Традиционные религиозные празднества в плену формальностей
В начале июля в Осетии традиционно проходит празднование «Хетæджы Уастырджы» (букв. Уастырджы Хетага). Праздник проходит в священной роще у селения Дзуарикау Алагирского района. Согласно легенде в этой роще скрывался сын кабардинского князя Хетаг, который принял христианство, и вынужден был бежать из Кабарды в Осетию. Чудесным образом роща, переместившись с соседнего пригорка, укрыла в своих кущах Хетага от преследователей.
Сам праздник широкую известность получил в новое время, ранее же в священную рощу приходили преимущественно жители селения Дзуарикау. Празднование не носило широкого характера, что было обычным делом при советском воинствующем атеизме. В 1991 году было принято решение проводить праздник в общеосетинском масштабе. Местные жители праздновали этот день в первое воскресенье июля, и эта традиция соблюдалась долгое время. Постепенно праздник стал популярным по всей Осетии, с подношениями сюда приезжают и с юга страны.
Святая роща вскоре стала местом паломничества тысяч людей. Поэтому было принято решение перенести основную дату празднования на второе воскресенье, чтобы «разделить» посещение рощи местными и иногородними паломниками, дабы не создавать столпотворение в святом месте. Это было сделано, в частности, и по просьбе самих местных жителей.
Подобная временная двойственность праздника уже внесла сумятицу в организацию празднования. Ну не хотят люди придерживаться указаний свыше, и все норовят прийти к святилищу в первое воскресенье июля. А это в определенной мере нарушает празднично-помпезную церемониональность вторичной даты. Ведь в этот день необходимо участие не только представителей общественных организаций, но и первых лиц республики.
Подобное разделение праздника в свое время было сделано и в Южной Осетии, когда празднование Джеры-дзуар, главного святилища РЮО, в указном порядке сместили на неделю. Сделано это было для того, чтобы обособить посещение святого места грузинскими и осетинским паломниками. В 90-х годах нарастала межэтническая напряженность, и были вероятны эксцессы во время совместных празднеств. Впрочем, эта вынужденная мера вскоре была отменена.
Сегодня в Северной Осетии стараются привести празднование к «единому знаменателю».Большая часть людей считает, что издревле праздник отмечали во второе воскресенье июля. Однако меньшинство стойко отстаивает свою версию – они считают, что праздник всегда отмечался в первое воскресенье второго летнего месяца. В дело даже вмешалась общенациональная общественная организация «Высший совет осетин», которая просит республиканские власти законодательно утвердить дату – второе воскресенье июля. Однако определять указами и распоряжениями дату традиционного религиозного праздника, как показывает опыт Южной Осетии, дело неблагодарное.
Удивляет другое. Праздник стали называть «День святого Хетага», однако лично я в осетинском религиозном пантеоне такого «святого» не знаю. В священной роще почитают Уастырджы, который спас Хетага от смерти – вот такова семантика праздника. И никак иначе. Не считаем же мы, что в Джеры-дзуар люди приходят, чтобы поклониться древнему храму. И здесь проходит почитание Уастырджы, который снисходит в эти дни в святилище.
Привязка традиционных религиозных праздников в Осетии к определенным датам, в большинстве своем, условная. Лишь часть соотносится с определенным днем, в них присутствует христианское начало, другие связаны с хозяйственным циклом и отмечаются в привязке к природному циклу. К последним относится, например, праздник Атынаг, приуроченный к началу сенокоса в горной полосе Осетии. В этом году день празднования пришелся на воскресенье – 19 июля.
