Вопросы интеграции севера и юга Алании давно уже требуют обновления
В новейшей истории Южной
Осетии было два трагических события – геноцид 1920 года и кровавый период
1989-2008 гг. Они сходны между собой вооруженными погромами юга Осетии,
этническими чистками, исходом населения, последующей экономической разрухой. Вместе
с тем, именно эти годы стали периодом подъема национально-освободительного
движения, единения нации, возрождения национального самосознания и этнической
общности. Именно в эти годы, как никогда в другие периоды существования
разделенного осетинского народа, на передний план выходила общенациональная
солидарность.
Eсть известная притча о ломких прутьях и непоколебимости этих прутьев, связанных воедино. Вот этого единения и движения в унисон нам в последние годы явно не достает. Хотя инициативы раз за разом в последнее время появляются. Но, что интересно, в основном большей частью с юга. Как один из последних примеров, инициатива Президента РЮО Анатолия Бибилова о создании совместной комиссии по развитию осетинского языка, которая, помимо различных вопросов, будет разрабатывать и единые для Осетии школьные учебники. «Развитие языка должно получить одно направление и на юге, и на севере Алании. В комиссии должны собраться ученые и писатели обеих частей Осетии и вместе работать над развитием языка», – резюмировал тогда Президент РЮО. Как тут не вспомнить, что еще в начале прошлого века часто проводились совместные именно образовательные съезды севера и юга Осетии. Первый из которых прошел, к слову, в Цхинвале. Перестали они собираться после 1937 года. Почему – думается, объяснять не надо.
Следует признать, что уровень межосетинского общения в настоящее время низок. Ушли в прошлое совместные мероприятия, как на государственном уровне, так и в среде общественности. Лишь гастроли театров, ряда музыкальных исполнителей и юбилеи поэтов сохраняют еще эту тонкую нить общения севера и юга Алании. Давайте будем честны. Однако мы еще помним совместные заседания Правительств двух республик, хотя от этих встреч мало кто тогда ждал практических результатов по причине ограниченности ресурсов. Но результаты были. Совместная работа давала возможность лучше понимать друг друга. Решались текущие вопросы, касающиеся интеграционных процессов, в том числе постоянно на карандаше были, скажем, проблемы ТрансКАМа. Как яркий пример того времени, можно выделить деятельность начинающего тогда политика Таймураза Касаева (не путать с С. Кесаевым –прим. ред.) на должности председателя Комитета по молодежной политике РСО-Алания. Именно при нем мы были свидетелями наивысшего уровня контактов молодежи юга и севера Осетии. Тесное сотрудничество, совместные всевозможные конференции, обмен молодежными творческими коллективами… Это было время, когда во время поездок на международные форумы делегация Северной Осетии обязательно включала в свой состав представителей юга Осетии и наоборот. Мы ездили единой Аланией! Но через определенное время Т.Касаева перевели на другую должность, после чего контакты на молодежном уровне свелись к минимуму.
На сегодня, и это надо признать, спадает и острота национальных съездов, все более заметны попытки сглаживать проблемы. Народный форум вместо площадки для обсуждения превращается в подобие юбилейного собрания, со здравицами и общими рассуждениями. Неким исключением стал последний Xсъезд осетинского народа, прошедший в Цхинвале. Но опять-таки, съезд прошел, наметил солидный фронт работы, но, к сожалению, снова никаких движений…
С годами все больше сокращается поле совместных интересов и деятельности. И уже не приходится удивляться тому, что на севере Осетии больше интересуются проблемами пограничного поста в Верхнем Ларсе, чем заторами на Нижнем Зарамаге, что на страницах северо-осетинского центрального печатного органа размещается карта Южной Осетии с грузинской топонимикой, и что частыми становятся распиаренные встречи, форумы и круглые столы общественности севера Осетии и Грузии... Думается, не стоит говорить, что все эти вопросы по недопущению подобных метаморфоз с грузинскими концертами, рекламой и непонятным «братанием» с деятелями нашего южного соседа должны уже на начальном этапе решаться на межправительственном или межпарламентском уровне. Тихо, спокойно и уверенно. Их должен решать не народ, а соответствующие госструктуры.
То, что на Юге и на Севере по-разному смотрят на многие вещи, известно давно. И этот момент надо менять. Понятно, что жизнь в разном территориальном и политическом пространстве делает различия в мировоззрении неизбежными. Это характерно для осетин, у которых еще силен синдром ущельного разделения. Но мы преступно теряем время. К сожалению, не стала объединяющим для нашего народа даже дата 100-летия геноцида осетинского народа. Необходимо и возрождение совместных межправительственных заседаний… Необходимо чувствовать плечо друг друга. Потому что по-другому просто никак.
С. Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.