Там, где пили воду аланские кони… О возрождении конной индустрии в Южной Осетии?
Конная езда набирает все большую популярность как на юге, так и на севере Осетии. Хотя, вероятно, правильнее будет сказать «возвращает былую популярность», потому что культура верховой езды в Осетии всегда была чрезвычайно распространена и занимала огромное место в общественной жизни. Корни национального коневодства восходят к седой старине – сарматским катафрактариям, тяжелой коннице, составлявшей основу сарматской армии. А скифская порода лошадей – невысокие, но выносливые скакуны – некоторыми историческими авторами называлась лучшей в мире.
В более позднее время, в конце XIX века, в составе русской императорской армии был отдельный Осетинский конный дивизион, ставший затем полком и входивший в 3-ю Кавказскую дивизию. Он великолепно показал себя на фронтах Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, воевал на Юго-Западном фронте 1-йМировой войны...
Известна и знаменитая династия цирковых джигитов-наездников Кантемировых. Ее основатель, Алибек Кантемиров, не только выступал сам и ставил цирковые номера, но и подготовил более 150 наездников, среди которых – Михаил Туганов, основатель собственной труппы наездников.
Из конных трупп, активно работающих сегодня, в первую очередь в голову приходит северо-осетинский конный театр «Нарты», основанный Анатолием Дзиваевым в январе 1990 года. А основанная Эльбрусом Уртаевым компания Film Equus, которая базируется в Южной Африке, активно задействована в съемках различных теле- и кинокартин: например, члены труппы участвовали в создании сериалов «Ведьмак» и «Колесо времени», фильмов «Копи царя Соломона», «За 10 000 лет до нашей эры» и других.
Помимо военной сферы и джигитовки, лошади занимали важное место и в повседневной жизни осетин – и как рабочая сила, и как средство передвижения. Важность коня для осетина сложно переоценить, особенно учитывая, как сложно было содержать такое животное в бедных обществах высокогорья. Уход за лошадью был одной из ключевых задач осетина-горца; не зря говорили, что осетин скорее продаст последнюю рубашку, но накормит коня, чем позволит четвероногому другу голодать. Сюда же – и отсутствие в кулинарной традиции осетин блюд из конины: конь был не просто домашним животным, но, в первую очередь, другом.
Сегодня все чаще можно увидеть группу всадников, сопровождающую свадебный кортеж; ежегодно проводятся конные скачки – приуроченные или ко Дню Независимости Республики, или ко Дню признания. Кроме того, верховые прогулки стали неотъемлемой частью туристической отрасли. В Южной Осетии эта сфера все еще развита слабее, чем на Севере, однако определенные подвижки имеются.
К примеру, в селении Кроз Дзауского района конный туризм развивает Алан Парастаев. Сюда можно приехать просто на верховую прогулку, а можно остановиться с ночевкой в гостевом доме хозяина: свежий горный воздух и хвойные леса вокруг располагают к спокойному отдыху.
Есть возможность покататься и поближе к городу, да и вообще, на улицах Цхинвала часто стали видеть всадников верхом и лошадей «на самовыгуле» – они пасутся в Большом Парке, на Октябрьской или во дворе здания типографии.
В Джерском ущелье Южной Осетии функционирует первый в Республике конно-спортивный клуб: сейчас там девять лошадей и один жеребенок. Разведением лошадей больше 15 лет назад занялся Ренат Кабулов: построил ипподром, купил нескольких скакунов, работал в том числе и с детьми. Некоторое время назад Кабулов принял решение отправиться на СВО; лошадей купил Чермен Букулов, который занимается этими благородными животными практически с детства.
Сегодня это самое крупное «лошадиное» хозяйство в Республике. Однако, несмотря на то, что в целом интерес к данной сфере в обществе растет, посетителей у конной фермы немного, говорит Букулов – дорога плохая, многим просто лень добираться, хотя расположена ферма не так уж и далеко от Цхинвала. «У нас есть отдельно манеж для детей, и я всегда очень радуюсь, когда они приезжают», – рассказывает Букулов. «Устраиваем прогулки на лошадях и для детей, у которых есть проблемы со здоровьем, катание верхом и вообще общение с лошадью очень полезно. Я, может, не знаю, как проводить полноценную терапию, но могу научить ребенка обращаться с конем, уверенно сидеть в седле...» – говорит Букулов, добавляя, что его внучка-второклассница спокойно ездит галопом, а один из немногих постоянных «городских» гостей, четырехлетний мальчик, катается уже самостоятельно.
У фермы много проблем – особенно учитывая, что содержание лошади в принципе дело недешевое. Но, помимо этого, в селе нет уличного освещения, нет питьевой воды; сама конюшня за прошедшие годы тоже износилась, и ремонт бы ей не помешал. Не говоря уже об отсутствии ветеринаров соответствующего профиля в Республике...
Тем не менее, несмотря на все проблемы, интерес к лошадям среди населения неуклонно растет. В Северной Осетии индустрию поддерживает как неуклонно растущий приток туристов, так и уже сложившиеся привычки и традиции – если в Цхинвале конный кортеж на свадьбе или участие всадников в каких-то мероприятиях еще относительная редкость, то на Севере это уже вошло в норму.
И все же, хотя сегодняшнее состояние этой сферы оставляет желать лучшего, картина гарцующих на улицах Цхинвала всадников или жеребенка, жмущегося к матери на городском газоне, никого не оставляет равнодушным. В осетинском обществе отношение к лошадям всегда было особенным – и это поддерживает в нас уверенность, что популярность конных прогулок, конного спорта и в целом индустрии коневодства в нашей Республике будет только расти.
Александра Цховребова
Фото Александры Алборовой
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.