Из истории «красного» дома по улице 13 коммунаров в Старом Цхинвале и об идее создания Музея осетинских СМИ
Столица нашей Республики, Цхинвал – город древний, богатый на истории и легенды. Фактически каждая улица и каждый дом могут рассказать многое и об истории города, и о жизнях его обитателей. Особенно это касается домов в старой части города – но, к сожалению, многие из них за прошедшие годы и в результате военных событий оказались разрушены до основания, от некоторых остались только стены, а оставшиеся находятся в плачевном состоянии.
Не исключение в этом смысле и дом номер 13 по улице 13 Коммунаров. «Несчастливое» число, повторенное в его адресе дважды, вряд ли можно винить в нынешнем состоянии здания: построенное, по имеющимся данным, еще в царские годы, оно много лет было центром бурной жизни Цхинвала, однако сейчас стоит практически покинутое, если не считать магазина на первом этаже. Красные кирпичи старой кладки еще держатся, но большая часть оконных стекол разбита, часть фасада переделана, а подвалнедавно и вовсе оказался в центре скандала из-за незаконного строительства.
Но начнем с начала. Дом по адресу улица 13 Коммунаров, 13, был построен в начале 20-го века, а может, даже раньше – точные данные о годе строительства были утеряны, когда архивные документы Министерства культуры сгорели в августе 2008 года. Единственное, что известно о дореволюционном периоде здания – то, что одно время в этом доме, в нескольких его комнатах, гостила некая грузинская княгиня с двумя дочерями.
Нынешняя улица 13 Коммунаров в то время была одной из основных в Цхинвале; на ней и вокруг нее всегда было много движения. С площади у церкви Рождества Пресвятой Богородицы ежедневно отъезжали три омнибуса в Гори, а также семь фаэтонов. А еще раньше, напротив, в нынешнем здании Военкомата, была гостиница, тут же находился и автовокзал. Здание гостиницы тогда было одноэтажным и, возможно, не могло вместить всех постояльцев, поэтому многие приезжающие снимали частное жилье. На деревянном мосту через Лиахву, Старом мосту, тогда стояли скамейки, и когда к вечеру движение прекращалось, начиналось время пеших прогулок. В 1910 году деревянный настил сменил бетон, а в 1919 году здесь были установлены фонари, и прогулки мимо Дома 13 стали еще приятнее.
Следующая интересная страница в истории Дома 13 непосредственно связана с журналистской деятельностью. Дело в том, что уже в советское время, в 20-30 годы прошлого века в этом здании располагались редакции всех выходивших на тот момент в Южной Осетии газет: это «Хурзæрин», «Большевикон аивад», «Ленинон», «Æрыгон большевик», «Мах фæлтæр», «Пионеры хъæлæс», литературный журнал «Фидиуæг» и сатирический журнал «Кæфхъуындар». Все они умещались в здании, потому что штат редакций был минимальный: большую часть материалов писали внештатные корреспонденты.
Вообще, история журналистики и типографского дела в Южной Осетии – тема интересная. На следующей неделе, 23 июля, отмечается день СМИ – в этот день в 1906 году во Владикавказе вышел первый номер «Ирон газет» («Осетинская газета») – первого периодического издания на осетинском языке. Редактором был Асланбег Бутаев. Газета, первый тираж которой составил 500 экземпляров, выходила дважды в неделю. Популярность газеты была огромна, в ней были представлены все регионы Осетии; так, материалы с юга писал Ефим Гулиев.
На юге Осетии в это время еще не было не только собственной газеты, но и официальной типографии. Но работа в данном направлении велась. Правда, выходили издания в Тифлисе. Так, в марте 1907 года увидела свет газета «Ног цард» («Новая жизнь»), созданная ярчайшими представителями юго-осетинской интеллигенции: среди ее организаторов и авторов – Бидзина Кочиев, Петр Тедеев, Александр Тибилов, Николай Джиоев, Вано Абаев. В те же годы выходило еще несколько осетинских периодических изданий – газета «Хабар» («Событие»), журналы «Зонд» («Знание»), «Æфсир» («Колос»), «Хуры тын» («Луч солнца») и «Чырыстон цард» («Христианская жизнь»). В 1918 году издавался еженедельный журнал «Фæдисон» («Глашатай»), созданный учителями Осетинской гимназии в Цхинвале. Печатался он также в Тифлисе, но в выходных данных указывался адрес редакции: «Чъреба. Ирон Гимнази» («Цхинвал. Осетинская гимназия»).
