Наши особые детки
Что значит родиться «другим»? Значит ли это быть «особенным» или же быть «не как все»? Вряд ли кто-то из нас часто задумывается о том, как живут дети с ограниченными возможностями здоровья, с какими проблемами они сталкиваются. И тут стоит рассматривать не только душевный аспект – отношение к ним окружающих... Сегодня мы решили затронуть тему – насколько адаптировано могут жить среди нас дети с особыми возможностями. Мы побывали в коррекционных классах, которые работают при Цхинвальской школе-интернате, где, наряду со здоровыми детьми, учатся дети с ограниченными возможностями здоровья.
Директор Цхинвальской школы-интерната Роланд Тедеев рассказал нам, как и в каких условиях создавались коррекционные группы. «В октябре 2010 года на базе Цхинвальской школы-интерната был создан коррекционный класс для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. Это была инициатива Министерства образования РЮО, ее тогдашнего министра Замиры Джиоевой. Именно благодаря ей и возник первый и единственный на тот момент класс. Затем количество детей стало увеличиваться. Сейчас у нас 28 детей. В дошкольной коррекционной группе 3 ребенка; 1-2 класс-комплект – 11 детей; 4 класс – 6 детей; 6 класс – 4 ребенка и 8 класс – 4 ребенка.
Вообще, в России все школы коррекции делятся на восемь типов, в зависимости от проблемы, которую предстоит решать: для неслышащих детей;для слабослышащих и позднооглохших; для детей с нарушениями зрения разной степени;с тяжёлой речевой патологией;для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;для детей с задержкой психического развития, поддающейся коррекции;для детей с умственной отсталостью. Мы работаем в основном с относящимися к двум последним категориям.
Вообще, данное направление сложное. С одной стороны, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть «лишними» в обществе. С другой – могут ли школы создать необходимые условия для особых детей? Кроме того, в обществе есть проблема отношения здоровых детей и их родителей к другим, «не таким, как все». Именно поэтому создание таких коррекционных классов, на мой взгляд, было очень своевременным. Хотя, я считаю, что должны функционировать не классы, а полноценная специализированная школа. Вот тогда можно уже говорить о том, что мы сможем помочь всем нуждающимся.
Дети, которые обучаются в наших коррекционных классах, занимаются по специальной программе. Мы заказываем учебные пособия в России, поскольку их в свободной продаже нет. Дети с особыми образовательными потребностями у нас обучаются под одной крышей с другими детьми, но в разных классах. И еслипроцесс обучения происходит по разной образовательной программе и в отдельных помещениях, то завтракают и обедают они в общей столовой. Все вместе занимаются также на уроках труда. Это говорит о том, что они для нас такие же воспитанники, как и другие дети. Мы их не делим. Просто это наши «особые» дети с особыми потребностями. Могу также сказать, что все наши специалисты, которые работают в коррекционных классах, очень внимательные люди, профессионалы своего дела, и исключительно благодаря их работе мы можем говорить об определенных успехах».
Мы побывали на ряде занятий. Например, у психолога коррекционных классов, Оксаны Гагиевой. «Нашим «особым» детям нужен индивидуальный, особый подход, они ранимые, долго адаптируются к новым условиям. При поступлении в наши коррекционные группы ребенок проходит психолого-медико-педагогический консилиум, где профильные специалисты дают оценку развитию ребенка, – рассказывает педагог. – Для того, чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать его, необходима психодиагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, исследуется познавательная сфера: память, мышление и т.д. Поэтому первый месяц у нас уходит на психодиагностику. Потом готовится план коррекционно-развивающих мероприятий. Занятия бывают как групповые, так и индивидуальные. Например, дети с проблемой самооценки отбираются в группу, и наши занятия проходят узконаправленно – мы работаем над формированием самооценки. Учитывая то, что у детей доминирует игровая деятельность, все занятия проходят исключительно в виде игры. Таким образом, мы вовлекаем детишек в процесс обучения. Именно так и протекает личностное развитие ребенка.
Все наши дети в коррекционных классах разные. Поэтому через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленные на личностное развитие, овладение необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации, мы работаем индивидуально с каждым ребенком.
У нас обучаются дети и из обычных школ, когда ребенок в силу каких-то причин не успевает за сверстниками, и тогда нужна простая коррекционная работа. Поэтому были случаи, когда, к примеру, после двух лет обучения в коррекционной группе, дети возвращались в свои классы. В классах коррекции с детьми работают психолог, логопед, дефектолог. Здесь используются индивидуальные методики для каждого ребенка. Если нуждающийся ребенок лишен внимания, он замкнется в себе и не будет пытаться освоить учебный материал.
В классах коррекции есть дети, которые не похожи на других – они родились светлыми или солнечными, как их называют, потому что улыбаются чаще других. Вопреки существующему мнению, такие дети ни в коем случае не приговор и не наказание для родителей... Я лично очень люблю своих воспитанников. И не представляю ни дня без них. Они способны любить и жить полной жизнью, просто нужно найти к ним подход, итогда они пойдут по своей тропинке жизни».
На уроке рисования, педагог по изобразительному искусству Мальвина Бибилова рассказала нам: «В коррекционных классах работаю со дня основания. И хочу сказать, что работать с особенными детьми даже намного интересней. У них ход мысли иной, они предлагают нестандартные, творческие решения. Что касается моего предмета, то уроки изобразительного искусства сильно способствуют развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Поначалу бывает сложно, потому что у многих бывает слаба мелкая моторика. Дети с трудом держат ножницы, карандаши, краски. Но потом им это начинает нравиться, и они раскрываются. Мои ученики очень податливы, социально ответственны, им нравится творить. Конечно, не каждый ребенок станет художником. Одаренность – это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность интеллектуальная может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом.Один из моих воспитанников с проблемами нарушения слуха, был настолько талантлив, что сегодня учится в художественной школе. И у него очень хорошие успехи, он принимает участие в Республиканских конкурсах».
Своим мнением мы попросили поделиться и чиновников, чья работа непосредственно связана с детьми. Роза Гаглоева, главный специалист управления общего и дошкольного образования Министерства образования Республики Южная Осетия: «Вопрос создания коррекционного класса у Министерства образования РЮО возник еще до войны августа 2008 года. Была необходимость в создании такой группы, так как детей с ограниченными возможностями здоровья надо было социализировать. Вообще, этот процесс достаточно сложный. Это и привлечение специалистов, умеющих работать с «особыми» детьми, это и специальный инструментарий, это и дополнительные помещения и классы... В 2010 году мы смогли открыть только один класс на базе Цхинвальской школы-интерната. Затем количество детей увеличилось. Режим работы с 9 часов утра до 17 часов. Комплектация в коррекционных группах не совсем правильная, то есть у нас получаются смешанные группы детей с разным уровнем подготовки, но на сегодня это пока единственная возможность вести коррекционную работу с «особыми» детьми.
Наше министерство обратилось к руководству ЮОГУ, с просьбой подготовить специалистов, которые могут работать в коррекционных группах. Речь идет не только о коррекционных классах при школе-интернате. Все школы, все детские сады в Республике нуждаются в специалистах, которые бы имели навыки работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это и психологи, и логопеды, другие специалисты узкой направленности.
Вопрос коррекционных классов сегодня в Южной Осетии актуален. Помимо тех детей, которые ходят в коррекционные группы, есть еще нуждающиеся в социализации. И как бы тяжело не было родителям, которые начинают понимать, что их ребенок «особенный», надо как можно раньше приводить своих детей. Потому что чем меньше лет ребенку, тем лучше он поддается социализации. А вообще, все те люди, которые сегодня работают в коррекционных классах, это «глубокие» люди. Люди, которые любят детей, которые боль своих воспитанников пропускают через сердце. Огромное им спасибо за каждодневный их труд».
Гульнара Козаева, Уполномоченный при Президенте Республики Южная Осетия по правам ребенка: «Дети из коррекционной группы нуждаются в особой защите, так как в своем большинстве они являются детьми с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей наблюдается дефицит активного внимания, выявляются трудности в обучении. К сожалению, сегодня Республика пока не может реализовать весь комплекс необходимых мероприятий в отношении таких детей, имеются в виду специальные образовательные программы с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Но Республика развивается, развиваются детские образовательные учреждения, в новой детской больнице будет возможность для детей с диагнозом ДЦП проводить реабилитационные мероприятия и есть уверенность, что постепенно будут решаться и другие проблемы. Проблемы детей из коррекционных групп всегда обсуждаются на самом высоком уровне. К нам очень часто обращаются родители таких «особых» детей и, по мере возможностей, ни одну проблему мы не оставляем без внимания. Министерством образования и науки также уделяется большое внимание проблемам коррекционных групп и я считаю отрадным создание их при школе-интернате, так как у детей, обучающихся по специальной программе, есть возможность получать знания вместе со своими сверстниками из обычной школы. Ведь когда ребенок имеет положительную динамику развития, успешно осваивает специальную коррекционную программу, он переводится в обычный класс. В этом и заключается основная цель коррекционных образовательных программ – максимально возможная адаптация воспитанников и их интеграция в общество».
Козаты Рена
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.