Без названия
Пустота… И
даже говорить сложно… Старый мост был тем звеном невидимой цепи, который визуально
еще связывал нас с историей города, связывал многие поколения цхинвальцев...
Теперь все… Безликий город… Город без истории... И это в год, когда нашей
древней столице исполнилось 1760 лет… Точка невозврата пройдена… Отныне Цхинвал это город-новодел, зачастую некачественный
и при этом… холодный.
Министерство строительства, эти геростраты современности, два года шли к своей цели. Планомерно, несмотря на статус моста как объекта культурного наследия, невзирая на мнение простого народа, на мнение интеллигенции, нивелировав альтернативные предложения... Минстрой и не пытался спасти этот оставшийся островок истории, после разрушенного ими же здания Облпотребсоюза. А потому все слова про тот же неутвержденный реестр исторических памятников не более чем слова. Просто не было желания сохранить. Да и все доводы об аварийности моста и его невозможности ремонта и укрепления – неправда, также порожденная Минстроем. Благо с приглашенным ими экспертом я прилюдно имел беседу, а его заверения насчет серьезной аварийности моста и возможной вибрации от простой коляски на фоне проезжающего по мосту «КамАЗа» стали уже хрестоматийными.
Признаться, была вера, что к мнению населения прислушаются. Должны были. Ведь людьми двигала искренняя любовь к городу, без каких-либо политических мотивов… Наш предыдущий номер был сдан в печать 2 декабря, в пятницу, и в материале «Семь загадочных мест Южной Осетии» касательно Старого Цхинвала было сказано: «Старый город должен быть законсервирован. К нему следует относиться как к одному большому культурному историческому памятнику. Пусть от него и остался, по сути, только Старый мост иблизлежащие дома, но они являются составной частью ансамбля Старого Цхинвала. Который еще предстоит восстанавливать»... Номер вышел в субботу, а в воскресенье начался демонтаж «сердца Старого города»…
Случившееся нельзя рассматривать отдельно, в отрыве от предыдущих лет. Активно бороться за сохранность Старого Цхинвала, в том числе и его составляющей – Старого моста, «Республика» начала еще с далекого 2009 года, когда после грузинской агрессии, в рамках восстановления, в старой части города стали сносить старые здания. То есть, говорим о необходимости сохранности уже при четвертом президенте.
Мы уже приводили отрывок из интервью того времени доктора исторических наук, профессора Мурата Санакоева, что «на протяжении советского периода эта тенденция – сносить исторические здания – шла полным ходом, пусть и незаметно, под лозунгами новостроек: магазин «Охотсоюз», кинотеатр «Фидиуæг» и т.д.Данные решения в те годы принимались в Тбилиси.В итоге все старые, именно оригинальные здания были снесены. Раньше уничтожение истории Цхинвала осуществляли грузины. Почему этим сейчас занимаются осетины – я лично не понимаю...».В интервью 2009 года была и другая фраза ученого: «А вы что, хотите остановить строительство? У вас ничего не получится! Сохранение истории никому не интересно»… Тогда думалось, что историк ошибается, что дело не в системе, однако, время шло, а Цхинвал постепенно терял свою несравненную ауру…
Я много раз за эти годы разговаривал с министром строительства и ничего существенного, кроме общих фраз, по невозможности сохранения Старого моста, не услышал. Упорство, достойное лучшего применения. При этом Минстроем было сказано, что средств, заложенных на мост на 2023 год хватает на строительство другого, ниже по течению… То есть вопрос можно было решить. Но изначально была заложена установка на снос... В итоге для людей даже не построили переход. Так что жители фаллаг фарс пока ходят кругами через Новый мост, который теперь уже будет считаться старым.
…Вся эта ситуация за эти два года лично мне на многое открыла глаза. На депутатов, кстати, тоже. И тут интересно взглянуть на протокол заседания годичной давности двух парламентских комитетов по мосту, посмотреть, кто что говорил и ктоголосовал, а сейчас дистанцировался… В итоге мост, который десятилетиями служил горожанам верой и правдой, который многое помнит на своем веку, пережил с народом все войны, начиная с геноцида 1920 года, землетрясения, наводнение, мост, по которому в августе 2008-го на Гори проехали десятки российских танков, этот мост в одночасье вдруг оказался аварийным, без варианта перевода его даже в пешеходный ряд… Почему мы его не сохранили? Народ обмельчал. Не вышел на его спасение. Другие ныне приоритеты... Честно, уж лучше бы в августе 2008-го на него упал вражеский снаряд. Так было бы может спокойнее. Хотя, кажется, он выдержал бы и это.
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.