Впечатления от путешествия в мир людей – негоже традиции древние менять (фельетон)

13-08-2018, 13:14, Общество [просмотров 1422] [версия для печати]
  • Нравится
  • 1

Давно я, Сырдон, не был среди людей. Все дела, да дела! Да все потому, что нет мне покоя от нартов. С одной стороны, не дают они и слова сказать, все держат в черном теле, да припоминают, что я для них хитрость земли и коварство неба. С другой – обойтись без меня не могут, то совета ждут, как провести врагов, то богатырей нартских, плененных великанами, надобно вызволять. Хотя, помогая им, я нередко пользуюсь теми же коварством и хитростью, но в этом случае нартов все очень даже устраивает.

Но поговорим о моем очередном посещении мира людей. Прибыл я в град Цхинвал и снова многому удивился. Сперва, меня чуть не сбил автомобиль, когда я переходил по белым полосам через улицу. Автомашина проехала так быстро, что я не успел запомнить не то что номера, даже цвета этой быстроногой повозки... Раньше, помнится, местный правитель обещал, что на каждом перекрестке будут стоять глаза бдения – у людей они называются видеокамерами. Да вот камеры эти наблюдения оказалось слабы зрением, как наш старый нарт Уархаг, и не видят дальше своего носа. Но деньги-то выделялись. Вот пустьдля каждой такой видеокамеры теперь купят очки, коли так.

Кстати, об автомобилях. На пути к Цхинвалу прошел я через большое село, что на востоке страны. Праздник был здесь, открывали детский сад. Было много людей и не меньше – благородных автомобилей. Все как на подбор, что кони алдара Черной горы: белые и черные, с отливающимися хромом деталями – общим числом 22. Спросил я сельчан, стоявших на улице, что за дивные это машины, а в ответ: «Это все наши государевы мужи, у кого машина государственная, а у кого в личном пользовании». При этом и сами сельчане дивились не гостям из стольного града, а их дорогим «стальным коням». Говорят, что каждая из машин не менее двух миллионов тугриков стоит. Это сколько же за эти деньги можно было бы нартам зерна купить в хлебообильной стране Мысыр... Удивился и я этой роскоши, ведь содержать этих коней сколько стоит?! Вон моя старая кляча и та овса на целое состояние съедает за год… Но это то, что я в селе том лицезрел. А в самом стольном граде на улицах еще больше дорогих машин, и многие из них стоят в домашних стойлах чиновников. Но как может госмуж, получающий зарплату 50-70 тыс. рублей, разъезжать на автомашине стоимостью в три миллиона рублей?.. Это даже для меня пока секрет. Да и не только в этом людском коварстве дело. Вот у нас нартов самыми богатыми считаются Бората. Так, главный из них Бурафарныг, чтобы не привлекать внимание к своим богатствам, ходит в простой домотканной черкеске и разъезжает на пегой старой лошади. А здесь вся роскошь, наоборот, на показ: дорогие иномарки, роскошные дома, небывалые наряды жен, кутежи в ресторанах. Чтобы все это увидеть нет необходимости смотреть в волшебное зеркало «Арвайдæн», здесь и так ничего не скрывается.

Еще одно диво узнал я у сельчан той деревни. Оказывается, к приезду гостей был накрыт стол. Все как полагается: молочный теленок, пироги, отварная форель, закуски-макуски, белое вино с охлажденной водочкой. Но подумал я, откуда на все это изобилие средства у местного алдара. Понимаю, что государство выделяет деньги на его удел: ремонт дорог, социальные выплаты, медицина и прочая. Но может есть в бюджете и такая статья: «На прием гостей из стольного Цхинвала»? Неужели государевы мужи, сидящие за пиршественным столом, никогда не спрашивали себя, а за чей счет банкет? Понятно, что не из собственного кармана местный глава потчует высоких гостей. Значит, деньги эти ему нужно откуда-то изыскать. И откуда же? А ведь такие метаморфозы в мире людей давно и уже ничего не меняется.

Но вернемся обратно в город. Только я успел увернуться от автомобиля, как был оглушен страшным грохотом. Рядом пронеслась двухколесная повозка – тут мотоциклом зовется. На ней восседал юный муж, без головного убора. «Смелый, однако!», – подумал я, когда ко мне вернулся слух. Помню, как-то парень из рода Алагата свалился со скачущего коня, и разбил свою голову. А был бы в шлеме – остался бы жив.

Однако за всеми этими «приключениями» забыл сказать о цели такого долгого пути. Шел то я на похороны почтенного человека этой страны. Имя его было известно даже в стране нартов, более того, узнав о его кончине сам властитель мира теней Барастр вышел к воротам Страны мертвых, чтобы лично открыть сюда дверь его душе. Обычно это делал привратник Аминон, а тут такое уважение!.. Так что нельзя было и мне не явиться, выказать уважение. Подхожу я, значит, к дому покойного и вижу – в стороне выстроились две длинные очереди из мужчин и женщин. Думал, что они стоят, чтобы выразить соболезнование родственникам покойного, обычно стоящими у входа в дом. Оказалось, эти люди стояли, чтобы пожертвовать семье покойного денежные средства. Странным мне это показалось. Но об этом чуть позже. Смотрю дальше – с другой стороны двора еще одна толпа, теперь уже молодых мужчин. Эти стоят возле котлов у длинного стола и поднимают стакан за стаканом. Подумал было я, что началась поминальная тризна, так много там было людей. И снова не угадал. Это подкреплялись перед основным застольем молодые люди, которые должны были обслуживать поминальный стол. И это понятно, откуда на голодный желудок взяться проворству, чтобы вовремя поднести мясо к столу, разнести вино, наваристый бульон, ритуальный плов во время застолья? Только вот что удивительно, часть этих молодых мужчин, которые «подкреплялись» у котлов, я увидел позже сидящими за столом. Как видим, кое-кто ухитряется два раза отведать поминальные яства. Нехорошо, нехорошо! Тризна не место для чревоугодия и возлияний!

Ну а средств на такие тризны тратятся немалые. Слышал я, что недавно почтенные мужи за хребтом обсудили насущные проблемы подобного рода. Говорили о сохранении традиций осетин в повседневной жизни и, в частности, об обычае проведения свадеб, похорон и других мероприятий, предполагающих денежные затраты. Было отмечено, что в последнее время наметилась негативная тенденция, когда люди, стесненные в средствах, влезают в долги, чтобы не «ударить в грязь лицом» и не пожертвовать сумму меньше, чем другие. В связи с этим поступило предложение определить конкретную – символическую сумму «для записи» на праздничных и траурных мероприятиях... Не знаю… Вот у нас в Стране нартов такого обычая, чтобы давать деньги на поминках, вообще нет. Когда у кого-либо случается утрата, то все общество в помощь приносит в дом покойного кто что может: муку, хлеб, сыр, выпивку. Животное для поминального стола либо жертвуют богатые, либо приобретают вскладчину соседи или родственники. А в мире людей семья может разориться на поминальных столах – «æхсæвæртæ», после – разные «сабатбон», сороковина, годовые поминки... И это только «основные» моменты. Тут уж точно если помрешь – семью по миру пустишь. Я вообще удивляюсь, с какой это совестью люди здесь в Осетии умирают. Совсем о близких не думают!

…Словом, возвращался я обратно к нартам с двояким чувством. С одной стороны, живут люди в свободной стране, с другой – надо бы все же упорядочить некоторые вопросы своей жизни. Хотелось бы, чтобы потомки все же соответствовали нам, нартам!..

Рубрика «Улыбка Сырдона»

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Популярно