Тихой Сапой. В Южной Осетии открыли представительство российского новостного агентства
В марте этого года на просторах сети заработало новое информационное издание – Сапа 15, освещающее события в Северной Осетии. Как оказалось, региональное медиа было лишь первой пташкой, а Сапа Медиа – на самом деле проект федерального масштаба, в рамках которого сегодня действуют уже несколько региональных редакций. С недавних пор заработала и редакция в Южной Осетии – Сапа Цхинвал. Мы поговорили с генеральным директором Сапа Медиа, журналистом с многолетним стажем работы в российских СМИ (североосетинский телеканал «Арт», Lifenews, Baza) Алиной Джикаевой о том, как создавалось новое медиа, о решении открыться в Южной Осетии и планах на будущее.
– Расскажите о том, что Вас связывает с Южной Осетией? Почему решили запускать редакцию здесь?
– Все очень просто – я родилась в Южной Осетии. Когда мне исполнился год, моя семья из-за известных событий переехала во Владикавказ. Выросла я уже на севере Осетии, но всем говорю, что родилась в первом роддоме Цхинвала. Хотя меня, конечно, обязательно поправляют, что роддом в Цхинвале и так всего один J. Ребенком часто ездила на юг – бабушка и родственники со стороны мамы жили в Цхинвале и Дзау. Но, когда мне было лет десять, бабушка умерла, и мои поездки прекратились. Так я невольно надолго оторвалась от Южной Осетии и ее жизни…
В последние годы я стала замечать, что новостной повестки по Южной Осетии, за исключением нескольких местных изданий, практически нет. После окончания активной фазы конфликта поток новостей из Цхинвала резко сократился, а в последние лет пять и вовсе сошел на нет. Мне стало интересно, чем же живет моя малая родина, какие там люди. Тем более что, давайте это признаем, жители юга Осетии отличаются от жителей севера нашей Родины. Конечно, мы один народ, никто не спорит, но даже алагирцы отличаются от бесланцев, что уж говорить в таком случае о тех, кто разделен границей, перевалом и тридцатью годами раздельного существования. Поэтому различия копятся, и ничего страшного в этом нет.
– В чем цель создания Сапа Цхинвал? Чем Вы руководствуетесь в работе?
– Я много лет в журналистике, и на мой взгляд, одна из проблем современных российских СМИ в том, что они оторваны от людей. Ведь «медиа» – это в буквальном переводе «посредник». СМИ должны быть посредниками между людьми и властью. Не просто рассказывать о проблемах реальных людей, о событиях, которые их волнуют, но и пытаться достучаться до властей, донести до них позицию рядовых граждан. И здорово, когда это у нас получается.
Для меня как для главного редактора важно, чтобы люди имели прямой доступ к нам, могли обращаться со своими историямии проблемами. Мыне освещаем события «негативно» или «позитивно».
– В соцсетях Вы часто критикуете анонимные телеграм-каналы. Почему?
– Я категорически против анонимных телеграм-каналов как класса. Эти ресурсы приучили людей, что можно нести абсолютную чепуху, поливать грязью кого угодно, скрываясь за настройками приватности Telegram. Это очень вредная практика. Она приучает многих к тому, что не нужно отвечать за свои слова. До своей работы в Северной Осетии я и представить себе не могла, до каких масштабов разрослось это явление. И сколько грязи, унижения, оскорблений выливают так называемые авторы этих каналов.
Я считаю, что, если ты не в состоянии сказать своему оппоненту лично все, что ты думаешь, под своим именем, если вместо этого ты прибегаешь к анонимным унижениям, оскорблениям, переходишь на личности – это мерзко. И не дай Бог, чтобы такого рода люди, которые пользуются подобными методами манипулирования, пришли к власти.
А еще мне их искренне жаль. Потому что я очень надеюсь, что авторы этих каналов делают это вынужденно, от физической нехватки денег, и, если это так, то я готова каждому из них предоставить работу, ведь у некоторых из них тексты бывают очень даже ничего. В то же время я считаю, что игнорировать их, делать вид, что ничего не видел – неправильно. Надо реагировать. У нас привыкли уже, что такая анонимная грязь – это норма, но ведь это не так! Раз уж мы с такой гордостью зовем себя осетинами, мы не можем проходить мимо.
– На момент запуска Сапа Цхинвал уже работала северо-осетинская редакция, да и редакции в других российских городах были запущены...
– Да, верно. Сапа – это федеральное издание. У нас план открыться в каждом городе страны. Кроме Южной Осетии мы также собираемся открыть представительство в Абхазии. Ожидаем, что это случится в следующем году.
В Цхинвале у нас уже открыт офис, и мы активно ищем новых сотрудников. По Южной Осетии у нас работает опытный и грамотный журналист Ирина Келехсаева. Но скажу откровенно: с кадрами у нас проблемы. Найти хорошего журналиста – очень трудно. Мы вели переговоры с несколькими корреспондентами, они пообещали подумать. Я понимаю тех, кто не хочет уходить с насиженного места в новое медиа. Но могу заверить: мы здесь надолго – и в Южной Осетии, и в федеральной повестке.
Когда мы набирали редакцию в Северной Осетии, мне тогда повезло в том смысле, что работать со мной пришли мои друзья. Это Заур Фарниев, Елена Черенкова, Ольга Лизункова. Меня местный читатель практически не знает. Дело в том, что раньше моя работа не касалась северо-осетинской повестки. Я сотрудничала с федеральными медиа. В Южной Осетии мы тоже оказались новичками для нашей аудитории. Но, думаю, что у нас все впереди и Сапа Цхинвал скоро полюбится местным читателям.
– Вы сталкивались с какими-то сложностями работы в Южной Осетии, которые отличают ее от работы в России, в федеральных изданиях, с российской новостной повесткой?
– Пока, честно говоря, проблема только с кадрами. Нехватки тем нет. Напротив, их много, мы ведь делаем упор и на политику, и на общественную жизнь, но главное – мы концентрируемся на человеческих историях, на живой картинке. Мы любим интересных людей – виноделов, бабушек-рукодельниц, садоводов-оригиналов. Поэтому мы снимаем много видео-контента. В связи с этим, кстати, в штат требуется и видео-оператор.
А в целом никаких особенных препятствий в Южной Осетии я не вижу. Конечно, чтобы работать здесь, нужно знать местных жителей, внутреннюю политическую кухню, быть в курсе событий. Мы сейчас активно погружаемся во всю эту среду, изучаем местные сообщества, чтобы знать, что действительно волнует людей. Из отличий же могусказать, что в Южной Осетии очень политизированное общество. Гораздо больше, чем на севере.
Александра Цховребова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.