Южная Осетия и проблема коклюша
На днях комитет Юго-Осетпотребнадзора
обнародовал данные по заболеваемости коклюшем в Республике. Согласно
статистическим данным санитарного ведомства за неполный год этим опасным
инфекционным заболеванием заразились более 60 человек, но цифры
зарегистрированных случаев вряд ли отражают реальную картину в стране. По
данным детской поликлиники с конца августа в медучреждение в среднем за неделю
обращается до 10 человек. Официальные данные по заболеваемости могут быть
снижены из-за дороговизны диагностики заболевания, исследования в Южной Осетии
доступны только в частных лабораториях. ПЦР-диагностика и иммуноферментное
исследование крови вместе пациенту обойдутся около 4 тысяч рублей. О причинах
подъема заболевания, симптомах коклюша, народных методах лечения и
рекомендациях врачей газете «Республика» рассказала руководитель
поликлинического отделения детской больницы Лариса Владимировна Ханикаева.
– В последние годы в Южной Осетии данное заболевание не встречалось. Но с 2019 года по сегодняшний день очень плохо идет вакцинация детей. В ковидный период с 2019 по 2021 год родители остерегались, что при обращении в поликлинику дети могут заболеть ковидом и потому перестали приходить на плановую вакцинацию. Даже после наших длительных приглашений и уговоров. Ведь в то время на втором и третьем этажах Детской больницы была развернута ковидная зона. Но даже после того, как Детская больница вернулась обратно в свой штатный режим работы, родители стали опасаться того, что вместо обычной профилактической вакцинации, возможно, детям делают ковидную вакцину. Это была массовая боязнь. Разумеется, я не могу это подтвердить сейчас документально, но могу заверить, что родители опасались любого вида вакцины. Поэтому в этот промежуток времени дети остались невакцинированными.
Что же касается вакцины против коклюша, то она состоит из нескольких компонентов. Первая вакцина делается в три месяца, вторая – в четыре с половиной, третья – в шесть месяцев и четвертая делается через год от последней вакцинации. Если, допустим, вакцинация ровно в три месяца не начинается, а позже, то интервалы последующих сохраняются такие же.Кстати, те родители, которые осознанно соглашаются на вакцинацию, часто не соблюдают интервалы, между тем это очень важно для формирования иммунитета, сбои с интервалами дают несформированный иммунитет против данного заболевания.
Ещё есть одна особенность. Коклюшную вакцину делают в комбинации – это АКДС, Инфанрикс, Инфанрикс Гекса и Пентаксим. Любой коклюшный компонент, который имеется в вакцине, делается только исключительно до 4 лет, а точнее в три года 11 месяцев и 29 дней. Если ребенок переваливает через этот возраст, то ему уже не вакцину, не ревакцинацию делать нельзя. Соответственно, данные дети остаются стерильными против этой инфекции, а заболевший ребенок является источником инфекции для окружающих. И даже если один ребенок правильно исполнил вакцинацию по возрасту, но вокруг 10 невакцинированных заболевших, то, конечно, нагрузка коклюшная у него достаточно высокая, и он тоже может заболеть, не так тяжело, как невакцинированный ребенок, но угроза заболевания у него есть. Поэтому при любом заболевании, тем более инфекционном, должна быть полная изоляция для защиты окружающих.
– Вакцина от коклюша состоит из нескольких компонентов, после первого компонента ребенок уже защищен от заболевания?
– Мы делаем его в раннем детстве, потому что дети до года не ходят в садики, не посещают образовательные учреждения, соответственно, у них контактов с вирусом, бактериями меньше и у них формирование иммунитета должно быть лучше, поэтому вакцина делается в раннем возрасте, чтобы у них созревал иммунитет. Некоторые родители считают, что они сделают вакцину, когда ребенок чуть подрастет, что неправильно. Есть национальный календарь прививок. И согласно этому календарю должны вакцинироваться дети и обязательно соблюдаться интервалы, иначе грош цена этому иммунитету.
– Какими данными Вы располагаете и сколько у нас заболевших коклюшем?
