Национальная валюта. Реальная перспектива или радужные прожекты
У независимого государства существуют различные символы. Визуальные – государственные флаг и герб, символ, воспринимаемый на слух – государственный гимн. Но есть еще один индикатор суверенности – собственная денежная единица. С обретением независимости в Южной Осетии и Абхазии были утверждены и национальные денежные знаки. В Абхазии – «апсар», в Южной Осетии – «зæрин».
С начала года в Республике Абхазия проходит неформальная дискуссия относительно перспектив введения валюты «апсар» в денежный оборот. Инициатором перевода этой денежной единицы из плоскости нумизматики в финансово-торговую сферу выступил известный абхазский экономист Ахра Аристава.
Немного предыстории. С 1992 года в Абхазии основным средством платежа становится российский рубль, которым осуществляются наличные и безналичные расчеты. В апреле 2008 года Народным собранием (Парламентом) Абхазии был принят закон, согласно которому на территории страны вводятся в обращение памятные инвестиционные монеты из драгоценных металлов. Денежная единица получила название «апсар». Национальному банку РА было дано право эмиссии памятных инвестиционных монет из серебра и золота.
Со временем Нацбанк Абхазии решил расширить монетный каталог за счет выпуска монет из недрагоценных металлов (2016 г.) и как развитие линейки национальной валюты начинается изготовление и денежных банкнот-апсар (2018 г.). Было напечатано ассигнаций на 500 млн. номиналов.
Банкноты, как и монеты, не являются в Абхазии средством платежа, хотя Нацбанк Республики и установил фиксированный курс апсара по отношению к российскому рублю из расчета 1:10. Но такое соотношение условное – реальная рыночная стоимость абхазских денежных знаков определяется в зависимости от цены драгоценных металлов, из которых изготовлены монеты, или от востребованности у нумизматов. Однако, при желании обеих сторон – покупатель и продавец – бумажными деньгами можно расплатиться на рынке, в кафе. Но такая практика ограничена и является преимущественно патриотическим актом
Дискуссия о введение апсара в оборот как национального средства платежа возникла не на пустом месте. Сам А.Аристава называет главную причину – недостаток рублевой массы в Республике, что привело к дефициту инвестиционного и банковского капитала. «И если у нас по разным причинам, включая объективные, нет увеличения денежной массы, то у нас просто нет другого выхода, кроме как вводить собственную денежную единицу – апсар», – полагает абхазский экономист.
Реакция государства на инициативу А.Аристава была однозначно негативной. Президент Абхазии А.Бжания заявил, что собственная валюта приведет к развалу государства в течение 10-15 дней, и назвал подобные предложения идеологической диверсией.
В Южной Осетии национальный денежный знак в золоте и серебре стал выпускаться в 2013 году, его назвали «зæрин» (от слова «золотой»). Своим появлением на свет эта монета обязана закону «О введении в обращение на территории Республики Южная Осетия памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов и инвестиционных монет из драгоценных металлов». По определению, изготовление и распространение монеты было делегировано Национальному банку, который размещает заказ на чеканку в Гознаке РФ. Был установлен и фиксированный курс в отношении к российскому рублю – 1:10, т.е. за один зæрин можно получить десять рублей. Хотя эти монеты как предмет интереса нумизматов, продаются по иной цене.
С 2013 года по 2023 было десять эмиссий, монеты чеканились по различным памятным поводам достоинством 20, 25 и 50 зæрин в серебре и золоте. Тематика эмиссий была самая разнообразная: от юбилеев писателей и до знаменательных дат.
Первая монета была изготовлена к пятилетию признания Южной Осетии Россией – 20 зæрин (серебро) и 50 зæрин (золото), в дальнейшем отсылка к знаменательным датам еще не раз окажется на аверсе монет: 10 и 15-летие признания РФ независимости РЮО, 30-летие со дня принятия Акта провозглашения независимости РЮО, 90-летие со дня основанияЮОГУ, 1760-летие города Цхинвал... Значительное количество монет посвящено памяти писателей, ученых, композиторов и военачальников: К.Хетагурова, С.Гадиева, В.Абаева, И.Плиева, Р.Гаглоева, Д. Хаханова, М. Туганова и др. Есть серия с изображением храмов Южной Осетии, картины «Пир нартов».
Пока что Нацбанк РЮО, в отличие от абхазских коллег, эмиссию денежных знаков в бумажном исполнении не провел. Кстати, наша редакция еще в 2000 г. на 10-летний юбилей Республики предложила свое видение юго-осетинских банкнот с номиналом от одного рубля до пятисот с изображением знаковых личностей Осетии. Но эта инициатива осталась незамеченной властями.
Конечно же, ничто так не воодушевляет обывателя, как обладание суверенными символами – звонкой монетой и хрустящими банкнотами. Но, чтобы денежный знак стал полноценным средством платежа и основой финансовой системы, радужных мечтаний недостаточно.
А.Гаглоев
Прокомментировать возможность введения в оборот национальных денежных знаков в РЮО мы попросили заведующего отделом социально-экономических исследований ЮОНИИ Вячеслава Джабиева:
– Ценность валюты любой страны держится на ее экономической мощи, которая базируется на национальном богатстве. Национальное богатство, если упрощённо, состоит из следующих основных составляющих: 1) Человеческий капитал – знания, численность и плотность населения, в том числе количество профессиональных работников и специалистов в разных отраслях экономики; 2) Природные ресурсы – природно-сырьевые ресурсы, как разработанные, так и ещё не разработанные; 3) Физический капитал – это основные фонды, здания, сооружения, движимое и недвижимое имущество, средства производства; 4) Финансовый капитал – оборотный капитал, наличные и безналичные финансовые средства, валюта, ценные бумаги, золотовалютные резервы; 5) Имидж, репутация, страны. На базе вышеперечисленных ресурсов строится экономика государства, состоящая из материального и нематериального (услуги) производства, и таких отраслей как промышленность, сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля, энергетика, связь, строительство, сервис и т.д.
Что касается нашей Республики, то экономика у нас далека ещё от того уровня развития, чтобы вводить собственную валюту. К примеру, дотационная часть бюджета, более 85%, состоит из финансовой помощи России, критически низок уровень человеческого капитала, основные внешнеторговые операции – это импорт, ВВП вычисляется как сумма фонда оплат работников отраслей нашей экономики, а, как известно, фонд оплачивается из российского бюджета. Надо понимать, что РЮО фактически является дотационным регионом с некоторыми ограничениями, и по этой причине введение собственной валюты, как ещё одного формального символа независимости, не даст ей реального содержания. Наоборот, даст экономике ещё одну головную боль контроля денежного оборота и сдерживания инфляции от выпуска ничем не обеспеченных «денег».
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.