Наука Южной Осетии как элемент модернизации государства

28-01-2017, 12:34, Общество [просмотров 2698] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

Наука Южной Осетии как элемент модернизации государстваНа новой неделе 1 февраля в Республике Южная Осетия будет отмечаться День науки. Этот праздник в календаре праздничных дней и памятных дат нашей страны появился недавно – в 2014 году. Дата выбрана не случайно, именно 1 февраля 1922 года в Южной Осетии возникло Научно-литературное общество, которое позже трансформировалось в Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт. Организация науки в Южной Осетии связывается с именем Александра Тибилова. В 1918 году он и его единомышленники Бидзина Кочиев и Шакро Ванеев стали инициаторами открытия в Цхинвале первой гимназии, а позднее и педагогического техникума.

Мечта А.Тибилова об открытии педагогического института осуществилась 1 января 1932 года. Деятельность первого юго-осетинского ВУЗа оказала большое влияние на научную и культурную жизнь Южной Осетии. Именно здесь готовились первые национальные кадры для многих отраслей народного хозяйства.

После небольшого периода свободы деятельности национальной науки, начинается полоса тотального контроля научных изысканий со стороны Академии наук Грузинской ССР. Отслеживалось практически все: от наименования научных тем до содержания самих научных работ.

Сегодня наука в Южной Осетии свободна от необходимости работать с оглядкой на реакцию из Тбилиси. Но со свободой духа исследования, пришла другая проблема – снижение уровня финансирования отрасли и падение престижа науки.

В настоящее время в стране два центра, которые занимаются научной деятельностью. Это Юго-Осетинский Научно-исследовательский институт им. З.Ванеева (ЮОНИИ) и Юго-Осетинский Государственный университет им. А.Тибилова (ЮОГУ).

Руководство страны всегда внимательно относится к проблемам науки. Но, к сожалению, финансовые возможности государства ограничены. Однако, помимо денег, в развитии и ЮОГУ, и ЮОНИИ важное место занимает повышение их самостоятельности. В 2014 году они были выведены из ведомства Министерства образования и науки РЮО и стали самостоятельными структурами, под патронажем Президента РЮО, приобретя статус автономных центров.

По мнению директора ЮОНИИ Роберта Гаглойты, статус государственного бюджетного научного учреждения при Президенте страны позволяет более оперативно решать поставленные перед институтом задачи, меньше стало бюрократических проволочек при принятии решений, связанных с ЮОНИИ.

Президент РЮО – учредитель Юго-Осетинского Научно-исследовательского института – интересуется процессами, происходящими в научной сфере Республики, в частности каждый раз обращая на нее внимание в ходе ежегодных посланий к народу и Парламенту РЮО с перечнем ряда вопросов, выполнение которых должно отразиться на повышении уровня науки в стране. Именно президент предложил руководству института возобновить практику повышения квалификации молодых ученых, стажировок на месяц и на год, с последующим поступлением в аспирантуру.

Однако, несмотря на позитивные шаги Правительства, руководство ЮОНИИ констатирует отсутствие приемлемых условий для проведения научных исследований. Ощущается нехватка финансовых и материальных средств, здание Научно-исследовательского института до сих пор не отремонтировано.

Директор ЮОНИИ не согласен с утверждениями о том, что в научной сфере Республики царит застой, указывая на то, что Научно-исследовательский институт продолжает свою деятельность, концентрируя усилия на приоритетных направлениях развития науки в Южной Осетии. Общие контуры научной деятельности юго-осетинских ученых очерчены в Программе развития ЮОНИИ сроком на 5 лет. В соответствии с этой Программой проводятся фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям. К числу таковых, безусловно, можно отнести осетиноведение и кавказоведение в целом, экономику и др.

Сотрудники института, прежде всего, таких отделов как экономика, история и этнология приняли участие в ряде международных конференций, прошедших в Москве, Нальчике, Пятигорске и др.

По мнению Роберта Гаглойты, с учетом геополитического положения РЮО, исторических и некоторых других особенностей развития страны, научный потенциал Южной Осетии должен стать неотъемлемым компонентом устойчивого развития общества, катализатором процессов политической, социальной и экономической модернизации. «Не приходится сомневаться в том, что в современном мире главными факторами прогресса нужно считать именно науку. Знания, полученные посредством научных изысканий, охватывающие историю и культуру, археологию, этнологию, производительные силы, природные ресурсы и экономику Южной Осетии в современных реалиях становятся крайне необходимыми и должны быть востребованы при всесторонней государственной поддержке», – считает ученый.

Помимо участия в международных научных конференциях, ЮОНИИ активно развивает сотрудничество с ведущими научными учреждениями аналогичного профиля в России и ряде других стран. Юго-осетинские ученые поддерживают тесные связи с такими научными учреждениями, как Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований им. В. И. Абаева, Северо-Осетинский институт истории и археологии, Владикавказский научный центр АН РФ, Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д. Гулиа, Автономный университет в городе Барселона, Институт языкознания АН РФ, Институт востоковедения АН РФ, Институт всемирной литературы им. Горького АН РФ, Институт этнографии АН РФ, Институт археологии АН РФ и др.

С рядом научных центров Российской Федерации заключены договора о взаимном сотрудничестве. На повестке дня стоят вопросы налаживания контактов с научными учреждениями Венгрии, Ирана, Таджикистана, Китая, Болгарии. Исходя из изложенного, ЮОНИИ в перспективе может стать международным научным центром по изучению целого ряда актуальных научных направлений.

«Юго-Осетинский Государственный университет им. А.Тибилова является научным, образовательным и культурным центром Республики Южная Осетия, – убежден ректор ЮОГУ В.Тедеев. – Во многом благодаря творческому и интеллектуальному потенциалу ученых ЮОГУ наука в Южной Осетии отстояла свои позиции и вносит немалый вклад в развитие научных направлений».

Разнообразие специальностей и научных направлений, по твердому убеждению В.Тедеева, является важным фактором деятельности ЮОГУ. Университет должен предоставлять будущим студентам возможность выбора образовательных услуг, возможность живого общения и взаимного обогащения представителей различных научно-образовательных направлений. Только в таком общении и многообразии сохраняется и передается молодежи университетская культура.

Проводится работа по созданию системы прямых научных контактов сотрудников ЮОГУ с российскими учеными по общим научным исследовательским проектам, публикации совместных научных статей и монографий. Перспективы развития вузовской науки во многом связаны с сотрудничеством с членами Евразийской ассоциации университетов, совместная деятельность с которыми позволяет осуществлять многие научные проекты. ЮОГУ уже подписал договоры со многими вузами и научными центрами. Благодаря им активизировалась деятельность по повышению квалификации, а также послевузовскому образованию студентов и преподавателей в форме аспирантуры, докторантуры и соискательства.

Вырисовывающиеся перспективы сталкиваются с серьезными препятствиями самого различного характера. В числе главных проблем – кадровая, заключающаяся в создавшемся разрыве поколений в юго-осетинской науке. Возраст большинства известных юго-осетинских ученых, чьи достижения получили широкое признание в научных кругах других стран, перевалил за 70-80 лет, а замены им пока что не предвидится.

Директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты убежден в том, что без достойной оплаты труда крайне тяжело привлечь молодежь к научной деятельности: «Я уверен, что экономия на науке – это экономия на завтрашнем дне. Молодых ученых у нас очень мало и если оплата труда в науке сохранится на нынешнем уровне, скоро молодого ученого в Южной Осетии будет так же трудно найти, как «снежного человека».

При этом, как полагает директор ЮОНИИ, часть барьеров, препятствующих стабильному развитию научной сферы РЮО, находится в административной, и, что не менее важно, финансовой плоскости государственного управления. Он уверен, что сферу науки только усилиями самих представителей науки, без государственной практической помощи вряд ли можно вывести из затянувшейся стагнации.

Выход Роберту Гаглойты видится в усилении государственной поддержки и придании приоритетного характера вопросам развития науки в РЮО, включая подготовку и повышение квалификации исследовательских кадров через стажировки в крупных научных и образовательных учреждениях РФ.

В первые годы нашей независимости юго-осетинские ученые по большей части ушли в политику. В «Адамон Ныхас» интеллектуальную основу движения представляли преподаватели Юго-Осетинского Госпединститута и сотрудники ЮОНИИ. После, научная элита формировала властные структуры: от пресс-секретаря Президента до Председателя Парламента. Да и сегодня еще в коридорах власти много научных работников, вынужденных совмещать сенекуру с фрагментарной научной деятельностью. С одной стороны понятно, что такое совмещение на пользу науке не идет, с другой – научный работник как нельзя удачная кандидатура для ответственной работы в государственном аппарате. Для этого у него есть все необходимые качества: личная ответственность и умение сосредотачиваться на конкретной теме. Поэтому государство старается сохранять этот баланс интересов госслужбы и научной деятельности, неспроста же для работников научной сферы допускается исключение на совместительство.

Чтобы ученый смог работать эффективно, необходимо, чтобы его ничего не отвлекало от исследовательской работы: ни забота о куске хлеба, ни проблемы жилищные, ни проблемы бытовые. Вы никогда не интересовались, почему именно в древней Греции и Риме произошел такой расцвет науки, искусства и культуры. Вся причина в рабовладельческом строе. Ученые мужи – Аристотель, Платон, Сенека, Цицерон и другие, благодаря тому, что владели рабами, уже не заботились о проблемах повседневного быта, и могли весь день посвятить своим научным изысканиям. Позже уже монастыри стали центрами развития науки и письменности, благодаря освобождению монахов от ежедневного труда.

Уже в эпоху развитой цивилизации заботу о развитии науки взяло на себя государство и частные фонды. В почете была наука и в советское время. Так, зарплата научного работника с научной степенью в ЮОНИИ могла быть выше,чем у первого секретаря Обкома партии Южной Осетии.

Сегодня в сфере научных исследований широко используется практика выделения денежных грантов. Программа грантов на научные проекты, которая сегодня существует в стране, нуждается в корректировках с точки зрения практической реализации. «Зачем объявлять конкурс, если мы не в состоянии финансировать объявленный нами же (в данном случае Министерством образования инауки вкупе с Министерством финансов РЮО) конкурс на реализацию международных проектов», – полагает Р.Гаглойты.

Не проработаны и уровни выделения финансовых средств на тот или иной проект, отмечает руководитель научного учреждения. «Все упирается в нехватку финансовых средств. Гораздо проще вообще не объявлять никаких конкурсов, чем потом искать выходы из тупика. Думается, что мы должны больше внимания уделять фундаментальным исследованиям при участии в совместных российско-югоосетинских проектах и быть уверенными в том, что грантовое финансирование не будет сокращено или прекращено и своевременно будет выделено победителю конкурса», – считает директор ЮОНИИ.

И еще. Полагаем, что вопрос выделения грантов все же должен решаться непосредственно в научном учреждении.

Несомненно, эффективная реализация грантовой поддержки стала бы хорошей возможностью для активизации исследовательского интереса у ученых. Общим поднятием заработной платы всем и каждому научная активность, как показала практика, не возрастает. Но поддержать конкретное исследование – это правильное решение. Например, можно было бы выделить гранты на создание исследования по геноциду южных осетин, книги по новейшей истории, практического пособия по традиционной культуре. Полагаем, если бы создание учебника истории Южной Осетии было поручено его авторам не в рамках текущей работы, а было бы субсидировано государственным грантом одному-двум авторам, в школах страны ученики уже бы по нему учились.

Наука в Южной Осетии, несмотря на высказываемый определенный оптимизм по поводу статус-кво, все же нуждается в модернизации. И, прежде всего, системной, основанной на создании сбалансированной, с потребностями Республики, структуры научных кадров; форсированном наращивании научно-кадрового потенциала в отраслях науки, техники и производства, имеющих приоритетное значение для национально-государственных интересов страны; усиления регулируемого воздействия на формирование квалификационных, профессиональных и демографических характеристик научно-кадрового потенциала и его размещение.

Эволюционируясь сама наука становится, в свою очередь, инструментом модернизации всего общества.

Роберт Кулумбегов

Надпись под фото:

Наука Южной Осетии как элемент модернизации государства1. Махарбег Туганов, Сергей Веллер, Георгий Ахвледиани, Владимир (Лади) Абаев, Захарий (Шакро) Ванеев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наука Южной Осетии как элемент модернизации государства2. Вахтанг Цховребов, Людвиг Чибиров, Васо Абаев, Георгий Джаттиев, Иван Цховребов, Сослан Габараев.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Популярно