«Осетинское вино». История и перспективы или попытка возрождения «скифского нектара»
На минувшей неделе несколько неожиданно было заявлено об учреждении Ассоциации виноделов Южной Осетии. Неожиданно потому, что все последнее годы мы практически полностью находимся в теме строительства, восстановления. А если и идет разговор о развитии сельского хозяйства, то главным образом все ограничивается патетикой лозунгов. Между тем, организаторы вышеуказанной ассоциации полагают, что в Республике большой потенциал для развития виноделия: здесь произрастает 50 сортов винограда, имеются благоприятные почвенные и климатические условия. «В Южной Осетии есть много отличных мастеров, которые хранят многовековую культуру виноделия. К большому сожалению, на сегодняшний день они ограничивают себя в объемах производства, потому что мы пока не имеем выхода на внешние рынки, а возможности внутреннего рынка сбыта ограничены», – рассказал СМИ председатель создаваемой Ассоциации А.Гаглоев. Членами ассоциации предполагается «совместными усилиями решать вопросы развития виноградарства и виноделия в нашей стране и обеспечения доступа продукции юго-осетинских виноделов на внешние рынки».
Может ли Южная Осетия стать центром лесопереработки в регионе?
В числе народных промыслов, традиционно бытовавших в Южной Осетии, издревле была обработка дерева. Этому способствовали и обширные лесные массивы, покрывающие большую часть края. Площадь лесов Южной Осетии составляет 161 тыс. гектаров. Буквально в десяти километрах от Цхинвала начинается лесная зона, в целом же лес занимает около половины всей территории Республики. Лесной покров характерен преимущественно средней и частично предгорной полосе. Леса Южной Осетии относятся к типу смешанных. Более трех четвертей лесных запасов составляет бук. Большие площади занимают дубовые и пихтовые леса, кроме того в лесных массивах есть островки ели, клена, ясеня, каштана, березы, ольхи, осины... Запасы древесины составляют 18 млн. кубометров, из них 4 млн. кубометров – это перестой. То есть, древесина, которую необходимо заготовить в ближайшее время, так как деревья достигли определенного срока. Например, для бука это 120 лет, для сосны – 80 лет. После этого срока древесина начинает превращаться в труху.
Инвестиции как локомотив экономики или Не пора ли нам уже засучить рукава?
Во время обсуждения планов развития Южной Осетии наши российские коллеги всегда указывали на необходимость создания собственной экономики. Предполагалось, что год 2014 станет последним годом в процессе восстановления, а с 2015 года должно начаться развитие экономической сферы страны. Но даже человеку, далекому от экономической науки понятно, что для этого необходимы не только желание людей, не только наличие сырья, но и средства для финансирования, как большого производства, так и небольшого частного дела. Это понимают и наши российские коллеги. И понимание это основывается на трезвом прагматизме. В 2013 году, когда перспективные планы развития экономики РЮО еще только обозначились, В.Сурков четко прояснил позицию России в деле экономического становления Южной Осетии: «Я бы хотел сказать, что, прежде всего, надо жить без иллюзий. Масштабы здесь такие, какие есть по территории и населению. У Республики есть и определенный природный ресурс, есть человеческие ресурсы, тоже определенного качества и развития.
Газопровод «Дзуарикау – Цхинвал». Магистраль соединившая страны и судьбы
Проект века. Наверное, это определение как нельзя точно подходит к одному из уникальнейших инженерных сооружений последних лет – газопроводу «Дзуарикау-Цхинвал». Для Южной Осетии это строительство по значимости можно сравнить с сооружением ТрансКАМа, давшего выход в Северную Осетию, а через нее транспортное сообщение с Россией и всем миром. Ранее газоснабжение Южной Осетии осуществлялось сжиженным углеводородным газом, завозимым с территории России, а также сетевым газом, идущим по газопроводу-отводу Агара – Цхинвал от магистрального газопровода Тбилиси-Кутаиси. При этом отпускная цена для Южной Осетии была в разы больше, чем для потребителей в самой Грузии. Помимо этого подача газа в Республику всегда была обусловлена и политическими мотивами. Так, грузинское руководство использовало отключение подачи газа и повышение цен на голубое топливо как инструмент политического давления на Республику Южная Осетия.
Частная инициатива или надежда на государство?
В настоящее время все более актуальным становится вопрос возрождения экономической активности в стране. Ведь даже кризис, связанный с введением против России экономических санкций может стать стимулом для развития в Республике сельскохозяйственного производства. В нашем государстве одним из главных ресурсов развития по-прежнему остается сфера туризма и лечения. Понятно, что восстановление этой сферы в прежнем объеме пока невозможно, но потенциал для работы имеется и не малый. Сфера лечения может быть активирована уже сегодня незначительной финансовой поддержкой государства. В настоящее время имеется действующая водолечебница «Нагутни», альпийский лагерь в Кевсельт, в стадии строительства лечебно-оздоровительный комплекс в Кодибын.
