Средства массовой информации и выборы в Южной Осетии (часть 2)
В 1995 году независимое телевидение как информационный ресурс прекращает свою деятельность. Произошло это при загадочных обстоятельствах. Придя утром на работу, сотрудники телекомпании не обнаружили в студиях телекамеры! При этом двери не были взломаны. Следствие не смогло обнаружить злоумышленников. Тогда выдвигались две версии. Первая – это дело рук провластных структур, которые таким образом хотели дезорганизовать работу оппозиционного ресурса. Вторая – исчезновение видеокамер произошло по инициативе самого руководства телекомпании, которое уже не могло изыскивать средства на оплату сотрудникам и таким образом поставило их перед фактом «вынужденного» прекращения работы.
В этот же период государство смогло приобрести для ГосТВ новый передатчик. Необходимо отметить, что вещал он на той же частоте, что и передатчик независимого телевидения, но передающее устройство госканала в десятки раз превышало мощность конкурента и, таким образом, перекрывало его вещание. В итоге, эфир независимого телевидения был перекрыт. Однако с сюжетом, в котором был выражен протест по данному поводу, независимая телекомпания в эфир все же вышла. Для этого пришлось идти на противоправные действия. Неизвестные лица перерезали соединительный кабель, ведущий от передатчика к антенне, и оборвали вещание государственного канала. В это же время в освободившийся эфир подключилось независимое ТВ, запустив сюжет с протестом. Так как это было сделано в прайм-тайм, информация получила широкую огласку.
Время спустя вещание независимой телекомпании возобновилось, был приобретен передатчик с другой частотой, но была «переформатирована» сетка вещания – уже не было выпусков новостей, развлекательных и аналитических программ, в эфире транслировались лишь концерты, фильмы и коммерческие объявления. Но развлекательный характер телеканала имел свой сегмент телезрителей. Хотя и здесь иногда происходили казусы. Так, однажды выпускающий эфир, спеша на праздничное предновогоднее застолье, не просмотрел предварительно кинофильм, который был им запущен в эфир. Через полчаса на телевидение позвонила сотрудник государственной телекомпании Донара Кумаритова, которая была в ужасе от трансляции порнофильма в своем телевизоре.
Как бы то ни было, уже в 1995 году в стране практически не осталось независимых СМИ, вся монополия перешла к государственным средствам массовой информации. Интернет тогда в Южной Осетии был еще сюжетом для фантастических рассказов. Закрылась оппозиционнаягазета «Ард», в сентябре 1995 года выходит последний номер газеты «Вестник Южной Осетии». Однако в этом же году стала выходить новая газета «Молодежь Осетии» (ныне «Республика»), которой предстояло стать печатным, пусть и государственным, изданием, но со своей позицией. Газета не являлась какой-либо заменой или альтернативой независимымпечатным СМИ по примеру появления ГосТВ, поскольку изначально значилась как молодежно-спортивное издание. Но материалы на злободневные темы и свой,непохожий на остальных «почерк» сказались на привлекательности нового издания, которое быстро стало набирать популярность.
10 ноября 1996 года в результате всенародных выборов был избран первый Президент Республики Южная Осетия. Им стал Людвиг Чибиров, который набрал 55% голосов. Верховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым председателем был избран Коста Дзугаев. Между Президентом и Парламентом устанавливаются рабочие отношения. К этому времени глава законодательной власти К.Дзугаев уже имел авторитет состоявшегося политика. При этом Президент Л.Чибиров с известной настороженностью относился к растущей популярности спикера. Помню случай, когда в те годы в Республику в очередной раз приехали иностранные представители для встречи с руководством страны. В момент их приезда у Президента шло совещание, поэтому гостей принял К.Дзугаев. После того, как закончилось совещание у Л.Чибирова, иностранцы были приглашены на встречу с Президентом. Вечером в местных новостях обе встречи были даны в телевизионный эфир в соответствии с их временной последовательностью: сперва со спикером, после с Президентом. На следующий день руководству телевидения была устроена выволочка: директору доходчиво объяснили, что в любом случае сперва должна была пойти информация о встрече с главой государства, а уже после – с другими официальными представителями.
12 мая 1999 года состоялись третьи по счету парламентские выборы в РЮО. На пост спикера были выдвинуты представители прошедших в Парламент Компартии РЮО и «Фыдыбæстæ» Станислава Кочиева и Вячеслава Гобозова соответственно. Поддержку депутатов получил С.Кочиев, партия которого набрала на выборах 50% голосов избирателей. Впрочем, как показала история, для того, чтобы стать спикером, вовсе не обязательно иметь в Парламенте большинство.
В 1999 году возобновляется выпуск газеты «Вестник Южной Осетии», но уже без прежнего состава журналистов. Главный редактор Владимир Алборов был вынужден оставить свой пост. Способности талантливого журналиста со стороны чиновников не были до конца востребованы, и, оказавшись без средств к существованию, он уезжает за Полярный круг, где первое время работает… охранником в магазине. Что же касается «Вестника Южной Осетии», то, выпустив еще несколько номеров, газета снова закрылась.
В 2001 году состоялись новые выборы Президента. Голосование прошло 18 ноября, однако политические баталии начались задолго до этого дня. Весь предшествующий период характеризовался прямым противостоянием Парламента и Президента. На этот раз С.Кочиев, занимавший одновременно пост спикера Парламента и руководителя Компартии, вступил в прямой конфликт с Президентом Л.Чибировым. Сегодня только они сами знают, что стало истинной причиной разногласий прежних союзников, однако тогда считалось, что судьба власти решится в споре этих двух политиков.
Тем не менее, в борьбу за власть включились и другие претенденты. На рассмотрение ЦИК были представлены документы инициативных групп девяти кандидатов, среди которых были Л.Чибиров, С.Кочиев, Э.Кокойты, Г.Хугаев, глава МВД А.Парастаев, работник Цхинвальской райадминистрации Г.Гагиев, юрист А.Кочиев, бывший первый секретарь Обкома Компартии Ф.Санакоев и врач В.Джиоев. Однако по решению ЦИК от участия в выборах были отстранены Г.Хугаев, В.Джиоев, Ф.Санакоев как не имеющие ценза. Позже свою кандидатуру снял А.Кочиев.
Большую активность проявляли сторонники действующей власти. В Цхинвале «высаживались» десанты представителей севера Осетии: от высоких чиновников до деятелей культуры. Более того, случился беспрецедентный факт – в поддержку лидера непризнанной Республики высказался даже глава постоянной миссии ОБСЕ Ливиу Бота. Власти перед выборами усилили контроль над СМИ, произведя кадровые перестановки. Было заменено и руководство ТВ. Новый директор телевидения М.Остаева получила не только дополнительные ресурсы, но и расширенные полномочия, поскольку перед выборами одновременно возглавила еще и Комитет по информации и печати РЮО.
Новое руководство ГосТВ проводит в отношении парламентской оппозиции жесткую линию. М.Остаева не боится вступать с руководством Парламента в прямую полемику, причем делает это на его поле – в стенах законодательного органа. Иногда полемика проходит на грани дозволенного, с использованием острых личностных характеристик. Это был тот случай, когда один «боец» стоил десяти.
В это же время начинает функционировать и независимая телекомпания «Арт» (директор Алан Касоев). Здесь начинает свою работу и автор этих строк, к тому времени вернувшийся из экономической эмиграции. Несмотря на декларированную независимую вещательную политику, по сути, это был информационный ресурс, аффилированный с президентской властью. При этом по подаче материала, разнообразности сетки вещания «Арт» выгодно отличался от госканала.
Газета «Молодежь Осетии» («Республика») также продолжала свое развитие, всебольше уделяя внимание освещению политических процессов в стране. Многое еще осуществлялось на уровне интуитивности, но было главное: искренность и независимая позиция. Подобное свободолюбие многим не нравилось. Ряд чиновниковпытались влиять на политику газеты посредством смены ее руководства. В свою очередь, на руководство издания оказывалось давление и со стороны оппозиции. Не раз и не два с главным редактором А.Кочиевым ее представители беседовали на повышенных тонах. Но в обоих случаях, и с чиновниками, и с представителями оппозиции, редакция отстаивала свою объективную позицию, чем, собственно, и отличалась от других СМИ.
Заметным предвыборным материалом на тот момент явилась публикация в «Молодежке» – «Про» и «контра» каждого кандидата – читателю было предложено по пять положительных и отрицательных характеристик кандидатов, составленные с ориентацией на мнение избирателей. Некоторые характеристики впоследствии отзывались эхом для редакции еще долгое время...
Роберт Кулумбегов
(продолжение следует)
На фото: Редакция газеты «Молодежь Осетии» образца 2000-х годов: Инга Кочиева, Рена Козаева, Элина Бязрова, Карина Гаглоева, Элла Авагимова, Лана Парастаева, Олег Икаев, Андрей Кочиев, Василий Мирзаев,Сослан Гассиев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.