Так быть или не быть Старому городу? Мнение известного историка
В последнее время, когда Министерство строительства РЮО вновь заговорило о своем намерении снести Старый мост, что вызвало возмущение в обществе, в Правительстве заговорили и о необходимости возрождения уголков Старого Цхинвала. А данный посыл можно только приветствовать. В прошлом номере мы опубликовали свой материал 2013 года по проблеме возрождения Старого города. Сегодня предлагаем вашему вниманию материал 2009 года. Уверены, он также вызовет интерес, поскольку здесь свое мнение высказывает известный осетинский историк, чье интервью стало одним из его последних.
К вопросу сохранения Старого Цхинвала
Тема Старого города в Цхинвале, которую еще несколько лет назад взялась «вести» наша редакция, держит рейтинг. Об этом говорит и проведенный среди чиновников и простых жителей города небольшой опрос. Симптоматично, что все, кто возмущается идущей полным ходом стройкой в старинной части города, в то же время испытывают и определенную обреченность. «У вас все равно ничего не получится», – говорят наши респонденты и объясняют это несколькими причинами: в стройку вложены огромные деньги, у вас нет организации для сопротивления; реконструкция Старого города обойдется на многие миллионы дороже, чем все сломать и построить таунхаусы... Безусловно, для восстановления старой части города необходимы немалые вложения, которых на сегодняшний день нет. Но мы уверены, что к вопросу необходимости восстановления Старого города наше общество со временем обязательно вернется, потому что по-другому быть не может. А значит, на сегодня важно сохранить все то, что мы еще имеем. Ниже предлагаем вашему вниманию интервью еще одного болельщика Старого города, коренного цхинвальца во многих поколениях, доктора исторических наук, профессора Мурата Петровича Санакоева.
– Мы жили во дворе церкви, вернее, на ее территории. Знаете, где сейчас пятиэтажка рядом с бывшим Детским миром? Там была церковь, кусок стены сохранился и по сегодняшний день. Это была очень большая церковь. В советское время, еще в 40-х годах здесь редко, но проводились службы. У входа в церковь стояли кадки, куда кидали монеты. А еще раньше там было кладбище.
– Как могла разрушиться эта церковь
– Разрушили. Это же был атеистический Советский Союз. И наш дом тоже снесли. Когда я вернулся из Москвы, в 1961 году, его уже не было. Мне до сих пор интересно, нашли что-нибудь под его фундаментом или нет. Там обязательно должно было быть что-то интересное. Потом здесь нагромоздили гаражи... Помню, в этом квартале был старинный дом с верандой, на котором был деревянный орнамент, необыкновенно красивый...
– А что известно из истории основания Цхинвала.
– У меня есть брошюра на эту тему.
– История Цхинвала интересна, мы бы хотели подробней об этом рассказать читателю.
– Зачем? Все это никому не нужно, все, что было ценное, уже разрушено.
– Но почему же? В прошлом году, к примеру, состоялась научная конференция, посвященная истории Цхинвала. И там прозвучало предложение отмечать День города. Но для этого нужны новые научные исследования, публикации, раскопки, чтобы зафиксировать дату основания города.
– Да, мы в Научно-исследовательском институте получили в прошлом году письмо от мэра Цхинвала Р.Гулиева, начали составлять ответ. Но потом наступил август… А исследовательские работы у нас ведутся и сейчас. Я, например, выпускаю книгу, которая, правда, должна была выйти в прошлом году. Это второй том «Хрестоматии по истории осетинского народа», вышедшей в издательстве «Ирыстон» в 1993 году. Сдал рукопись в типографию 2 августа прошлого года. Но к выпуску она стала готова только сейчас, и то – на мои собственные средства.
– Почему? Разве у государства нет таких средств?
– Не знаю. Нет, видимо, на сегодняшний день стойкого интереса к изучению своей истории. Обходится издание книги в 80 тысяч рублей... Надеюсь, книга хоть у кого-то вызовет интерес…
– Давайте, вернемся к Асфагуру и заложенному им в 262 году нашей эры городу Цхинвал.
– Дело в том, что, к большому сожалению, мы можем говорить в основном о Цхинвале XIX-XXвв., так как более ранее время, а это порядка пятнадцати-шестнадцати веков, исследовано мало, многое безвозвратно утеряно. Но собрать историю Цхинвала можно. Это большой труд на несколько лет. Но находясь только в Южной Осетии, решить задачу невозможно.
