К земным проблемам уже «неземных» сограждан или реалии кладбищенского бытия
Очень часто, в последние годы, к сожалению, приходится бывать на городском кладбище, отправляя в последний путь родственников, друзей. И с каждым разом удивляешься, как быстро меняет свои границы последнее пристанище жителей нашего города… Наша газета не первый раз подымает данную «нестандартную», хотя и вполне земную тему, однако, вопрос не решается, если не сказать, что пущен на самотек. Некоторый хаос на кладбище заметен и невооруженным взглядом. Нет четкой градации, порядка, ровных линий, нет элементарно кладбищенской ограды или стены с воротами, что считается нормой в столичных градах. Между тем, наши предки высоко почитали могилы предков. И считали самым большим оскорблением в свой адрес их разрушение, либо осквернение. Хорошо известна история давних времен, когда персы, под руководством царя Дария, решив покорить свободолюбивых скифов, вторгаются в степи, где от стойбища к стойбищу кочевали наши далекие предки. Орда Дария превосходила скифские отряды в десятки раз, да к тому же не все скифы хотели воевать с врагом. Поэтому скифское войско благоразумно отходило, выжигая все на пути своего отступления, совершая при этом разящие контрвыпады. Наконец, царь Дарий устав от бесконечного преследования, и неся значительные потери от вылазок скифов, посылает к скифам парламентариев, предлагая все решить одной битвой. Скифы ответили: «У нас нет городов, нет засаженных деревьями полей; нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены, поэтому и торопиться вступать с вами в бой мы не спешим. Но если вам крайне необходимо ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков, разыщите их, попробуйте разрушить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих гробниц или нет». Иными словами, в случае нахождения персами скифских могил и их разорения, наши предки, особо относящиеся к своим усопшим и ко всему, что связанно с памятью, могли бы пренебречь явной опасностью и биться с превосходящим в разы противником.
Это особое отношение к местам последнего пристанища проходит через всю историю существования нашего народа. Иногда человек при жизни бедствовал, не имел достойного жилья, но после его смерти все родственники на пределе своих материальных возможностей стараются обустроить его могилу. Будь то склеп в древности или пафосный памятник и металлическая ограда сегодня.
В настоящее время городское кладбище Цхинвала напоминает маленький городок. Здесь, как и в мирской жизни, видно социальное разделение. Роскошные могилы, поражающие своими размерами и скромные холмики, едва видные на поверхности и обозначенные ржавыми крестами. Иногда кажется, что идет негласное соревнование по тому, у кого захоронение богаче. Из какого камня сделано надгробие, какого цвета постамент, какие завитушки на металлической ограде – все это становится предметом переживаний семьи и родственников. И, хотя усопшему эти архитектурные изыски уже неинтересны, родственники стараются так, словно их труд и материальные вложения покойный оценивает сидя на небесах.
Между тем, по территории кладбища можно уже организовывать экскурсии для школьников, ведь оно является своего рода «живой» историей города и его жителей. Здесь покоится много достойных людей, о которых подрастающему поколению просто необходимо знать. Развивая тему, думается идея проведения своего рода элементарной переписи всех похороненных на городском кладбище людей, не является такой уж и бессмысленной, а, наоборот, очень даже интересной.
