О, генерал мой, генерал или о «звездной статистике» в силовых структурах (фельетон)

18-04-2023, 16:28, Общество [просмотров 475] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

О, генерал мой, генерал или о «звездной статистике» в силовых структурах (фельетон)У нас, у нартов, только тот мужчина был достоин уважения, кто участвовал в военных делах. И не имело значения – брал ли он в руки оружие, чтобы вторгнуться с ватагой храбрых удальцов в пределы врага, или чтобы отбить нападение супостата на родное селение. К отражению вражеского вторжения нужно было быть готовыми всегда, так как случалось оно большей частью неожиданно. А вот к походам в сопредельные страны готовились долго и старательно.

Главное военное мероприятие именовалось «балц», а его участники – æмбæлттæ/æмбæлццонтæ (букв. сопоходники), понятие, понимаемое в современном языке как «товарищи». Эти балцы имели разную продолжительность. Различалисьафæдзыбалц – «годичный поход», æртæазыбалц – «трехлетний поход» и авдазыбалц – «семилетний поход». Кроме термина «балц», который в военной лексике обозначает большие походы, существовали и другие названия для обозначения военных кампаний меньшего размаха: стæр и хæтæн. Главное их отличие от балц – непродолжительность, а также методы действий.

В средневековой Алании набеги «стæр» были кратковременными вооруженными экспедициями в сопредельные ущелья и равнины. Члены такого формирования назывались стæронтæ. Термином хæтæнназывались походы, которые не имели определенного, предварительно намеченного объекта нападения, как это бывало в походах стæр. Основное отличие хæтæн от стæр и балц заключалось в тактике, способе действия. Хæтæн – это «военная охота», «скитание военной дружины с целью добычи». От корня hæt образовано родственное слово хæтын – «бродяжничать», «странствовать». Хæтæн были военными экспедициями дружин, действовавших методом вольного поиска. От стæр их отличало то, что последний имел заранее намеченный объект, защищенность которого, по мере возможности, предварительно изучалась, в соответствии с чем определялась и тактика нападения.

Когда собиралось большое войско æфсад, то было необходимо участие представителей всех ущелий Алании. Решение выступать в поход оставалось за народным собранием – Ныхасом. И если инициаторы военной акции могли доказать необходимость выступления, то голосование подтверждало эту инициативу. Решение Ныхаса оформлялось своеобразной процедурой голосования, что выражалось поднятием вверх каждым из участников собрания очищенной от коры палки. Даже правители Алании были вынуждены считаться с решениями Ныхаса, в противном случае, они должны были рассчитывать только на свою немногочисленную военную дружину. А с такими силами большой поход не организуешь.

После того как было принято решение начать поход, вставал вопрос о выборе предводителя – балхон. На эту должность выбирали как по знатности, так и с учетом боевого опыта и авторитета. При этом последнее условие было определяющим. Должность определялась только на время военной экспедиции, и предводитель являлся выборным или приглашенным военачальником, к примеру, из другого ущелья. Об этом говорит и сам термин «балхон» (бал – поход, хон – приглашение).

Помимо главного руководителя балхон, существовали и другие командные должности. Это раздзог и фæтæг, командовавшие отдельными отрядами: конницей, пехотой, лучниками, разведчиками, осадными орудиями и т.п. Важную роль в формировании единства военного строя играли и ветераны – фæлтæрд.

А что же сегодня? Вот смотрю я, Сырдон, на юг Осетии, вроде уже и армии как таковой нет, а вот военных вождей немерено. Правда зовут их ныне не балхонами, раздзогами и фæтæгами, а заморским именем – генералами. При этом парадокс, чем меньше становятся Вооруженные силы, тем выше воинские звания, титулы и количество генералов.

Четыре года назад, а именно 11 апреля 2019 года, депутаты собрались и решили утвердить новое звание в стране –звание «генерал-полковник». Причина, которой руководствовались народные избранники – негоже, что наши военные, встречаясь с российскими и абхазскими коллегами, имели на погонах меньше звезд. «Предлагаемые в Закон РЮО «О воинской обязанности и военной службе» изменения призваны приравнять положение высшего офицерского состава Министерства обороны РЮО к высшим офицерским составам оборонных ведомств иностранных государств», – такое обоснование было озвучено на сессии Парламента. Правда, логика эта непоследовательная, ведь если нашему министру обороны пришлось бы встречаться с министром обороны РФ в звании генерала армии, то пришлось бы срочно вводить и у нас звание генерала армии?

К этому времени в стране было уже два генерал-лейтенанта и пара генерал-майоров, в подчинении которых были мотострелковые подразделения, а ведь по статусу ими вполне мог командовать и простой полковник. А у нас теперь условной армией командует целый генерал-полковник. В это же время «высший офицерский состав оборонных ведомств иностранных государств» руководит целыми дивизиями и армиями. Интересно узнать – если бы за столом переговоров наших генерал-лейтенантов российские коллеги спросили, что за подразделения находятся в их подчинении, раз уж они в равном с ними званиями, сознались бы они, что вся армия Южной Осетии – это мотострелковый батальон, десяток пушек, бронемашин и тыловые службы?

А ведь еще совсем недавно звание «генерал» было в нашей Республике редким явлением. Впервые погоны генерал-майора были вручены в 1995 году Гураму Макиеву (20 декабря) и Улифану Тедееву (29 декабря). Это были настоящие советские полковники. Самое интересное, что другой настоящий советский полковник Алвери Кочиев, являвшийся инициатором учреждения этих высших воинских званий, сам остался в звании полковника.

Сегодня в Республике в разных силовых ведомствах более трех десятков генералов. Когда бывает какое-либо торжественное мероприятие, то в глазах буквально рябит от блеска генеральских погон в зале. А ведь еще недавно был актуален шутливый вопрос – что произойдет с юго-осетинским генералом, если он выедет за тоннель? Ответ – станет полковником. Именно так, с юмором, говорил и Гурам Макиев, называя себя «генералом до тоннеля». Но с тех пор ситуация изменилась, Российская Федерация признает звания силовых подразделений Республики, так что наши генералы уже и за перевалом полноценные генералы.

Слово «генерал» всегда звучит особенно для солдат и офицеров, неспроста говорят, что плох тот солдат, кто не хочет стать генералом. Вот только хотелось, чтобы в среднем у нас на каждого генерала приходилось бы не с десяток солдат и милиционеров, а тысяча. И тогда будут к месту и генерал-лейтенант, и генерал-полковник. Иными словами, численный состав силовых ведомств надо нарастить. С министерством обороны, кстати, такой шаг ожидаем. Об этом на пресс-конференции косвенно говорил и Президент. Здесь ожидаем восстановления численного состава до образца 2004 года. Но даже в этом случае действующих генералов много быть не должно.

 

Рубрика «Улыбка Сырдона»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 

Популярно