Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения

15-06-2021, 14:49, Общество [просмотров 1101] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощенияСтолица Государства Алания город Цхинвал с каждым годом отмечается новыми архитектурными и ландшафтными объектами: мемориалами, бюстами, памятниками, аллеями. Вместе с тем, сегодня в городе все еще остаются «места памяти», которые планировалось оформить в более значительных масштабах. А некоторые проекты по воплощению исторических образов в граните вообще не были претворены в жизнь.

 

Одним из примеров нереализованных планов по мемориализации истории страны стало намерение установить памятник жертвам геноцида осетин юга Осетии. В июне 1920 года войска грузинского правительства Ноя Жордания вторгаются в Южную Осетию и проходятся по ней огнем и мечом. Уничтожение населения происходило по этническому признаку – каратели убивали осетин. Погибли тысячи – старики, женщины, дети. Десятки тысяч оказались в положении беженцев на Северном Кавказе. Тех осетин, кто смог укрыться в отдаленных селах высылали из региона в безлюдные районы Грузии или изгоняли за пределы Грузии.

В 2020 году отмечалось 100-летие геноцида осетин юга Осетии, но ни в советскую эпоху, ни в новое время жертвам этнических чисток так и не был установлен соответствующий памятник. Единственное место, куда люди могли приходить почтить память невинно убиенных, была стела на могиле расстрелянных осетинских бойцов сопротивления на городском кладбище.

В ноябре 1977 года отмечалась 60-я годовщина Октябрьской революции. В Цхинвале, как и во всех столицах административных образований СССР, в этот день прошли торжества. В столице Юго-Осетии состоялось собрание общественности, которое закончилось коллективным исполнением «Интернационала» и концертом самодеятельных коллективов. Партийное и советское руководство Юго-Осетинской автономной области встретилось с ветеранами, были возложены венки к памятнику В.Ленина на Привокзальной площади и на Аллее Славы, к бюстам Героев Советского Союза.

В сквере перед церковью Рождества Богородицы также состоялся митинг. Здесь выступили представители руководства автономии, ветераны партии. В завершение слово было предоставлено участнику событий июня 1920 года Николаю Гаглоеву. Он рассказал о геноциде осетинского народа, устроенного грузинскими властями в Южной Осетии. После чего Н. Гаглоев вместе с первым секретарем Обкома партии Ф.Санакоевым снял белое покрывало с гранитного основания, на котором была прикреплена табличка с надписью: «Здесь будет установлен памятник борцам за установление Советской власти в Южной Осетии» (на верхнем фото)… С кровавых событий 1920 года прошло более века, а памятника как не было, так и нет.

Еще один пример нереализованных намерений – Мемориал памяти жертв национально-освободительной борьбы осетинского народа и защитников Отечества, который планировалось возвести на западной окраине Цхинвала. В районе Дубовой рощи. Камень в основание Мемориала был заложен в 2011 году. Но торжественная церемония, прошедшая с участием руководства страны и общественности не стала толчком для реализации проекта, включавшего в себя надземную (комплекс архитектурных форм) и подземную (музей геноцида) части. После, при следующем руководителе Республики прошла новая (!) закладка камня под планирующий мемориал, но с тем же успехом. По большому счету о данных намерениях осталось лишь напоминание в виде эскизного проекта, выполненного художником Иналом Джуссоевым. Изображение Мемориала в видении художника (ныне покойного) было представлено на баннере, установленном на месте закладки камня.Выцвела даже соответствующая надпись на табличке, установленной на камне.

К сожалению, Мемориал памяти жертв национально-освободительной борьбы осетинского народа и защитников Отечества до сегодняшнего дня так и не построен. Пока что эту памятную функцию ограниченно выполняют Мемориальный комплекс «Защитникам Отечества», открытый 21 мая по ул.Туганова; Мемориал на территории военного городка Министерства обороны РЮО; отдельные памятники защитникам Отечества, установленные в Цхинвале и подъездах к нему, в районах Республики.

