Изменения в природе, которые уже настораживают

6-07-2021, 14:40, Общество [просмотров 1341] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Изменения в природе, которые уже настораживаютВ наше время все меньше стало стабильности. Все меняется. О технологическом прогрессе говорить не будем – это тема отдельного разговора. Хотя потрясает его скорость и грозящие самому человеку будущие ай-ти технологии. Дело в другом. Изменения касаются не только общества, человечества вообще, но и самой природы. Мне самому семьдесят лет. В планетарном понимании, даже в человеческой истории – это только миг. Закрыл и открыл глаза. И тут сталкиваешься с неизбежным: природные показатели и проявления меняются с пугающей быстротой. Говорят, что это связано с технологическим прогрессом, выбросом газов, загрязнением окружающей среды, вырубкой лесов и т.д. Все это имеется в наличии, и даже в избыточном виде. По поводу проходящего изменения климата проводятся международные симпозиумы, которые не менее значимы, чем конгрессы по ядерному сдерживанию. Все понимают, что можно ахнуть самим по себе атомной бомбой и это опасно. Но если сама природа-матушка ахнет по всем – искателей причин просто не останется.

Страшилка типа «потепление климата» имеет место. Но тут, как всегда, вмешалась политика. Для одних этот феномен стал стимулом в борьбе за власть, другие пытаются сделать на этом деньги. Одна история с норвежской прогульщицей уроков по имени Грета, чего стоит. Говорят, что за год общепланетарная температура повышается на десятые градуса. Кажется, мелочь, но это уже позволило облегчить путь по Северному Арктическому пути даже без ледоколов.

Касательно местных реалий, у нас не менее «круче». За полвека климат здесь настолько изменился, что это можно фиксировать не только согласно синоптическим показателям, но и чисто визуально. К примеру, раньше, как и положено зимой, был снег. Не просто снежинки и однодневная поземка, а настоящий – белый и пушистый с сугробами, снеговиками и снежками. У ребят у кого были коньки, у кого лыжи, ну а санки, большей частью самодельные («цига») были у всех. В наше время самой популярной саночной трассой был Тбетский спуск (Нацаргора), а также улица Московская ниже Богири, которую превращали в гигантский ледяной спуск. Обычным делом еще совсем недавно было лепить снежных баб, строить ледяные крепости, скользить, уцепившись за бампер машины.

Однажды в начале шестидесятых снег выпал даже 11 сентября, но, правда быстро растаял. А так, стабильно снег ложился 2 декабря – на мой день рождения. Но однажды, в этот же день мы поднялись с моим другом Вовой Дзассоховым в Гуфтинский лес и собрали целый пакет… рыжиков. Бывали и другие аномальные явления. В одном году в феврале наступила такая жара, что народ стал спешно копать огород, пропалывать грядки и сажать всякую рассаду.

Со снегом боролись главным образом с помощью совковых лопат. Продрав глаза, следовало сначала выглянуть в окно – нужны ли ликвидационные мероприятия... Бывало и такое, когда прям именно «завалило». Помню, в 1968-м подрабатывал на сезонных работах на консервном заводе. Выходить следовало спозаранку. Тропу до ворот я пробил быстро, но когда выбрался на улицу, был потрясен увиденным: все окружающее пространство по грудь представляло собой снежную целину. Нарушать эту целостность я просто не рискнул. А попозже на улицы вышли трактора и очистили центральную часть города, на которую радостно высыпало чуть ли не все население.

А уже в середине 70-х годов наш край еще раз подвергся снежному нашествию. Занесло не только населенные пункты, но и окрестные луга и леса. Лесная братва оказалась на грани голода. Зверушки инстинктивно двинулись в сторону деревень. Сначала пошли травоядные, а за ними потянулись и хищники. Народ, естественно, забеспокоился и организовал оборону. Газета «Советон Ирыстон» вынуждена была обратиться к населению с просьбой об оказании братьям нашим меньшим помощи, и если во двор забредет кто-либо из них, то подкормить зверье и отправить восвояси. Снега раньше действительно было много. Сейчас в это верится с трудом, но наши спортсмены раньше участвовали в первенствах Грузии… по зимним видам спорта и нередко побеждали в них.

