Осетино-осетинская граница: нелепость новейшей истории или небольшие исторические параллели

16-11-2013, 20:45, Общество [просмотров 3365] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Осетино-осетинская граница: нелепость новейшей истории или небольшие исторические параллелиВопрос пересечения таможенного поста Нижний Зарамаг на российско-югоосетинской, а по сути на осетино-осетинской границе довольно часто встает со всей остротой. В последние месяцы данная проблема вновь актуализировалась с новой силой… Вообще сама по себе граница априори вызывает у человека двоякое ощущение. Если у тебя нет необходимости ее пересекать, то ее наличие приветствуется. Но если в силу необходимости человеку приходится проходить через пограничные и таможенные барьеры, да еще делать это регулярно – то граница воспринимается отрицательно. Тем более, если граница при этом фактически разделяет национальную территорию.  

В нашем случае – граница между независимой Республикой Южная Осетия и Республикой Северная Осетия-Алания (де-юре Российской Федерацией) – мы получили необычно звучащее словосочетание «осетино-осетинская граница». История знает подобные примеры: «германо-германская» и «корейско-корейская» границы. Но это разделения по политическому принципу, и границы обосабливали враждебные друг другу территории.

Собственно граница между двумя частями Осетии установилась в 1992 году. Сперва это была формальность. Пограничники вызывали не больше отрицательных эмоций, чем дорожные указатели – они есть (должны быть), но препятствий как таковых для передвижения не создают. Однако с каждым годом режим пересечения усложнялся.

Само пограничное размежевание также не было однозначным. Долгие годы граница была блуждающей. Изначально, первое время, пограничники (формально) располагались прямо у выезда из южного портала Рукского тоннеля, после этого пограничный переход (видимо, опираясь на исторические аналогии) перенесли значительно севернее – в поселок Бурон, на много километров вглубь от фактической границы (в царской России губернская граница располагалась недалеко от святилища Мыкалгабыр, где на противоположном берегу реки, располагалась пограничная застава «Зылындуар», развалины которой сохранились и сегодня в виде каменных построек с элементами крепостной стены). И лишь спустя несколько лет пограничный пост расположился на въезде в селение Нар, родины осетинского поэта и общественного деятеля Коста Хетагурова, ранее административно относящегося к Южной Осетии.

Для тех, кто знает историю Осетии, этот факт не вызывает особого удивления. Дело в том, что жители Наро-Мамисонской котловины, которая является сегодня основой пограничного размежевания, исторически всегда тяготели именно к Южной Осетии. Об этом писал еще К.Хетагуров, уроженец этих мест: «Сравнительно частое сношение осетины Нарской котловины имели только с южными сородичами и с самими грузинами, главным образом ведя с ними меновую торговлю или поступая по найму в ряды грузинских войск во время войн с Персией или Арменией. Не только власть чужеземных повелителей никогда не проникала в Нарскую котловину, но даже самые могущественные из осетинских царей не предъявляли никаких прав на нее… Нарская котловина только спустя почти полвека, после присоединения Грузии к России, была причислена к Горийскому уезду. Пристава из грузин, назначавшиеся в Нарскую котловину, благоразумно уходили на родину, чтобы не быть подстреленными по примеру своих предшественников».

Таким образом, через пребывание в Горийском уезде нарские осетины и южные осетины составили население т.н. Осетинского участка, который впоследствии стал основой Юго-Осетинской Автономной области. Возможно, что в высоких штабах пограничного управления России в 90-х при определении пограничного поста исходили именно из этих положений.

Но разговор сейчас не о месторасположении таможенного контроля (по сути, о его нахождении человек особо вспоминает в дни празднования Коста, когда с юга с трудом можно своевременно проехать на родину поэта). В то время как в окружающем мировом пространстве пограничный режим имеет стойкую тенденцию к ослаблению, здесь пограничники порой проявляют образец рвения к несению службы. При этом рвение обладателей зеленых фуражек имеет переменчивый характер. Иногда вас досмотрят формально (как и полагается на границе дружественных государств), но иногда досмотр имеет образцово-показательный характер. Хоть учебный фильм снимай.

Для пересекающих пограничный пост «Нижний Зарамаг» есть несколько понятий, внушающие им ужас: «пересменка», «рентген», «ввоз». Один из неприятных периодов, когда происходит смена дежурных по границе. Процесс этот неспешный, поэтому в результате образуются очереди на посту. А если вдруг зависнут компьютеры или перебои с электричеством, то наступает формальный коллапс.

Отдельная тягомотина это процедура под названием «ввоз», когда владельцам автомашин, зарегистрированных в РЮО, приходится оформлять временный ввоз своего автомобиля на территорию Российской Федерации. Если кому-то удавалось получить этот простой документ меньше чем за полчаса, то мы снимаем перед ним шляпу! И просим поделиться опытом.

Ну и, наконец, последняя «страшилка», когда водителей и их пассажиров отсылают на просвечивание рентгеном. Конечно, можно утверждать, что во время просвечивания в салоне не бывает людей, а остаточное излучение вообще не имеет место быть. Но как-то бывает не по себе, когда в огромном ангаре по вашей машине, в которую надо снова садиться через несколько минут, проходят волны радиационного излучения. Непонятна и логика, которой пограничники руководствуются в выборе машин, посылаемых на сканирование. Такое ощущение, что существует обычный план по количеству отсканированных транспортных единиц.

В итоге, иногда может получиться так, что, даже оказавшись на территории пограничного пункта, вы надолго там застреваете. Хотя бывают и счастливые дни, когда пограничные формальности можно провести за десять-двадцать минут. И этот факт доказывает, что упрощенный вариант не только желателен, но и возможен!

Вызывает удивление и то, что перед въездом на пограничный пост скапливаются автомобили. Ведь существует периодичность проезда через Рукский тоннель, промежуток составляет 30 минут. После этого пропуск машин идет по реверсу. Однако машины, оказавшиеся за это время у КПП пограничного поста порой стоят и до подъезда новой партии…

…Все вышесказанное – небольшая прелюдия к последующему разговору. Мы будем еще возвращаться к данной теме. При этом хочется сказать, что все прекрасно понимают необходимость данного поста – но граница между севером и югом Осетии должна стать прозрачной не на словах, а на деле. Без всяких оговорок…

Л.Джиоев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно