«Нехарактерные» вопросы о мемориальном кладбище
Не так давно на пресс-конференции в Комитете информации и печати глава администрации города Цхинвал Гено Каджаев, отвечая на вопрос представителя газеты «Республика» касательно дальнейшего обустройства Мемориального кладбища выдающихся деятелей страны (Национальный пантеон), заявил о, как оказалось, имеющемся желании некоторых родственников…перезахоронить своих родных. Градоначальник, правда, не уточнил, чьи именно родственники высказали такое желание. Известно лишь, что речь идет о трех захоронениях.
Чьи родные и, главное, почему пришли к тому кардинальному решению – потревожить вечный покой умершего – неизвестно, но у них должно быть есть веские аргументы для столь нехарактерного для нашего общества поступка. Отметим, что на сегодняшний день у Национального пантеона весьма туманные перспективы. Из десяти захоронений, только у троих обустроены надгробные памятники. Полагающиеся почести возданы академику и писателю Нафи Джусойты, Народному художнику и учителю Лаврентию Касоеву и автору «Красной книги Южной Осетии» Зауру Кабулову.Три Народных артиста страны Людмила Галаванова, Федор Харебов и Фатима Качмазова пока под деревянными крестами. В таком же положении политик и общественный деятель Инал Мамиев, выдающийся ученый Юрий Гаглойти, известный поэт Герсан Кодалаев, композитор и хормейстер Ани-
сим Дзаттиаты.
Разместившись стройным рядом надгробий в сени дубовой рощи, они смотрят с северно-западной возвышенности на город, где прошла их яркая жизнь, полная успехов и заслуг. Между тем, с похорон большинства из них уже минул год. Именно этот срок, по народной традиции, отводится родным для обустройства надгробий покойников. Поскольку государство взяло на себя данное бремя, то это их зона ответственности. Однако, решать данные вопросы оно почему-то не спешит. При этом еще раз повторим, что с большинства захоронений уже минул год и, возможно, этот момент также повлиял на появившееся желание родственников перезахоронить из Национального пантеона своих родных…
Решение о создании в Южной Осетии Мемориального кладбища выдающихся деятелей страны (Национальный пантеон) было принято пять лет назад. Летом 2017 года указом экс-президента Анатолия Бибилова в Дубовой роще над Цхинвалом определили место вечного упокоения выдающихся политических и общественных деятелей Республики и других граждан, внесших значительный вклад в развитие науки, культуры, искусства и имеющих особые заслуги перед государством. За несколько дней до образования мемориального кладбища, во Владикавказе после болезни скончался яркий представитель осетинской интеллигенции, выдающийся ученый и писатель Нафи Джусойты. С него началась история Национального пантеона юга Алании. Его известность и признание вышли далеко за рамки избранной стези, Нафи знали, как ученого и общественного деятеля, даже внешне он производил впечатление образца лучшего представителя интеллигенции.
Но основанный при прежней власти и до конца не обустроенный некрополь не имеет конкретного «хозяина», официально ответственного за него. И это, возможно, главная проблема. Городская администрация обязана следить за благоустройством территории. Но не более. По собственной инициативе мэрия ввела в традицию вести Книгу Национального пантеона с информацией о выдающихся личностях, которые нашли там место вечного упокоения, их биографиями и перечнем заслуг. «По положению о Национальном пантеоне городская администрация обязана следить за порядком в Пантеоне. Обустройство надгробий и решение о захоронении принимает специальная правительственная комиссиями», – рассказали в администрации города.
Сегодня Национальный пантеон в Дубовой роще с 10 надгробиями находится за высоким железным забором и закрыт на замок для посещения. С чем связана такая изоляция Пантеона от народа, нам не известно. Как и то, почему изначально здесь не было предусмотрено небольшое строение для смотрителя Мемориального кладбища, как это делается в других странах при организации подобных вопросов. Каково будет будущее Национального пантеона Южной Осетии – пока не ясно. Этим вопросом в настоящее время занимается Администрация Президента страны. «Любые изменения в данном вопросе должны быть согласованы, в первую очередь, с родственниками и близкими граждан, которые там захоронены, а также путем народного обсуждения», – рассказал советник главы государства Батрадз Бегизов.
К моменту подготовки материала нам так и не удалось выяснить по какой причине на могилах известных в Осетии граждан, похороненных в Национальном пантеоне, до сих пор не установлены надгробные памятники? И были ли вообще выделены соответствующие на это средства, а если нет, то по какой причине? Все эти вопросы должны получить свои ответы…
Фатима Плион
P.S. Наше издание уже высказывало предложение, что если «жизнь» Мемориального кладбища будет продолжена, то возможно и перезахоронение в Пантеон ряда выдающихся граждан Южной Осетии. Естественно, с согласия семей. Действительно, неужели первый руководитель нашей страны Торез Кулумбегов достоин того, чтобы покоиться в неприметной могиле на городском кладбище. А многие ли знают, что великий осетинский композитор Борис Галаев похоронен в скромной могиле на городском погосте? Не соответствуют ли статусу Пантеона композитор Дудар Хаханов, писатель Гаглоев Федор (Гафез), врач Сави Парастаев, художник Григорий Котаев, Герой войны Валерий Хубулов, ученый Захарий Ванеев и многие другие? Вы скажете, что тревожить прах умерших нельзя. Однако перезахоронения – это обычная практика. Например, Коста Хетагурова похоронили вначале на кладбище в Георгиевско-Осетинском, рядом с могилой отца, но осетинская общественность решила перевезти прах великого поэта во Владикавказ. Есть немало других примеров и из мировой практики. Тут необходимо понимать, что Пантеон не является только местом захоронения. Это символ истории, это сама история в именах. Сюда должны приводиться экскурсии школьников, студентов, приходить туристы... Сегодня могилы известных писателей, поэтов, спортсменов, героев Отечественной войны разбросаны по отдельным кладбищам в Республике. Пройдет время, и о большинстве из них будет помнить только узкий круг лиц. А Пантеон – это как большая иллюстрированная книга Памяти...
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.