Сейчас меняется не только погода, но и окружающий нас животный мир. Зверье, конечно, реагирует на климатические выкрутасы, но еще более оно реагирует на хозяйственную деятельность человека, а войны и вовсе перетрясли популяции. И опять же все происходит на наших глазах и с пугающей быстротой.

Домашних животных можно сразу вывести за скобки, поскольку урбанизация, развал СССР и военные действия на протяжении двух десятков лет фактически уничтожили сельское хозяйство региона, которым еще вчера сытно кормили всю округу. Один только Рукский колхоз Марты Плиевой держал скота больше, чем вся нынешняя Южная Осетия. Сегодня в Республику ввозятся все продукты питания, вплоть до яблок, картофеля и сыр. Хоть какой-то просвет обозначился разве что в рыбоводстве и пчеловодстве.

После Великой Отечественной в Сталинир переселилось много народа из сел. При этом от своих привычек, в том числе и держать домашний скот, удалось отойти не сразу. Некоторые умудрялся держать в городе даже коров, которых еще в середине 90-х можно было встретить перед зданием Парламента и на подходах к нынешнему кафе «Винченцо» мирно пасущихся буренок. Иные держали свиней. Проще было с курами и кроликами.

С живностью, которая напрямую связана с хозяйственной деятельностью человека, все понятно. Больше вопросов вызывают метаморфозы, происходящие с дикой природой. Технический прогресс, строительство дорог, бешеная вырубка лесов, необдуманная разработка полезных ископаемых, неумелое ведение охотничьего хозяйства, несоблюдение правил экологической безопасности усугубило ситуацию. Но сохранить флору и фауну как-то все же удалось. В первую очередь потому, что браконьеры и черные вырубщики постепенно стали исчезать как класс. Ну а строительство газопровода просто спасло наши леса.

Вообще Сталинир-Цхинвал всегда развивался большей частью в редком единении с природой. В самом центре города, в Пионерском парке, можно было спокойно увидеть белочек, ежей, ужей и ящериц, а с наступлением темноты начинали свои полеты летучие мыши. Кто из нынешних детей знает о существовании майских жуков? Мы же их ловили, и не находя нужного применения, помещали в спичечные коробки. Устраивали «охоту» и на светлячков. Правда, на эти нежнейшие создания даже простое прикосновение человеческих рук производило губительное действие. Оставалось с грустью наблюдать, как медленно гаснут эти летучие фонарики. Заметно меньше стало бабочек, стрекоз, кузнечиков, сверчков других насекомых. Даже муравьи стали мельчать. Меньше стало и мух, впрочем, это мало кого печалит. А ведь совсем недавно в летнее время они были настоящим бедствием. Помнится, предприятия общепита как гирляндами были увешаны лентами-липучками.

В городе большое количество было и птиц. Особенно ласточек и воробьев. Ласточки охотно селились на карнизах домов, а уборщицы общественных зданий вели с ними борьбу, разрушая гнезда, поскольку те, понятное дело, пачкали подоконники. Хозяева-частники были к любимицам Нартов более благосклонны. Но после августа 2008 года они куда-то исчезли. Затем ласточек стали замечать за южными пределами города. Сейчас траектории их полетов все чаще приближаются к центральным кварталам, что, безусловно, радует.

Пару лет назад у нас вышла Красная книга – издание серьезное и объемное. Но вместе с тем, последние исследования показывают, что у нас есть еще эндемичные неописанные виды флоры и фауны. И делать работу по спасению старых видов и по нахождению и описанию новых, придется, несмотря на все выкрутасы погоды.

 

Батрадз Харебов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно