Лимиты для абитуриентов. Две стороны практики поступления в российские ВУЗы на целевые мета

1-03-2020, 11:24, Общество [просмотров 2264] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Лимиты для абитуриентов. Две стороны практики поступления в российские ВУЗы на целевые мета11 февраля сотрудники представительства Росссотрудничества провели в Цхинвале встречу с учащимися выпускных классов школ Республики и их родителями. Разговор шел о возможности продолжить образование в высших учебных заведениях России по образовательным квотам на 2020-2021 учебный год. Таким образом, практика предоставления лимитов для абитуриентов из Южной Осетии продолжится. Здесь же отметим, что помимо Россотрудничества лимиты можно будет получить по линии Министерства обороны, МИД, КГБ, МВД и МЧС.

Получение лимитов для обучения в вузах Российской Федерации приняло массовый и всеохватывающий характер в новейшей истории Южной Осетии. Однако, понятие «лимит» стало фактом действительности еще на заре советской власти. Представителям национальных республик и отдаленных регионов России стали предоставляться в ведущих учебных заведениях СССР целевые места, которые впоследствии в простонародье стали называть «лимитами». Абитуриенты по направлениям зачислялись в состав студентов вузов вне конкурса при условии сдачи экзаменов на положительные оценки. В рамках целевого обучения отдаленные регионы СССР обеспечивали себя квалифицированными кадрами педагогов, медиков, в том числе из числа коренных народов.

Такой возможностью пользовались и выпускники школ из Южной Осетии. Впервые на целевые места абитуриенты из Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) были зачислены на учебу в Государственный педагогический институт им.Ленина (Тбилиси). В сентябре 1924 года 29 выпускников школ автономии стали студентами данного тбилисского вуза. «Еще больший наплыв осетин ожидается в будущем году, благодаря их жажде к просвещению», – писала по этому поводу в те годы газета «Заря Востока».

27 февраля 1926 года состоялось совещание в руководстве ЮОАО, где рассматривался вопрос ходатайства перед руководством Наркомата образования СССР о предоставлении для абитуриентов из Южной Осетии мест в различных учебных заведениях РСФСР. Были указаны вузы и количество запрашиваемых мест: Московский медицинский институт – 3 места, Московский финансово-хозяйственный институт – 2 места, Московский педагогический институт (история) – 1 место, Институт народного хозяйства СССР – 2 места, Московская горная академия – 2 места... При этом, названия некоторых вузов были указаны произвольно. Например, для подготовки будущих журналистов из Южной Осетии запрашивалось два места в «Госинституте журналистов». Было высказано пожелание отправлять абитуриентов и в другие вузы СССР. Лимиты запрашивались и для приема в техникумы – акушерский, зуботехнический… Понятно, что все эти запросы было трудно удовлетворить. Тем не менее, уже в сентябре 1926 года выпускники школ автономной области получили возможность выехать на учебу в Российскую Федерацию по целевым направлениям. В Московский институт лесной промышленности поступил Дзамбол Санакоев, а в ветеринарный институт г.Казань – Степан Джиоев.

С 30-х годов направление на целевые места приняло регулярный характер. К гражданским лимитам были прибавлены и направления в военные учебные заведения. На учебу посылались «преимущественно желающие из числа членов партии, комсомольцы, колхозники, батраки и середняки». В 1931 году впервые набирали желающих поступить в аспирантуру Института краеведения СССР.

С каждым годом число выпускников юго-осетинских школ, получающих образование за пределами автономии становилось все больше и больше. В 1983 году в Москве обучались два десятка студентов из Южной Осетии, с ними встретился корреспондент газеты «Советская Осетия». Учились ребята по большей части хорошо и горели желанием, вернувшись домой, коренным образом поменять положение дел на производствах. Так, студентка Полиграфического института Мадина Икаева с уверенностью говорила: «Бывают интересные книги, но в руки брать их не хочется – так они невзрачны, плохо оформлены. Эти недостатки нужно устранить. Я уверена, что, когда вернусь домой после учебы, обязательно улучшу качество полиграфической работы в нашей типографии». Отметим, что М.Икаева впоследствии сполна реализовала себя в полученной специальности – сегодня она возглавляет республиканское Полиграфическое производственное объединение.

