Некоторые мысли вслух о неприемлемости переосмысления поминальных обычаев и обрядов
Сегодня многие с экранов телевидения, газет, да и доморощенные эксперты говорят, что мир после коронавируса изменится. В первую очередь в области экономики и политических реалий. Возможно. Но тут, видимо, главный вопрос – изменимся ли мы сами, насколько и в какую сторону? После потрясений девяностых годов (грузинская агрессия и Отечественная война нашего народа) мы изменились однозначно. Произошёл всплеск национального самосознания осетин, возвращения к своим истокам: больше внимания стало уделяться национальному языку, нашей богатейшей истории, религиозным праздникам, народной вере, истокам происхождения рода, проводятся фамильные кувды… Вот только по части похоронных обрядов в ряде моментов произошёл явный перебор. Некоторые, возомнив из себя знатоков и радетелей национальных традиций, неправильно истолковывая ряд обычаев, стали по своему разумению вносить неприемлемые новшества. Об этих несуразицах и метаморфозах сегодня и хочется поговорить.
У осетин поминкам всегда придавалось особое значение. Оттого и в настоящее время человека, потерявшего близкого родственника, как правило, не покидает двойственное чувство: прежде всего он убит горем, но в то же время ни на минуту не забывает о том, чтобы похороны прошли как можно с большими и соответствующими почестями.
В постперестроечное время, когда повсеместно менялся общественный строй, большие видоизменения произошли и в мировоззрении осетин. Правда, в вопросе погребально-поминальных обрядов случились моменты негативного характера, когда были введены неприемлемые, зачастую, пришлые обычаи, отмечены явные перегибы в обрядах. Во-первых, были видоизменены сабатизæртæ (а не сабатбонтæ). Издревле они справлялись в вечер с пятницы на субботу, а не в субботний день как сейчас. Небольшой стол накрывался на кладбище, но никак не дома. При этом сабатизæр справляли исключительно женщины! Участие в них мужчин воспрещалось. Также никогда не делалось на сабатизæр и жертвоприношение. Надо понимать, что у всего есть свои устоявшиеся веками правила.
Неприемлемые новшества были внесены в наше время и в сами похоронные дни. К примеру, æхсæвæр. Во-первых, по традиции æхсæвæр по умолчанию не мог быть обильным, как это делают сейчас: на стол ставили постную пищу (фасоль, картофель, соления). И накрывал- ся стол только для тех, кто собирался сидеть возле покойника до рассвета – æхсæвбадæн. К столу позволялось пригласить и человека, прибывшего на похороны издалека, если таковой был. Всё! А сейчас соседи собирают (условно) по 500 рублей, покупают пироги, жареных кур, сладости... После за стол садится порядка двадцати-тридцати человек (а то и больше), все кушают, воздают как бы дань умершему, а после расходятся в ночи, оставляя с умершими близких родственников. При этом некоторые специально подходят под вечер, чтобы попасть к поминальному столу. На мой взгляд, это просто кощунство.С какой совестью, зная, что ты не будешь проводить по обычаю ночь рядом с покойником, ты усаживаешься за æхсæвæр? Это явное пренебрежение обычаям. Не говоря уже о лишней, абсолютно ненужной нагрузке, хлопотах для семьи умершего.
Другим таким несоблюдением погребального обряда наших предков является употребление мяса до погребения покойника. Пока тело не было предано земле, никто не притрагивался к мясу. Таковы поминальные правила. Сейчас же около поваров, еще до начала траурной церемонии можно видеть целую вереницу молодых людей. Также раньше никто при выказывании соболезнования не жал руку родственнику умершего, поскольку пожимание руки само по себе (желание здравия) противоречит понятию похорон. Или другой пример. В прошлом близкие усопщего – мæрдджынтæ сидели у гроба с покойником с опущенными головами и так принимали соболезнования. Теперь же появилось новшество. Приходят люди с соболезнованиями, подходят к мæрдджынтæ, а те… встают. Не было у насникогда, чтобы мæрдджынтæ вставали!
Ничем нельзя объяснить «нововведение», когда поминальное застолье начинается сразу после выноса тела. Сделали пару шагов вслед покойнику, а потом возвращаются к столу. Иными словами покойник еще не предан земле, а участники похорон уже садятся за стол. А вы спросите своих старших, ведь еще в 60-70 годах траурная процессия следовала вплоть до кладбища. Понятно, что в селениях это было делать легче, но в городе в 70-х на городское кладбище часто нанимали автобусы. Что касается траурного митинга, то он должен быть предельно коротким, рассказ биографии умершего и пара выступающих. При этом участники траурного митинга стоят молча и слушают последние слова об усопшем, а не говорят между собой в унисон выступающему. Кстати, в последние годы похороны часто используют как место для агитации различные религиозные течения, которых немало стало в стране. Тут же необходимо сказать, что наши предки никогда не хоронили в понедельник, среду и пятницу.
Сам поминальный стол должен быть скромен. Сегодня многие считают, что чем обильнее стол, тем больше угождают усопшему. Но и это в корне неправильно. Поминальный стол должен заметно отличаться от стола сорокадневных поминок и годовщины. Поэтому на поминальный стол, помимо солений, подавали сыр, фасоль, мясную похлебку (хæринаг), вареное мясо мелкими (!) кусками, плов. Обязательно варили пшеницу, размешивая с орехами (в последнее время добавляют изюм и мед). И никакого изобилия на столе. А значит никакой икры, блинчиков с мясом, пирогов и т.д. Отдельный разговор это количество тостов за поминальным столом. Их должно быть восемь, семь из них за упокой, один за здравие. Перед последним тостом за упокой выносят плов. К огромному сожалению, сегодня многие за поминальным столом забывают, зачем пришли. Это вина, в первую очередь, безусловно, старшего. В итоге иногда тосты доходят до абсурда, изощряясь, многие вспоминают не только детей Беслана, но доходят аж до жертв Финской войны. Зианæн кад скæнын хъæуы. За столом не принято также курить, угощать друг друга, громко разговаривать. Словом, надо вести себя уважительно по отношению к покойнику…
В наше время, кстати, часто можно встретить молодых людей с фотографией на груди в обрамлении черной ленты. Это категорически неприемлемо. Делающие так хотят как-то особо обозначить свою скорбь. Но дело в том, что носившие траур, не демонстрировали свое положение, не «выпячивали» его. Они должны были быть скромны во всем: в одеянии, поведении, не посещали общественные праздники, не сквернословили. Потому что у них был траур. Сегодня многое из всего этого утеряно. Некоторые ныне носят траур как некую дань традиции, не вкладывая в это истинный смысл. К примеру, девушки часто просто набрасывают черный платок на плечи и считают, что носят траур. Лучше не делайте этого. Ведь вас никто не заставляет носить его.
…Похоронная обрядность осетин очень обширна и многозначительна. Фактически каждый ее элемент имеет свое историческое объяснение. Поэтому необходимо не допускать искажения обычаев и придерживаться исконных, выработанных веками традиций.
Аза Кокоева,
кандидат исторических наук
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.