БТК – 4. В начале длинного пути
1 августа 2014 г. исполнился год начала работы восстановленной Цхинвальской швейной фабрики. В этот день родилось новое производство Республики Южная Осетия под названием «БТК 4». В течение двадцати лет в цехах предприятия царила пустота и разруха. Но благодаря помощи Российской Федерации и лично нашему земляку, известному российскому предпринимателю Таймуразу Боллоеву произошло возрождение производства.
Вернет ли пиво населению Цхинвальский пивзавод?
Пиво издревле считается традиционным осетинским напитком. На Кавказе этот пенный бодрящий напиток кроме осетин впоследствии стал известен у соседних народов карачаевцев и балкарцев. В народной поэзии осетин особо выделяются старинные застольные песни о черном пенистом пиве. В них подробно воспета цепочка всех основных технологических этапов и приемов приготовления пива. Известно несколько разновидностей осетинского пива. При этом, если большая часть сортов напитка имела бытовое предназначение, то одна из разновидностей – «алутон» – была исключительно сакрального назначения. В настоящее время этот напиток фактически исчез из употребления. Сохранились лишь воспоминания о его чудесном вкусе, якобы утолявшем голод, и специфическом способе его приготовления. Впрочем, сегодня даже о простом пиве в Южной Осетии могут остаться только воспоминания. Особенно в части его приготовления в производственных масштабах.
Эксклюзивность Южной Осетии как основа национального бренда
Современный мир переживает своеобразную «войну территорий», когда соперничество городов, регионов и стран за ресурсы превратило их из простых географических единиц в товары, обладающие стоимостью. По этой причине во многих государствах актуальным трендом стал территориальный брендинг, позволяющий привлекать инвестиции в национальную экономику, развивать туризм, создавать благоприятный образ государства в глазах населения и мировой общественности. Брендом страны может стать любая сфера. Так, в США специалисты в сфере создания брендов смоделировали бренд страны как ареала существования уникальной формы искусства. К примеру, известнейшими брендами страны являются Голливуд, Диснейленд и т.п. Пример США показывает, что построить сильный территориальный бренд на основе культурных объектов и мероприятий можно и в условиях отсутствия богатого культурного наследия. Но все же одним из важнейших и эффективных критериев привлекательности бренда той или иной территории, безусловно, являются ее культура и историческое наследие. Иными словами ее уникальность и самобытность.
Пчелы как объект инвестиций
В феврале 1937 года при зоотехникуме в поселке Дзау открылись курсы пчеловодов. На них училось 30 человек. Как мужчины, так и женщины. Среди слушателей был даже 80-летний Тото Цховребов. Впрочем, и до этого пчеловодство было не в новинку для жителей Осетии. Разведение пчел относится к числу древнейших хозяйственных занятий осетин. Васо Абаев писал, что имеется много данных, подтверждающих большую древность у осетин пчеловодства и бортничества. Об исконности этих занятий в Осетии говорит и тот факт, что мед являлся необходимым продуктом для приготовления медового напитка – ронга, который варили котлами. В сказании о Нартах мы также находим связь с медом. Герои Нартиады приготовляли лепешки с медом «мыдамæстытæ», их обычно выпекали женщины. Арабские исторические хроники XIV в. отмечали, что в стране алан было много меду белого цвета, приятного на вкус и лишенного остроты. После потери аланских равнин, в период горного существования народа, пчеловодство значительно сократилось, но не погибло окончательно. Пчеловоды даже почитали особого святого – покровителя пчел, именуемого Анигал. Это – древнее божество, пришедшее, по-видимому, от аланов. Анигал может послать богатый урожай меда, сберечь пасеку от дурного глаза. Пчеловоды жертвовали ему долю меда.
Осетинское пиво. Забвение после августа 2008-го года
Пиво издревле считается традиционным осетинским напитком. На Кавказе этот пенный бодрящий напиток был известен кроме осетин у родственных народов карачаевцев и балкарцев, имеющих общие с ними аланские корни. В народной поэзии народа особо выделяются старинные застольные песни о черном пенистом пиве. В них подробно воспета цепочка всех основных технологических этапов и приемов приготовления пива. Известно несколько разновидностей осетинского пива. При этом, если большая часть сортов напитка имела бытовое предназначение, то одна из разновидностей – «алутон» – была исключительно сакрального назначения. В настоящее время этот напиток фактически исчез из употребления. Сохранились лишь воспоминания о его чудесном вкусе, якобы утолявшем голод, и специфическом способе его приготовления. Впрочем, сегодня даже о простом пиве в Южной Осетии могут остаться только воспоминания. Особенно в части его приготовления в производственных масштабах.Цхинвальский завод пива и фруктовых вод является одним из старейших производств в Южной Осетии. Его продукция пользовалась большим спросом не только в пределах страны, но и вывозилась в Грузию и Россию. Особенно ценилось темное осетинское пиво, имевшее свою рецептуру и оригинальный дизайн этикетки. Известно, что нередко из того же Тбилиси в советские времена приезжали жители «братского народа», чтобы насладиться осетинским пивом. А о сорте, который работники пивзавода делали, как говорится, «для себя» и вовсе ходили легенды.