Вместе с тем именно Мемориал у Дубовой рощи как нельзя лучше отвечал духу исторической памяти, как по форме, так и по содержанию. В пользу предлагаемого места памяти свидетельствует немало факторов. Мемориальный комплекс мог выигрышно смотреться уже только потому, что находился бы в обрамлении елового леса. Он возвышается над городом, создавая эффектную визуальную перспективу. Кроме того, данная площадка расположена неподалеку от мест, где непосредственно шли бои на подступах к Цхинвалу. От места предполагаемого Мемориала радиально расходятся направления к местам памяти августа 2008 года: к месту гибели А.Багаева и А.Джиоева, на время остановивших продвижения грузинских войск; к памятнику погибшим сотрудникам ОМОН на подступах к Цхинвалу; к Музею сожженных душ у с.Тбет; к военному городку российских миротворцев, разбомбленному грузинскими войсками. Кроме того, данный музейно-архитектурный комплекс мог бы органично сочетаться и с Пантеоном общественных и политических деятелей, который, собственно, и закладывался здесь как своеобразное продолжение будущего Мемориала. Ну и главная составляющая Мемориала – это упомянутый Музей геноцида 1920 года.

Еще одним нереализованным проектом по воплощению истории в граните, олицетворяющим стойкость и непоколебимость нашего народа стал проект нашей газеты по созданию Мемориала на въезде в столицу Республики, на юго-западной окраине Цхинвала. Напомним, что здесь 23 ноября 1989 года небольшая группа молодежи остановила многотысячную толпу грузинских националистов, вознамерившихся устроить в столице Южной Осетии погромы. После многих лет лоббирования данной идеи в одно время она вроде нашла понимание и поддержку руководства страны. Здесь даже был установлен памятный камень с соответствующей надписью. Однако, минуло уже немало лет, а камень так и не материализовался в мемориальный комплекс. Между тем, память о данном подвиге молодежи Осетии достойна монументального воплощения. К тому же рано или поздно дорога с нашим южным соседом будет открыта, и въезжающих с той стороны должны обязательно встречать, скажем, семь или восемь десятиметровых осетинских парней-гигантов, сцепившихся руками в локтях в неразрывную непоколебимую цепь, как и в тот осенний памятный день. Чтобы и десятилетия спустя наш южный сосед испытывал внутреннее неудобство перед возвышающимися над дорогой осетинскими парнями-исполинами. Ну, а как пример будущего памятника, «Республика» приводит произвольную композицию советского периода, которую надо модернизироваться большим количеством персонажей…

Кроме указанных выше нереализованных проектов, есть еще один, напрямую не связанный с историей нашей страны. В сентябре 2013 года был устроен сквер и заложен камень в основу памятника известному советскому дагестанскому поэту Расулу Гамзатову. В церемонии приняли участие руководство страны, депутаты Парламента Республики, представители творческой интеллигенции, а также гости из-за пределов Республики, в том числе и из Дагестана. Было высказано намерение поставить в Цхинвале памятник этому выдающемуся кудеснику поэтического слова. Выступавшие отмечали, что Гамзатов заслужил увековечивание памяти именно в Цхинвале хотя бы потому, что в широко известной элегии о любви он написал проникновенные строки о разделенной Осетии.

 

Отделил подоблачный хребет

Южную от Северной Осетии.

Так разлука в нынешнем столетии

Нам преграды строила, мой свет.

Ты грустила в южной стороне,

О тебе я тосковал на севере,

А над нами тучи слезы сеяли

И кричали птицы в вышине.

Отметим здесь же, что в 2003году народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову была присуждена Государственная премия имени К.Л.Хетагурова «за выдающиеся достижения в литературном творчестве, большой вклад в укрепление связей Дагестана и Северной Осетии, народов Российской Федерации».

В продолжение темы отметим, что в свое время планировалось установить памятник всем пропавшим без вести в период грузино-осетинского противостояния. Напоминанием о том, что родные и близкие все еще ждут возвращения своих отцов, братьев и сыновей, должен был стать монумент на ул.Октябрьская. Во всяком случае, об этом информировала специальная табличка, установленная в ее начале.

…Надеемся, что со временем все намерения по воплощению исторической памяти будут все же успешно реализованы. Кроме того, появятся и новые проекты, поскольку память в граните, как правило, несет с собой и большое воспитательное значение.

М.Багаев

На фото:

2-3. Камень с соответствующей надписью на табличке и проект Мемориал памяти жертв национально-освободительной борьбы осетинского народа с планируемым Музеем геноцида 1920 года в основании Мемориала.

3-4-5. Камень с соответствующей надписью на табличке и проект (наше видение) будущего Мемориала Подвига 23 ноября 1989 года.

6. Камень с соответствующей надписью на табличке в основу памятника известному советскому дагестанскому поэту Расулу Гамзатову.

 

Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения

Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения

Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения
Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения
Места памяти, так и не получившие своего полноценного воплощенияМеста памяти, так и не получившие своего полноценного воплощения

 



 

 



Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Популярно