный деятель и Человек с большой буквы
На неделе исполнился год, как не стало известного
журналиста, общественного деятеля Коштэ Коста Казбековича. Ему было 64 года. Он
мечтал стать театральным режиссером, поступив в Московский институт культуры,
однако судьба распорядилась иначе. Лихие 90-е заставили забыть о драматургии, поскольку
драмы хватало и в жизни. В то же время судьба подарила ему возможность
вернуться к творчеству, в этот раз к телевизионному.
Как и многие наши соотечественники, вынужденные искать лучшей доли за пределами Осетии, Коста всегда мечтал вернуться на Родину. Одно дело приезжать в отпуск, либо на тризны и юбилеи, а другое – получить возможность реализовать свои способности и умения в родных пределах. Такой шанс ему выпал при президентстве Э.Кокойты – молодой руководитель Республики старался собрать вокруг себя людей неординарных и деятельных. Коста было предложено занять должность заместителя директора Государственной телерадиокомпании «ИР».
«В первое время моя деятельность ограничивалась технической составляющей работы телекомпании, и направлена она была на улучшение материально-технической базы телевидения, организацию обучающих курсов для сотрудников за пределами страны. Творческой составляющей заниматься я не планировал, это желание появилось немного позднее, когда начал понимать, что здесь происходит», – вспоминал К.Коштэ в интервью нашей газете.
Это понимание у него выразилось в создании авторской программы «Набат», получившей большую популярность в народе. Каждый выход в эфир становился отдельным журналистским расследованием. Неудивительно, что телезрители на следующий день интересовались: «А Коста еще не сняли после вчерашнего?». Тем не менее, кредит доверия от власти оставался неизменным, в Большом доме понимали – лучше, чтобы критика звучала с официального информационного ресурса, чем оставалась в пределах людских пересудов.
Другое дело, что объекты критики, среди которых было немало и ответственных лиц, это терпеть не желали. «Люди, которые почувствовали, что немножко начинает тлеть под ногами, начали предпринимать какие-то превентивные меры для того, чтобы меня просто убрать с информационного поля. Начались доносы, попытки убеждения главы государства в моей деструктивной деятельности… И, тем не менее, мне удалось продержаться на государственном телевидении чуть больше восьми лет. И не просто продержаться, а работать так, как я считал нужным, хотя работать в жанре журналистского расследования в реалиях Южной Осетии, где во главу угла ставится кумовство и родство, фактически означает биться головой об стену», – вспоминал Коста Коштэ.
Его недоброжелатели не только говорили, но и действовали. Лишь чудом удалось избежать трагедии, когда не взорвалась граната, прикрепленная к двери гаража К.Коштэ…
Покинув ГТРК «ИР», К.Коштэ в 2002 г. основал независимую телестудию, назвав ее просто и в то же время значимо – «Ног бон» (букв. Новый день). Им создавались аналитические передачи, организовывались интервью. Но поистине общенародную признательность получила юмористическая программа «Хи-хи ирхæфсæн ха-хабæрттæ», которая больше известна по имени ее главных персонажей, жителей высокогорного селения старушки Сасинки и горца Ладико.
Не боясь острить, критиковать, эти характерные и убедительные персонажи в непринужденной беседе рассказывали о наболевшем. Образы представителей народа создали Георгий Багаев – Ладико и Алан Остаев – Сасинка, последний выступал еще и автором сценариев. Телеоператором и режиссером был Коста Коштэ, студией было снято и выдано в эфир 82 серии юмористической передачи.
Работая в ГТРК «ИР», К.Коштэ взял на себя и ответственность возродить радиовещание в Республике, которое отсутствовало долгие годы. И это ему удалось! День, когда к радиослушателям обратилась легендарный диктор Донара Кумаритова, стал праздником для всей страны. Еще одна инициатива К.Коштэ – оцифровка богатого архива радио.
Необходимо отметить и вклад Коста в создании информационного агентства «Осинформ» (ныне «Аланияинформ»), которое со временем из структурного подразделения ГТРК «ИР» выросло в полноценный информационный ресурс. Еще одна сфера приложения сил Коста Коштэ – общественная деятельность. Под его руководством работала неправительственная организация «Закон выше власти», которая занималась сбором материалов о геноциде осетин.
При активном участии К.Коштэ в Цхинвале в 2005 г. состоялся Общественный суд над грузинским фашизмом. Потерпевшими и свидетелями на суде выступили граждане, пострадавшие от рук грузинских фашистов в 20-х годах прошлого века, репрессированные в годы правления Сталина, родственники погибших и пропавших без вести во время Отечественной войны 1989-1992 гг., выжившие во время расстрела у селения Зар, а также пострадавшие во время очередной грузинской агрессии летом 2004 года и родственники расстрелянных, в так называемое «мирное время», на отрезке дороги Тамарашен-Чъех.
На процессе общественные обвинители указали, что в 1920-ом году грузинская национальная гвардия по прямому указанию главы грузинского правительства Н.Жордания, варварски прошлась по Южной Осетии. Во время слушаний было доказано, что геноцид в отношении осетин юга Алании продолжился и после установления советской власти в Грузии и включения в состав Грузинской ССР национальных территорий осетин. Отдельно рассматривались преступления грузинского фашизма нового времени.
Общественный суд Республики Южная Осетия квалифицировал действия грузинского правительства Н.Жордания, советского руководства Грузинской ССР, президентов Грузии З.Гамсахурдиа, Э.Шеварднадзе, М.Саакашвиликак преступления грузинского фашизма. Было сделано обращение в Страсбургский суд и Гаагский трибунал с требованием провести расследование фактов преступлений против осетин юга Осетии.
И хотя по понятным причинам в международных структурах эти обращения были проигнорированы, понятие «грузинский фашизм» с тех пор стало общеупотребительным.
К сожалению, вскоре всё, чему посвятил себя К.Коштэ потеряло в Республике актуальность. Символом наступивших перемен в мировоззрении власти стали слова одного из деятелей Республики, и сегодня еще находящегося в политической обойме: «Все эти разговоры о геноциде и фашизме набили оскомину и вызывают улыбку».
Попытки реализовать свою гражданскую позицию через партийную деятельность тоже не стали прорывом. Партия «Рæстаг ИР», созданная К.Коштэ, так и не смогла стать частью политического мейнстрима страны, – слишком уж межпартийные склоки не соответствовали его жизненным принципам.
Последние годы жизни Коста Коштэ отошел и от творчества, и от общественной деятельности. Жил в небольшом домике в селении неподалеку от Цхинвала, занимался садоводством и огородничеством. И это стало его любимым занятием, в котором он преуспел. Когда бывшие коллеги и почитатели обращались к нему с просьбой вернуться к творчеству, Коста по примеру императора Диоклетиана отвечал: «Если бы вы видели мою капусту и помидоры, то не стали бы настаивать на вашей просьбе!». Хотя было понятно, что он просто не видел себя в новых реалиях страны. Рухсаг у, Коста…
От редакции
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.