О переводе стрелок часов. Размышления вслух

1-07-2024, 13:13, Общество [просмотров 306] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

О переводе стрелок часов. Размышления вслухЗаканчивается июнь, и вместе с ним заканчиваются самые длинные дни и короткие ночи года. День летнего солнцестояния остался позади, и вот уже неделю продолжительность светового дня сокращается, а ночи, соответственно, увеличивается. При этом, если в европейской части России и Москве население еще наслаждается длинными вечерами и сумерками, начинающимися в 9 или даже 10 часов вечера, то в Южной Осетии солнце садится уже в семь, и ночь опускается быстро, не давая сумеркам развернуться.

Несомненно, одной причиной быстрых закатов и коротких сумерек являются горы – в отличие от равнинных районов Земли, у Солнца просто нет времени долго и красиво уходить за горизонт. Однако нельзя отрицать, что в последние годы светлое время суток в Южной Осетии заканчивается слишком рано, и причиной тому – установленный рядом реформ часовой пояс, соответствующий так называемому «московскому времени» – UTC +3.

Старшее поколение помнит время, когда Южная Осетия жила в другом часовом поясе – UTC +4, который по привычке у нас называют «тбилисским». В годы советской власти такая установка имела основания, связанные с территориальным устройством ГССР; однако затем, когда Южная Осетия, после вооруженной агрессии со стороны Грузии, окончательно разорвала связи с Тбилиси и провозгласила независимость, было принято принципиальное решение изменить и часовой пояс, перейдя на одно время со стратегическим партнером – Москвой. Принятию такого решения, кстати, предшествовал один из митингов на Театральной площади Цхинвала, которые в 90-е годы проводились часто. Во время выступления один из спикеров, подчеркивая, что после геноцида и кровавого конфликта возможность любого общего будущего Южной Осетии с Грузией исключена, заявил примерно следующее: «Ничего общего у нас с Грузией не может быть! Даже время их нам не нужно!». С этими словами выступающий прямо на импровизированной сцене у здания Госдрамтеатра стал переводить стрелки своих наручных часов на час назад – к московскому времени. Его примеру последовали сначала присутствовавшие на площади, а вскоре и вся Республика перешла на московское время. В те годы неприятие всего «грузинского» ощущалось во многом. К примеру, во время энергической блокады, когда свет в Южную Осетию поступал еще из Грузии и т.н. «независимые энергетики» подавали его дозированно – лишь по два часа в сутки – некоторые жители принципиально его не включали по вечерам, потому что электропровода шли из Грузии. Более того, принципиальное нежелание находиться в одном пространстве с южным соседомв свое время стало одной из причин утверждения главной датой страны не Дня независимости – 29 мая, а Дня Республики – 20 сентября, поскольку отмечать вместе со страной-агрессором (Грузия свою независимость отмечает 26 мая) какое-либо торжество, даже с разницей в три дня, в те годы никто не хотел.

Понятно, что часовые пояса – изобретение человека, цель которого – сделать жизнь в каждом конкретном регионе Земли как можно удобней для населения и максимально использовать светлое время суток. На сегодняшний день в летние месяцы утро в Южной Осетии начинается в период с 4 до 6 утра – время, когда абсолютное большинство населения еще спит (или, во всяком случае, пытается спать, прячась от света за непроницаемыми шторами или просто под подушкой). Таким образом, «полезный» световой день сокращается на пару часов; а быстрые горные закаты и короткие сумерки крадут еще час-полтора, и в восемь вечера на улицах Цхинвала уже царит ночная тьма. В горных селениях, соответственно, ночь наступает еще раньше.

Столь короткая продолжительность светового дня, даже с учетом гористой местности, – нетипична и неестественна для Республики, расположенной в южных широтах. Нехватка солнечного света ведет, к слову, и к нехватке витамина D, который выделяется в организме человека только при контакте кожи с прямыми лучами солнца. Другое следствие фактически сокращенного светового дня уже чисто экономическое. Из-за того, что часть темного времени суток многие месяцы приходится на рабочие часы, учреждениям, частному бизнесу и государственным ведомствам приходится раньше включать освещение. Растет нагрузка на сети, ускоряется износ оборудования, увеличиваются счета за электроэнергию... Возможно, кому-то эти факторы покажутся мелочными, однако в той же России они существенно повлияли на решение перейти на так называемое «постоянное зимнее время», по которому страна живет сегодня.

Брать пример с России в данном вопросе следует осторожно. Ничего антиидеологического в этом утверждении нет: Россия – страна огромной протяженности, территория которой растянута на несколько часовых поясов. С нашей стороны стремление жить в одном времени со стратегическим партнером понятно и оправдано; при этом разница в один час вряд ли окажет столь негативное воздействие на контакты с Москвой. Возможный вариант решения проблемы – возвращение Южной Осетии к переходу на летнее и зимнее время, который долгие годы практиковался и в Советском Союзе, и в самой России. Отменен этот переход был в два этапа – в 2011 году Россия перешла на постоянно летнее время, но решение оказалось неудачным, так как некоторые регионы почувствовали перекос светлого времени суток в сторону вечера; затем, в 2014 году, был подписан указ о переходе на постоянное зимнее время. Южная Осетия, естественно, последовала примеру союзника.

Как показал опыт, реформа, оказавшаяся приемлемой для России (хотя некоторые регионы до сих пор меняют часовые пояса, подстраиваясь под новую реальность), не совсем хорошо «сработала» в Южной Осетии. Поэтому в последние годы все чаще можно услышать возмущения среди населения о том, что часовой пояс в Республике выставлен неверно, звучат призывы и о возвращении летнего времени. При этом никто не говорит о возврате т.н. «тбилисского времени». Оно нам тоже не подходит, и дело тут не только в политике. Поэтому речь идет о возврате именно к советской практике перехода на летнее и зимнее время. При этом то, что принципиальное нежелание делить одно время с Грузией сохраняется у нашего народа, мы считаем хорошим признаком – как минимум, это значит, что наша историческая память не стерта.

Традиционно в СССР переходили на летнее время, на час вперед, в ночь на последнее воскресенье марта; в ночь на последнее воскресенье сентября стрелки часов переводили обратно, на час назад. Подобная схема, конечно, создает определенные неудобства непосредственно в момент перехода – кто-то может забыть открутить стрелки часов или вручную перевести будильник на телефоне; однако в целом плюсы этой системы для Южной Осетии несомненны. Оставаясь на протяжении половины года в одном часовом поясе с Москвой, на летние месяцы Республика могла бы переходить на собственное время – юго-осетинское, проверенное опытом. Кстати, возможно, со временем, примеру Цхинвала последует и вся Россия – в прошлом году законопроект о возвращении перехода на летнее время уже был предложен Государственной Думе.

 

Александра Цховребова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно