Сырдон и девы Страны нартов (фельетон)
Величественная страна нартов. Здесь каждый мужчина – воин, а каждая женщина – добрая хозяйка. Конечно, каждая со своим нравом и «капризами», но нет лучше них на целом свете. При этом кого ни спросишь, кто самая-самая в Стране нартов, все говорят хором – Сатáна. Она и символ хлебосольства, и образец женственности, и лучшая мать. И пиво она придумала варить, и нартов спасает в голодный год. Она и красива, и умна, и обходительна. Да и совет мудрый даст при необходимости. Одним словом – женский идеал.
Но каждый идеал имеет и обратную сторону. Вот все называют меня, Сырдона, коварством неба и хитростью земли. А вы посмотрите на Сатáну – столько коварства, как у нее, нет и в сотне Сырдонов. Кто сделал так, что ее мужем стал единоутробный брат Уырызмаг, к тому же на тот момент женатый?! Кто надоумил Сослана воспользоваться магией, чтобы победить маленького Тотрадза?! Кто насылал на народ метели и вьюги?!.
Конечно, нартские женщины раскрепощены. Нередко выходят замуж по своему желанию, без советов близких выбирают или отвергают женихов. Таким своенравием отличились Акола, Саумарон-красавица, Агунда, Бедоха... Нартские девушки сильно разборчивы и подчас капризны. Прежде чем дать согласие на брак, они испытывают своих женихов в ловкости, силе, деловитости. Никто из них сразу не выходит замуж, ибо количество сватающих также является своеобразным свидетельством достоинства невесты. Впрочем, порой сами родители давали право свободного выбора своим дочерям. Как та же Адакыз,мать красавицы Уазафтау.Она не стала советовать дочери, за кого выйти замуж, а дала ей свободу выбора.
Вот и строят они свою жизнь сами. Возьмем дочь нарта Адыла. Приглянулся ей сын Сатáны, но не потому, что был он красив или отважен. Причина была в статусе – кому не хочется быть невесткой женщины №1 Страны нартов. За него она и вышла замуж, правда, избрав местом жительства замок своего отца. Но красота жены не могла перекрыть позор, который нес на себе мужчина, перешедший жить в дом своей жены. Не возлюбили его нарты, сторонились. Такое положение не устраивало и саму Адылову дочь, ведь у нее все должно было быть самое лучшее, и супруг в том числе. И решила она сделать из него героя. Придумал она ему испытание, послав в урочище Тарка. При этом сама же и научила супруга, как пройти все препоны и добытьволшебные предметы: свиток кожи, войлочную плеть и шапку-невидимку. Благодаря этим предметам нарты изменили свое отношение к ее супругу, и стали относиться к нему как к отчаянному смельчаку, приняв в свое сообщество. Самолюбие дочери Адыла было удовлетворено, ведь теперь у нее был муж-герой.
Казалось бы, нартские богатыри должны были отличаться высокомерием в отношении своих женщин. И едва ли можно представить, чтобы кто-то из них мог простить супружескую измену. Но эпизод сказаний с нартом Батрадзом представляет наших мужчин с неожиданной стороны. Как-то нарты решили поспорить, кто из молодежи больше всех благородства проявил по отношению к женщинам, и был наиболее снисходителен к своей жене. Батрадз выиграл этот приз после того, как спорщикам стал известен следующий эпизод из его жизни.
Перед возвращением из похода нарты подговорили жену Батрадза притвориться, будто она изменила супругу с его молодым пастухом. Когда муж вернулся домой и увидел, что голова жены его лежит на руке пастуха, он вопреки ожиданиям не вспылил – лишь осторожно вытащил руку пастуха из-под головы своей жены. После этого вышел во двор, подстелил под себя бурку, седло – под голову, лег и до восхода солнца проспал. А ведь если следовать нашим адатам, то Батрадз должен был бы умертвить обоих. Причем мгновенно, так что устроители розыгрыша даже не успели бы и слова вымолвить, чтобы дать ему понять, что это всего лишь шутка...
Вообще, девы страны нартов разные. Это и Кулбадагус, женщина, обладающая даром предвидения и использующая черную магию. Кармагон посещают откровения, и поэтому двери ее дома всегда открыты для людей, желающих узнать о своем будущем. А с покровительницей вьюг, ураганов, бурь, вихрей и ветров Уадахсин лучше не спорить…
Вот ворчу я, а все же вынужден признать – с женщинами нашими порой непросто, но без них наша жизнь сера и скучна! Да и своими придирками они держат нас в тонусе. Они и приголубят, и капризы наши простят, и, если надо, на путь праведный наставят. Возьмем опять-таки Сатáну – мудрая она женщина и знает нашу мужскую психологию до мелочей. Как-то раз довела она своего супруга Уырызмага до точки кипения, и решил он с ней развестись. «Бери все, что хочешь из дома, все самое ценное, и уходи: невмоготу мне больше жить с тобой», – сказал он Сатáне. Согласилась женщина, только попросила на прощание утроить застолье-проводины. Согласился Уырызмаг, устроил прощальный пир. Что за стол накрыла для нартов Сатáна! Самые лучшие напитки и яства вынесла она из кладовых. Семь ночей и семь дней просидели на пиршестве нарты, а когда стали расходиться, сказала Сатáна младшим нартам, что прислуживали на пире:
–Плохо потчевали вы хозяина нашего, он совсем еще трезвый. Поднесите-ка ему с ласковым словом почетную чашу.
И стали подносить ему младшие нарты одну за другой почетные чаши. И до этого немало выпил Уырызмаг, но выпив почетные чаши, совсем опьянел и погрузился в хмельной, безмятежный сон…
Тогда запрягла самых откормленных быков Сатáна в большую повозку, настелила в нее самой мягкой сухой травы, положила поверх травы постель, накрыла ее ковром и уложила на ковер сонного мужа. Ничего больше не взяла она с собой, все богатства оставила дома. И повозка двинулась со двора.
Когда выехали они на равнину, отрезвел Уырызмаг и проснулся. Видит: сидит возле него Сатáна, лопухом отгоняет мух от его лица, покрикивает на быков и подгоняет их березовой хворостиной. Удивился Уырызмаг, не понял: что это еще за диво!
–Будто мы едем куда-то?– спросил он Сатáну.
–Я вижу, забыл ты, что прогнал меня из своего дома, вот я и возвращаюсь в родительский дом.
–Это я помню,– сказал Уырызмаг.– Но менято куда ты везешь?
–Прогоняя меня, ты сказал: «Возьми из нашего дома то сокровище, которое всегобольше привлекает твое сердце». Нет у меня сокровища дороже тебя. Вот я и везу тебя, а все остальное пусть останется.
–Ну и беса схватил я в жены!– улыбаясь, сказал старый Уырызмаг.
Помирился с женой Уырызмаг, вместе вернулись они в свой дом и продолжали там жить в любви и согласии...
Рубрика «Улыбка Сырдона»
На фото: Репродукция картины Азанбека Джанаева «Как Сатана женила на себе Уырызмага»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.