Срок празднования в традиционном религиозном календаре обычно отсчитывается от Пасхи, но это исчисление имеет более позднюю традицию. Раньше счет велся по лунному календарю, но после того, как люди, умеющие производить исчисления стали редкостью, то для простоты перешли к пасхальным расчетам. Что, конечно же, удобно для исчисления, но не всегда верно. К примеру, сроки созревания травы в горах никак не зависят от времени празднования Пасхи, ранее празднование Атынаг приходилось на конец июля или начало августа, когда в горах травостой. Так, в Ерманской котловине, которая расположена выше всех селений Южной Осетии, праздник, предваряющий сенокос отмечался еще раньше. И ко времени, определяемом сегодня в соотношении с Пасхой, трава для покоса еще не вызревает в полной мере. Поэтому, в селении Ерман хотя и отмечают праздник начала сенокоса «Цыргъы-дзуар» по новой методике, но непосредственно к косовице приступают только при вызревании трав.
В остальной части горной Осетии праздник Атынаг проходит в воскресенье. В Южной Осетии наиболее широко его отмечают в селении Рук в святилище «Хисты-дзуар». В этот день сюда приходят не только жители села, но и выходцы из ущелья, проживающие в Цхинвале и российских городах.
Интересное наблюдение, впритык к ограде святого места находится православный храм XVIII века, построенный «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе». Здесь мы видим пример того, как православная церковь боролась за души прихожан. Очевидно, рядом со святилищем церковь была построена в надежде «переформатировать» паству. Однако православный храм безлюден, чего нельзя было сказать о «Хисты-дзуар» в день праздника Атынаг.
Святилище представляет собой небольшую огороженную каменной кладкой площадку на вершине возвышенности. Это своего рода алтарная часть, где имел право находиться только священнослужитель «дзуары-лаг». Сегодня на эту сакральную территорию заходят люди, которые отличаются только умением складно произносить молитвы. Паломники подходят к каменному парапету, ставят свои подношения, человек внутри ограды произносит набор молитв. После паломники идут к колоколу и звонят в него три раза, затем можно и перейти к застолью.
В настоящее время на религиозные праздники в Осетии закалывают в качестве жертвенного животного теленка. Хотя раньше любому осетинскому святому посвящали барана, а при большом размахе празднества – быка. В случае с праздником Атынаг в селении Рук была еще одна особенность, в этот день здесь организовывалась и ярмарка. Селение Рук (вернее группа селений) располагалось на выходе из нескольких ущелий, сюда же было проще попасть и из некоторых северо-осетинских ущелий. В этот день с равнины прибывали и торговцы. Так что праздник предваряли торгово-денежные операции.
Здесь же, как и на любом празднике проходил смотр невест и женихов. Молодые люди могли не только продемонстрировать свои внешние данные, но и показать умение танцевать и играть на музыкальных инструментах.
Интересна история и с колоколом святилища. Изготовлен он был в старину и весит 110 кг. В советскую эпоху, когда шла борьба с религиозными предрассудками трое комсомольца-активиста сняли его с дерева в святилище и перетащили на сельскую площадь. Здесь в колокол били во время сбора на работу или тревожного сбора округи. Но это святотатство не прошло для них даром. Двое из них попали под лавину, в результате чего один погиб, второй ослеп. Лишь в 60-ые годы колокол был возвращен в святилище. Но позже ему пришлось пережить еще оно злоключение, в 90-х годах он был похищен неизвестными злоумышленниками, которые очевидно хотели его перепродать на лом. Два года о судьбе реликвии ничего не было известно, пока чудесным образом колокол не оказался во дворе святилища. По всей видимости, грабители решили не играть с судьбой.
И снова о празднике в роще Хетага. С одной стороны, разница в праздновании в неделю не принципиальна. Обычно в Осетии праздники как раз отмечают в течение целой недели. Есть первый день – «дзуары-бон» и заключительный день – «æрвитæн бон». И оба эти срока равнозначны в отправлении ритуала. В случае с рощей Хетага первый день приходится на первое воскресенье июля, а заключительный – на второе воскресенье. Так что эта проблема не стоит той полемики, которая идет сейчас. По большому счету не так важен день отправления праздника, как то, как люди воспринимают само религиозное действо.
Р.Кулумбегов
На фото: Святилище «Хисты-дзуар» (с.Рук)
Осетинское святилище и православная церковь. Стена к стене.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.