Земля без воли или к проблеме раздачи народных земель в частное пользование
Южная Осетия никогда не была богата землями сельскохозяйственного назначения. В избытке были разве что пастбища и сенокосы, а вот пахотной земли всегда было мало. Поэтому вопрос земельных отношений всегда стоял остро. Советская власть обобществлением земли сняла с повестки дня эти противоречия, но с распадом СССР стремление обрести земельный надел снова стало самоцелью части нашего общества. И здесь снова возникают коллизии.
Землю крестьянам!
В первых числах июля Председатель Правительства Эрик Пухаев провел рабочее совещание с участием заместителя Председателя Правительства – министра экономического развития Геннадия Бекоева, министра сельского хозяйства Льва Пухаева, председателя Комитета государственного имущества и земельных отношений Сергея Парастаева, а также руководителей кадастровой службы, районных администраций и города Цхинвал. В повестке дня стояли вопросы совершенствования законодательства в области земельных отношений, повышения эффективности землепользования, упорядочения арендных отношенийгосимущества, сообщает пресс-служба Правительства.
«В сфере использования госимущества, земель сельхозназначения остается много недоработанных вопросов. Необходимо пересмотреть нормативно-правовую базу и методы управления государственным имуществом в соответствии с насущными требованиями. Наша цель – создать механизм максимально эффективного пользования производственных площадей и земель сельскохозяйственного назначения. Земле нужен реальный, заинтересованный собственник», – подчеркнул Эрик Пухаев. Глава Правительства поручил отраслевым министерствам и ведомствам внести в Правительство предложения и законодательные инициативы в сфере земельных отношений, а кадастровой службе совместно с министерством сельского хозяйства уточнить границы административно-территориальных единиц.
В ходе совещания было отмечено, что осуществляется масштабная проверка государственных хозяйств, совершаются инспекционные выезды в районы Республики с целью выявления неучтенных и простаивающих объектов, нецелевого использования госземель. Как отметил Геннадий Бекоев, необходимо собрать воедино всю информацию, обозначить конкретные границы особо ценных сельхозземель, ввести в оборот заброшенные и используемые для других целей плодородные земельные участки.
На совещании обсудили также вопросы изъятия из арендных отношений участков с источниками природных богатств (полезные ископаемые, вода, лес и т. д), ужесточения контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей, находящихся в отношениях аренды и субаренды в сферах отчетной и налоговой дисциплины, а также со стороны районных администраций.
Совещание в Правительстве в очередной раз актуализировало тему нерационального использования земель сельско-хозяйственного назначения. Сегодня в Республике трудно еще найти участок плодородной земли, который бы не имел своего хозяина. Несмотря на то, что большая часть земель оформлена на правах аренды, многие арендаторы уже считают свои наделы частной собственностью. При этом юго-осетинское законодательство не предусматривает частную собственность на землю. «Земля и недра… являются достоянием народа, используются и охраняются государством, как основа жизни и деятельности граждан Республики Южная Осетия», – говорится в статье 12 Конституции РЮО. Однако, сегодня это народное достояние чудесным образом стало частной собственностью.
То, что проблема с землепользованием стала уже практически неразрешимой, говорит тот факт, что совещание подобное тому, с информации о котором началась наша статья, состоялось и в декабре 2017 года. Тогда также был поставлен вопрос пересмотра арендных отношений, предлагалось изъять у арендаторов участки с источниками природных богатств, включая полезные ископаемые, водные ресурсы, лес и т.д. Звучал и призыв: «Землю надо отдавать тем людям, которые на ней работают».
Подобная повестка дня Правительства была и при прежней администрации. А земли как оставались в частном пользовании, так и остаются.
Незаконное размежевание
К сожалению, мы должны констатировать – незаконная приватизация земли стала данностью. В частном владении де-факто оказались целые ущелья с ложбинами и горами, реками и лесами. Что зачастую приводит к конфликтам. К примеру, недавно стал известен случай, когда уроженцев одного из сел, приехавших проведать могилы своих предков, не пропустили на кладбище. Дорога шла через арендованный участок, хозяин поставил на дороге шлагбаум и не соизволил его открыть перед людьми. «Это моя земля и ехать туда-сюда я по ней не позволю!», – был категоричен новоявленный латифундист.
Другой пример. В марте 2018 года предметом разбирательства на высоком уровне стала ситуация с землевладением в окрестностях селения Дменис Цхинвальского района. Решать проблему приехало руководство Парламента и Генпрокуратуры. Инициатором встречи тогда стали сами жители, обратившиеся с жалобой на ситуацию, сложившуюся на прибрежных территориях вокруг реки Малая Лиахва, которые, по их словам, практически полностью арендованы неизвестными лицами. Житель села Ибрагим Хуриев рассказал тогда, что сельчане лишились возможности зайти на прибрежные участки Малой Лиахвы. «Земли арендовали, и на эти территории уже никого не пускают, ссылаются на то, что это уже их собственность. А как быть нам, местным жителям, которые хотят искупаться в речке около родного села, посидеть на природе? Как быть тем, которые приезжают из города отдохнуть вместе с семьями? Летом сюда приезжает много людей, и теперь получается, что они уже не смогут проводить здесь свой досуг. Удивляет то, что люди закрывают всю территорию вплоть от реки. Это разве законно?», – сказал Хуриев. Он также отметил, что в ряде случаев людям приходилось платить деньги, чтобы зайти на закрытую территорию и провести там свой досуг.
Еще один житель села Дменис Николай Лолоев добавил, что после того как здесь начали арендовать земли, ему больше негде пасти скот. «Земли закрыли, начиная от реки и до конца. Туда попали поля, места для отдыха. Теперь мне нег-
де уже пасти скот, куда не зайди, везде закрыто и огорожено. Это очень усложняет жизнь местным жителям. Более того, арендованные территории годами остаются закрытыми. Там ничего не строят и не делают», – отметил Лолоев.
Широкий резонанс получила и история, когда арендатор отказался передать участок земли государству под строительство АЗС. Ответственному чиновнику пришлось с помощью кулаков убеждать арендатора отдать государству государственную же землю. Тем более, что на арендуемом участке, который являлся лишь частью большой территории, взятой им в аренду, так ничего арендатором не было построено.
Наглядным примером нерациональной раздачи земель является и ущелье реки Большая Лиахва на участке Цхинвал – Чех. Здесь каждый метр имеет своего хозяина и при этом наделы не используются по назначению. И это при том, что именно здесь наиболее плодородная почва, которая оптимальна, прежде всего, для закладки садов и огородов. И по сути, будет преступлением, если здесь вместо яблонь и груш, плантаций помидоров и огурцов будут стоять коттеджи, автомастерские и автомойки.
Конечно, нельзя сказать, что государство все пустило на самотек. Из положительных примеров – инициатива администрации города Цхинвал, имеющей на балансе земли не только в городской черте. В 2017 году администрация столицы вернула часть земельных участков, розданных в предыдущие годы в аренду – всего около пяти гектаров в окрестностях микрорайона «Северный». Но все эти меры – лишь капля в море! Тем более, что речь идет не только о территории столицы, а в целом по стране.
Вместо послесловия.
В учебнике по истории России есть рисунок – мужик в лаптях, стоящий на одной ноге. Вторую ногу он не может поставить, так как земля, на которой он стоит мала для этого. Этот рисунок актуален и для Южной Осетии, где вскоре для истинного крестьянина уже не останется свободного участка земли...
С. Остаев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.