Но надо отметить, что практика предоставления лимитов для обучения за пределами автономии не всегда имела положительный опыт. Зачастую целевые места получали дети чиновников или лимиты «организовывались» за определенную мзду. Некоторые такие случаи предавались огласке и стоили большим начальникам их должностей.

В вопросе использования целевых мест для поступления в высшие учебные заведения вне Южной Осети всегда были две главные проблемы: реальная востребованность специальностей по запрашиваемым лимитам и возвращение выпускников вузов на Родину. Лимиты испрашивали те или иные предприятия и организации, иногда целевые места запрашивались под детей определенного чиновника. Существовало также обязательное правило, что выпускник, получивший образование по лимиту, был обязан проработать в организации, которая его направила на учебу не менее двух лет. Но это правило нарушалось даже в эпоху СССР.

И сегодня все эти проблемы, к сожалению, не ушли в прошлое. Распределение целевых мест часто становилось предметом разбирательств, причем нешуточных, в списке запрашиваемых целевых мест преобладали специальности «юрист», «экономист» и «стоматолог». А вокруг лимитов в МГИМО вообще бушевали нешуточные страсти.

Президент А.Бибилов справедливо отметил, что лимиты расхолаживают, создают хаос, а распределение этих самых лимитов – дело неблагодарное. «В этих делах было много несправедливостей, но даже если кто-то поступает справедливо, начинаются сплетни, слухи, обвинения во взяточничестве», – сказал Анатолий Бибилов.

Он отметил, что к большому сожалению пока нет государственного планирования в данной сфере. «Сегодня у нас очень много юристов, финансистов, экономистов, стоматологов. Когда они приезжают после учебы в России, то часто справедливо возмущаются: вы нас послали по этой специальности учиться, мы отучились, приехали, вот наши дипломы, дайте нам работу. А сколько юристов нам необходимо? Мы должны видеть, где они востребованы, в каких министерствах и ведомствах. Этого, к сожалению, нет. Получается, что наши ребята приезжают со знаниями, а пристроить их некуда», – сказал А.Бибилов. Глава государства также сказал, что поставлена задача, чтобы министерства Республики проработали вопрос о тех специальностях, которые действительно нужны Южной Осетии.

Целевые места для юго-осетинских абитуриентов на получение высшего образования в российских вузах каждый годвыделяются по запросу Правительства Республики, на основе двусторонних договоренностей с РФ.При этом учитываются потребности Республики в подготовке национальных кадров и, конечно же, с учетом возможностей самих российских вузов. Сегодня эта процедура осуществляется через представительство Россотрудничества в Южной Осетии. До 2013 года вопрос выделения целевых мест координировался Министерством образования РЮО.

Ежегодно Российская Федерация для иностранных граждан, соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан, не имеющих гражданства, выделяет 15 тысяч бюджетных мест. Из этого числа квота РЮО в прошлом году составила 18 целевых мест. Надеемся, что в текущем году данная цифра не будет меньше, особенно с учетом того, что в РФ решили общее количество граждан, принимаемых на обучение в вузы РФ на целевые места увеличить почти вдвое.

Важная информация. В самой России в 2019 году были узаконены важные изменения в вопросе предоставления целевых мест. Так, ранее не был определен срок трудоустройства студентов-целевиков и фактически не контролировались обязательства выпускников перед организациями, направившими их на учебу. Теперь же студент направляется в ВУЗ с обязательством отработать у заказчика целевого обучения не менее трех лет, а при нарушении ему грозят штрафные санкции.В Южной Осетии подобное правило вроде бы существует, но не исполняется.

С 2003 года, когда после нарушения связей в сфере образования с Россией удалось восстановить практику получения целевых мест в вузах РФ, высшее образование в России получили более тысячи человек. Из них в Республике трудится едва ли половина и не все по полученной специальности. Сегодня в Республике действуют по принципу: «Лучше меньше, да лучше». Прайс-лист целевых мест составляется по согласованию с Правительством РЮО с учетом востребованности определенной специальности в ближайшей перспективе. При этом госзаказ размещается на те специальности, которые невозможно приобрести в том же ЮОГУ. Поэтому есть надежда, что учеба по целевым направлениям перестанет быть частью престижа, а послужит делу формирования прослойки востребованных специалистов.

С.Остаев

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Популярно