Быть или не быть Старому Городу?
Старый город. Старый Цхинвал. Уже при произношении подобных словосочетаний коренной житель нашей столицы может удариться в ностальгические воспоминания, старшее поколение будет вспоминать, как после установления Советской власти отстраивали, восстанавливали из руин город, после очередного нашествия грузинского фашизма; последующее поколение вспомнит времена пятилеток, когда в городе воссоздался свой неповторимый, непередаваемый мир и люди того времени даже сейчас отличаются своей открытостью, ведением беседы, такта, приверженностью «ирон æгъдау»-а, живым блестящим умом, глубокой внутренней красотой. То поколение неразрывная часть этого города, связанное с Цхинвалом духовно и физически. Цхинвалец, это действительно была своего рода каста, взращенная на земле старинного города, которому через год исполнится ни много, ни мало 1760 лет. Вы просто вдумайтесь в цифру. 1760 лет. Для сравнения – Москве чуть более 860 лет. Почему территориально город за все прошедшие века никак не мог разрастись, существуют различные объяснения, но главное – Цхинвал всегда находился на геополитическом, духовном, культурном и торговом переплетении. А потому всегда являлся объектом внимания. Его не раз уничтожали, фактически стирали с лица земли (последние сто лет лишнее тому подтверждение), но по прошествии времени он неизменно возрождался, порой чуть западнее, порой чуть севернее. Именно по этой причине в черте города в разных его уголках находят захоронения разных веков, нередко «находящихся» друг на друге. Безусловен и тот факт, что у Цхинвала, у этого места, своя магнетика, связанная с его энергией. Поэтому, когда вы находитесь даже в том же Владикавказе, в более благоприятных, в том числе и бытовых условиях, какая-то неведомая связь с Цхинвалом ощущается и манит обратно на каком-то подсознательном уровне, хотя многие не соглашаются с данным суждением. И то, что это ощущение генной связи дано не каждому, тоже в своей сути справедливо.
Отдельная тема – религиозная составляющая Цхинвала. Это место в далекие века, несомненно, являлось каким-то духовным центром, возможно вселенского масштаба. Неслучайно на такой небольшой территории, можно сказать, пятачке, по разным данным находилось от 33 до 37 церквей и храмов, большинство из которых связаны между собой подземными ходами. Да и легенды, доставшиеся в наследство от предков, о нахождении в Цхинвале какого-то энергетического центра, а то и священной чаши Грааля, оказываются «в тему». К последним суждениям, безусловно, можно относиться скептически, но то, что именно эта духовная составляющая и спасала Цхинвал в разные века от полного уничтожения, как и в войне 1990-1992 годов, а также в августе 2008-го года, сомнений вызывать не должно, поскольку другого объяснения попросту нет.
К чему такая преамбула? Да к тому, что затеянную «планировку» города нужно начинать именно с восстановления Старого города, с основного ядра нашей столицы. Эту тему наша газета поднимает систематически, и не случайно ставит вопрос об обязательном привлечении журналистов при проектировании территориального развития столицы.
Нынешнее поколение просто обязано восстановить старый облик Цхинвала, его исторический центр, именуемый Старым городом (а не навязанным словосочетанием Еврейский квартал, поскольку здесь существовали также Осетинский и Армянский кварталы, улицы, которые вместе и составляли Старый Цхинвал). Что означает восстановление Старого Цхинвала? Во-первых, восстановление крепостных стен (большой и малой) с дозорными башнями, благо эпизоды стен крепости в некоторых местах сохранены по сей день. Во-вторых, восстановление, а в большинстве своем отстраивание с нуля домов улиц Старого города с неизменными резными балконами и орнаментальными вставками. Эти дома воссозданные под старину, должны стать гостиницами, кафешками в старинном стиле, магазинами-лавками национальных сувениров и осетинской атрибутики. При этом здесь в обязательном порядке на первых этажах зданий воссоздаются ремесленные мастерские: сапожники, портные, цирюльники… Улицы, безусловно, выкладываются булыжниками. Со временем, для туризма, необходимо будет воссоздать подземные ходы, которые пересекают город снизу (кстати, подобных Цхинвалу «двойных», как их называют, городов по миру чуть больше десяти) с имеющимся выходом к Лиахве. А значит и благоустройство набережной, естественно, в старинном стиле. С восстановлением Старого города автоматически решается и вопрос местонахождения музея с залами скифо-сармато-аланских эпох, художественной галереи, а также создания Пантеона…
Безусловно, реализация вышеуказанных планов требует немалых денег, это проект ни на один год, но его необходимо реализовать, закладывать фундамент уже сейчас, и через время Старый город, несомненно, станет гордостью Осетии.
Л. Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.