Что же касается XIX-XXвв., то вкратце можно сказать, что местное население занимавшееся сельским хозяйством, проживало в деревнях, а в Цхинвале жило большей частью ремесленное население. Мой дед, Габо Цховребов был богатым купцом, у него в Тбилиси был целый квартал. Известно, и я писал об этом, что в 1912 году сюда приезжал Гаппо Баев, известный государственный и общественный деятель, писатель. Останавливался в нашем доме. Так же известно, что очень много для развития города сделали купцы, предприниматели. Здесь были такие крупные предприниматели, как Г. Кабисов, П. Ованов, В. Мебурнутов, А. Патаркацишвили – предок того самого Бадри, братья Крихели, С. Парастаев, Г. Джиоев. Они владели крупными промышленными предприятиями, в основном, лесопильными. В то время сильно было развито также виноделие и плодоводство.
В 1900 году по сохранившимся сведениям в Цхинвальском участке было 59 православных церквей, 3 армяно-григорианских и 7 синагог. По вероисповеданию население согласно официальной статистике делилось на: православных – 51 582; армяно-григориан – 7 533; иудеев – 2 061. В Цхинвале была сильно развита торговля. «Занимая торговое положение, Цхинвал является как бы посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом» – писал «Тбилисский листок» в 1900 году. В годы первой мировой войны все трудоспособное население Цхинвала было призвано в царскую армию, царская администрация реквизировала для военных нужд лошадей, быков, упряжь... Это сюжеты из новой истории Цхинвала, а ранний период следует изучить более тщательно. Но как можно заинтересовать людей, если они ничего не читают и рушат то, что осталось?
– Материалов, действительно, очень мало. Известны сведения о том, что город был заложен Асфагуром, и больше, собственно, ничего не известно. И почему Цхинвал? Каково происхождение этого названия?
– Есть разные объяснения. Это очень древнее название и, скорее всего, есть объяснение из иранских языков. У нас же глубоко этим вопросом фактически никто не занимался. Зато наши южные соседи, имеющие острую потребность все перевирать и присваивать, заверяют, что Цхинвал происходит от грузинского названия дерева граб.
– Опустим грузинскую интерпретацию, так как их «исторические факты» порой до нелепости бывают смешны. Что же касается происхождения термина «Цхинвал», то ведь есть объяснение у Алана Чочиева: «Цхинвал – это идеологический центр, удел жрецов – Sinx – «высших-верхних» - Wæl. Высшие Жрецы индоевропейцев и ас-алан (ариев) располагались в поселении, ныне известном, как Цхинвал». Он же предлагает параллельное название Цхинвала – Асгард. А Епископ Аланской Епархии Владыка Георгий считает, что персидский царь Асфагур основал Цхинвал как крепость и таковым он остался по сегодняшний день. Крепость в этом месте действительно должна была играть роль некоего форпоста.
– Я повторяю, есть разные версии. Надо работать над этим. Необходимо выпускать больше книг по истории Осетии, исследований, при этом чем больше исследований по истории осетинского народа, тем лучше. Слышал, что Анатолий Кусраев, министр образования, дал поручение, чтобы издали сборную книгу по истории. Но, честно говоря, лично я в чужих сборниках участвовать не буду. У меня самого немало написано, пусть опубликуют.
– Как, по-Вашему, нужно поступить со Старым городом. Может, раскопки провести?
– Было бы хорошо. Но я думаю, этого сложно добиться. Был такой журнал «Борьба классов», он выходил с 1931 года. В нем в 30-е годы была опубликована статья «Евреи Цхинвала». Я в свое время не делал записей, но, может, этот журнал можно найти в Москве. Там все про данный квартал, очень интересные факты по самому Старому городу. Была еще двухтомная книга, она вышла в Тель-Авиве, «История евреев на Кавказе»… А вы что, хотите остановить строительство? У вас же ничего не получится! Сохранение истории никому не интересно.
– Мы хотим, чтобы прекратили строить эти дачные домики, а реконструировали кварталы в соответствии со старинным стилем данной части города. Восстановить внешний облик. Старый Цхинвал был оригинален, а сейчас пытаются создать при помощи новодела какой-то штамп.
– На протяжении советского периода эта тенденция – сносить исторические здания – шла полным ходом, пусть и незаметно, под лозунгами новостроек: магазин «Охотсоюза», кинотеатр «Фидиуаг» и т.д. Данные решения в те годы принимались в Тбилиси. В итоге все старые, именно оригинальные, здания снесены. Дом, о котором я говорил, был из тех же зданий. А, кстати, там, где была Кулинария при «Детском мире», был подземный ход. Он шел под «Железный магазин», а оттуда к Лиахве. Жаль, что Цхинвал теряет лицо. Раньше уничтожение истории Цхинвала осуществляли грузины. Почему этим сейчас занимаются осетины – я лично не понимаю. Но желаю вам успеха, хотя, признаться, сомневаюсь, что у вас что-то получится...
– Спасибо, за интервью.
Инга Кочиева
На нижнем фото: Остатки той самой церкви около старого «Детского мира». И это только вход в бывший пятикупольный храм…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.