В 1923 году в Южной Осетии, после утверждения Советской власти, заработала своя типография, и 1 января 1924 года в Южной Осетии появилась своя газета на осетинском языке – «Хурзæрин». С этого момента начинается расцвет юго-осетинских СМИ, и со временем редакции, разбросанные по городу, собирают в том самом Доме 13 по улице 13 Коммунаров, о котором мы пишем сегодня. Постепенно количество штатов газет увеличивается, работникам становиться тесно в небольших помещениях, многие переезжают, и после ряда «скитаний» обосновываются на улице Московская, в специально построенных зданиях, сначала для типографии, а после и для редакций государственных СМИ.
Дом 13 же по улице Коммунаров продолжал свое существование – на верхнем этаже углового здания напротив Парка культуры и отдыха проживало пять семей, а на первом этаже работали различные заведения. Так, в конце 60-х там располагался пункт проката бытовой техники и крупных инструментов: можно было взять в аренду пианино, телевизор, холодильник, стиральную машину... Затем на первом этаже открыли библиотеку – именно в ее помещениях сейчас работает магазин.
Сегодня Дом 13 входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народа РЮО и охраняется государством. Без предварительной экспертизы и разрешения от Министерства культуры и Администрации города перестраивать здание и вообще проводить в нем какие-либо работы нельзя. К сожалению, фасад дома уже пострадал – одно окно и дверь были переделаны. Кроме того, владельцы магазина на первом этаже недавно начали ремонтные работы в подвале здания – без одобрения Администрации города или экспертизы Министерства культуры, а также без согласования с семьей Авагимовых, которые много лет жили в этом доме, и чьи вещи в этом подвале находились. В числе вещей, которые пропали после начала строительства – пять картин Валерия Авагимова, известного цхинвальского художника, которому принадлежит од-на из квартир на втором этаже Дома 13.
С незаконным ремонтом, отсутствующими документами для проведения работ и поиском пропавших картин разбираться будут компетентные органы – мы в данной ситуации можем лишь понадеяться, что разбирательство будет быстрое и справедливое. Другое дело – нынешнее состояние исторического здания, одного из наиболее узнаваемых и ярких строений в Старом Цхинвале. Из оставшихся, конечно…
Несмотря на свою богатую историю, Дом 13 продолжает стоять практически заброшенным. Яркий красный кирпич, угловое расположение, балкончик, выходящий ко входу в Центральный парк и в сторону моста – при должной заботе и вложениях это здание может стать «жемчужиной» района. А учитывая его прошлое, в нем видится масштабный музей осетинских СМИ (вот к чему был сделан такой экскурс в историю печатных изданий). Считайте это за официальное предложение газеты «Республика». При этом отметим, что подобного музея нет и на севере Осетии. Расположить в музее можно было бы исторические номера осетинских газет и журналов, типографские станки и шрифты, другие экспонаты. На первом этаже, следуя веяниям времени, можно было бы открыть небольшую кофейню – тем более что расположение здания более чем располагает к такому. Примером в данном случае мог бы стать Дом Вахтангова во Владикавказе – проведенная реконструкция превратила давно заброшенное здание в центре города в настоящее украшение столицы севера Алании, где проводятся разнообразные культурные и общественные мероприятия.
На бумаге цхинвальский Дом №13 находится под защитой государства; однако сегодняшняя ситуация, к сожалению, такова, что бюджетных средств на восстановление, реконструкцию или консервацию дома просто нет. Мечты о Музее осетинской прессы, кофейне или простойреконструкции здания в виде жилого дома, пока находятся лишь в перспективе. Но об этом надо говорить и планировать.Сегодня же главное – это сохранение внешнего облика здания. То же самое, к сожалению, касается и множества других построек в Цхинвале. До тех пор, пока у Министерства культуры в частности и государства в целом не будет возможности и реальных средств принимать меры по сохранению, реконструкции и развитию исторических объектов города и Республики, сама история нашего государства будет постепенно утекать. Иногда буквально – в Лиахву, уступая место порой безразличию, а порой стремлению обогатиться, неважно какой ценой.
Александра Цховребова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.