Но во всей этой истории важно другое. Городское кладбище, если так можно выразиться, «перенаселено» и уже несколько лет нуждается в закрытии. Ситуацию спасает еще и то, что многие еще пользуются фамильными кладбищами в деревнях. Однако очевидно, что городское кладбище давно уже исчерпало свой территориальный ресурс. Вширь кладбище развиваться без ущерба для живых уже не может – могилы «подошли» к заборам огородов и садов некоторых жителей села Прис. Теперь, чтобы найти место на самой кладбищенской территории, надо заручиться советами знакомого кладбищенского работника. Только он сможет вам найти свободное место среди старых захоронений. При этом можно сказать, что новое городское кладбище де-факто уже существует у селения Тбет. Возникнув спонтанно, оно уже несколько лет является еще одним местом захоронения для жителей Цхинвала. Правда и здесь территориальные возможности данного погоста ограничены. Слева идет шоссе, справа овраг, впереди и сзади домовладения… Правда, через дорогу расположено большое поле, но это сельскохозяйственные угодья, находящиеся в аренде. Если произвести отчуждение земли, то здесь можно расположить большое кладбище. Оно близко от города, и имеет, если такой термин уместен, большие территориальные перспективы. К тому же, новое кладбище может стать частью Памятника сожженным душам, расположенного в начале этого же поля. Понятно, что вопрос опять может повиснуть в воздухе, но решения он ждет, на наш взгляд, уже безотлагательного. При этом параллельно приведя в порядок и действующее кладбище на вершине Згудер, поскольку городские кладбища являются показателем культуры жителей и властей города, их лицом. В любом случае, другое решение, кроме как строить новое официальное городское кладбище едва ли возможно. В этом случае надо подходить с самого начала к вопросу более основательно. Ограду ставить сразу же, а захоронения располагать упорядоченно, в параллельных рядах. А не так хаотично, как теперь. Городское кладбище не должно только номинально являться государственной структурой. У него должен быть свой бюджет на развитие и облагораживание. Все действия, происходящие на территории действующего кладбища на сегодня носят договорный и наемный характер. Родственники усопших оплачивают только ритуальные услуги в день похорон, но никак не уборку и застройку территории. Это уже, надо думать, должно быть прерогативой городских властей, или надо создавать специальный ГУП, что сейчас модно. Почти везде за кладбищем присматривают либо сторожа, либо, люди которые так и называются, кладбищенские смотрители. У нас нет ни тех, ни других. И еще один момент, над созданием многих европейских кладбищ трудятся лучшие садово-парковые архитекторы.
В заключении, подытоживая поднятую проблему, хочется вновь сказать о необходимости создания своего Пантеона или мемориального кладбища, где бы предавались земле люди, внесшие большой вклад в развитие страны. Нечто подобное уже существует в Северной Осетии. У нас же на сегоднявыдающиеся люди, посвятившие всю свою жизнь служению Родине, похоронены, практически, хаотично. Наши славные деятели, писатели, руководители и иже с ними покоятся кто в селе, кто в городе. И, увы, невозможно на сегодняшний день, как в других странах привести школьников на экскурсию в Пантеон и показать и рассказать, кто такие были, и чем прославились, скажем, Георгий Бестаев, Хазби Габуев, Валерий Хубулов, Алан Джиоев, Торез Кулумбегов, Исидор Козаев, Герои Советского Союза и многие другие. Скажем прямо, отсутствие Пантеона в Цхинвале является уже не- уважением к своим вехам и историческим личностям. Понятно, что Пантеон станет престижным местом, и сюда будут стараться «пристроить» как достойных, так и не особенно. А значит «традиционные» склоки неизбежны. Но это не повод отказываться от создания мемориального кладбища – пантеона. И на наш взгляд, место такого мемориала в черте Старого города, который рано или поздно будет восстановлен и по которому также уже немало было написано.
В Осетии, особенно в ее горной части, проблема с захоронениями всегда стояла остро. Здесь земли не хватало для живых, тем более для захоронений. Поэтому горцы нашли выход в строительстве склепов, в которых находили покой десятки поколений. Такой возможности теперь нет. Нельзя применять и европейский метод экономии земельных площадей на кладбищах – кремацию. Наше общество к такому методу вряд ли когда-нибудь будет готово – менталитет и традиции совершенно иные. Поэтому необходимо закрывать и параллельно облагораживать старое (Згудерское) кладбище и открывать новое, уже с исправлением допущенных десятилетиями ошибок, сделать все цивилизованно и по правилам. В конце-концов, как ни крути, столичное кладбище является одним из показателей уровня развития общества.
Л.Джиоев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.