– Каждую неделю бывает от семи до десяти обращений с подозрением на коклюш. Лабораторные исследования мыделаем, по результатам общего анализа крови мы можем заподозрить коклюш. Но при этом заболевании важна ПЦР диагностика – это мазок из зева, но он тоже показывает положительный результат только в первые дни заболевания. У нас же бывают обращения, когда ребёнок длительно кашляет, скажем месяц, в этот период ПЦР диагностика уже ничего не покажет, тогда нужно иммуноферментное исследование крови (ИФА). По количеству антител мы уже определяем, болеет ребёнок коклюшем или уже переболел. Точную статистику я вам не могу сказать, потому что не каждый ребёнок делает и ПЦР диагностику, и иммуноферментное исследование крови. Поэтому, по нашим подсчетам, у нас от 7 до 10 обращений в неделю.
– Есть какие-то рекомендации, как себя беречь или как распознать – это обычные ОРВИ, простуда или коклюш?
– Если обычная респираторная вирусная инфекция сопровождается повышением температуры до 5-7 дней, то при коклюше, если и повышается температура, то только однократно. При этом если уже к коклюшу присоединяется температура, то это уже говорит об осложнениях. К тому же у коклюша очень характерный кашель, совсем другой. Разумеется, родителям сложно определить и самостоятельно поставить диагноз. Для этого нужно обратиться к врачу. Педиатр по обычному клиническому исследованию крови в условиях нашей поликлиники может отдифференцировать простудные заболевания от коклюша. Поэтому я сторонник того, чтобы самолечением не занимались, обращались обязательно к врачу. К тому же не все препараты, которые работают при респираторно-вирусных инфекциях, можно давать при коклюше.Самолечение опасно и детям, и взрослым, может быть осложнение в виде пневмонии. Тем более что ребенку препараты высчитываются на килограмм массы тела и обязательно нужно учитывать этот факт тоже.
– Помимо медицинских назначений, существуют народные методы лечения коклюша. Предполагают, что от этого недуга может избавить полет на самолете, горный воздух и прогулки у реки, что из перечисленного медики признают эффективным?
– Не могу Вам сказать, как помогают полет на самолете и ослиное молоко, но горный воздух и нахождение у реки, где есть увлажнённый воздух, богатый кислородом очень даже полезен. Но это не говорит о том, чтобы игнорировать назначения врача.
– Вы сказали, что в среднем в детскую больницу обращается до десяти человек в неделю, можно ли эти данные считать эпидемией?
– Нет, это не эпидемия, не пандемия, Слава Богу, это просто плохо вакцинированные дети.
– Когда в последний раз в Южной Осетии был такой всплеск заболевания коклюшем?
– Лучше спросить инфекционистов, но в условиях детской поликлиники за свои 20 с лишним лет работы я наблюдаю подобное в первый раз. Были единичные случаи заболеваний, но окружение было вакцинировано, оно не распространялось, а теперь, учитывая невакцинированную прослойку детского населения, распространение идёт шире.
– Сегодня Южная Осетия располагает достаточным объемом вакцин?
– Да, все имеется. Дети, обратившиеся к нам, без вакцинации не уходят. При этом у
нас есть самые лучшие образцы вакцин.
– В последние месяцы в связи с подъёмом заболевания немало материалов выходит и в СМИ, скажите пожалуйста, повлияло ли это на активность родителей, чаще ли стали прививать детей?
– Повлияло. Вот когда у нас взрослые стали заболевать корью, у нас 90 процентов детей получили первую вакцину кори, которые не делались вовремя. Также приходят и против коклюша вакцинируются, даже детей старшего возраста родители хотят вакцинировать, но против инструкции мы не работаем, только до 4 лет.Обращаемость лучше, но есть родители, которые по-прежнему считают, что это вредно для их детей.
– По закону же родители имеют такое право?
– Да, но эта палка о двух концах. Разумеется, родители имеют право отказаться. Но если, не дай Бог, вдруг ребенку нужна будет медицинская помощь на территории России, бывают такие случаи, что ребёнку нужна помощь специализированной клиники, то у этих клиник тоже есть определенные условия– они не берут невакцинированных детей. Есть требования, чтобы обязательно была вакцинация против кори, чтобы ребенок ежегодно получал пробу манту и т.д. Если у ребенка есть медицинский отвод от профилактической вакцинации, то все должно быть четко расписано в медицинском заключении, что в связи с такой-то патологией ребёнок не имеет возможности или права вакцинироваться. Если этого всего нет, то у ребёнка могут возникнуть проблемы при обращении. И это не только в медицинские учреждения. Это и спортивные соревнования, лагеря, санатории. Так что за родителями, конечно, остается их право, а за ведомствами и оздоровительными центрами свое право.
Фатима Плион
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.