Инвестиции как локомотив экономики или Не пора ли нам уже засучить рукава?
Во время обсуждения планов развития Южной Осетии наши российские коллеги всегда указывали на необходимость создания собственной экономики. Предполагалось, что год 2014 станет последним годом в процессе восстановления, а с 2015 года должно начаться развитие экономической сферы страны. Но даже человеку, далекому от экономической науки понятно, что для этого необходимы не только желание людей, не только наличие сырья, но и средства для финансирования, как большого производства, так и небольшого частного дела.
Это понимают и наши российские коллеги. И понимание это основывается на трезвом прагматизме. В 2013 году, когда перспективные планы развития экономики РЮО еще только обозначились, В.Сурков четко прояснил позицию России в деле экономического становления Южной Осетии: «Я бы хотел сказать, что, прежде всего, надо жить без иллюзий. Масштабы здесь такие, какие есть по территории и населению. У Республики есть и определенный природный ресурс, есть человеческие ресурсы, тоже определенного качества и развития. Я думаю, что было правильно ставить вопрос не только о социальных объектах, которые мы здесь строим, но и создавать производства, предприятия по изготовлению продукции, которая бы находила спрос и внутри Республики и за ее пределами, прежде всего, в России… Мы должны разработать реалистичную программу социально-экономического развития Южной Осетии, в которой предусмотрим не только строительство социальных объектов и объектов инфраструктуры, но и предприятий. Естественно, для этого потребуются не только деньги федерального бюджета, но и российских институтов развития. Мы эту программу будем реализовывать. Таким образом, появятся дополнительные источники, новые финансовые инструменты для поддержки Республики, для вывода ее на новый экономический уровень».
В текущем году был утвержден реальный механизм стимулирования экономики РЮО. Это стало возможным благодаря созданию Инвестиционного агентства, которое будет работать над привлечением инвестиций в Южную Осетию. При этом предпочтение отдается бизнес-проектам в сфере производства и переработки сельхозпродуктов, промышленности. Министерство экономики уже рассматривает первые бизнес-проекты предпринимателей, заинтересовавшихся участием в этой программе, которая начинает работать в 2015 году. Между Минэкономразвития РЮО и Инвестиционным агентством подписан регламент взаимодействия. Схема участия такова: потенциальный предприниматель предоставляет бизнес план, который должен пройти соответствующую экспертизу и получить положительное заключение, что проект имеет экономическое обоснование и жизнеспособен. После этого минимум 10% стоимости проекта должен внести предприниматель, 45% предоставляет Инвестиционное агентство на беспроцентной основе. Эти два субъекта создают совместное предприятие, которое оставшиеся 45% необходимых средств получает в виде банковского кредита под 10% годовых. Кредит выдается на срок от 8 до 10 лет. В будущем это предприятие будет работать, обслуживать кредит, и по прошествии определенного времени, когда кредит будет выплачен, оно становится хозяйствующим субъектом, дальнейшие отношения с Инвестагентством регулируются на договорной основе.
Можно выделить факторы, влияющие на приток прямых иностранных инвестиций в страну. Для небольших государств, таких как Южная Осетия, имеются свои особенности привлечения в страну иностранного капитала. Малые страны имеют небольшой внутренний рынок и, соответственно, ограниченную покупательную способность. Эти страны не представляют особого интереса для инвестиций в бизнес, удовлетворяющий потребности внутреннего рынка. Следовательно, ограничение в виде малого объема рынка, необходимо преодолеть, если страна заинтересована в притоке иностранных инвестиций.
Большинство небольших государств поняли, что устойчивости рынка можно достигнуть только через экспорт. Эти страны выстроили приоритеты на заключении торговых соглашений и привлечении прямых инвестиций из-за границы, ориентированных на экспорт. В результате, направляя экспорт в соседние страны, оттуда они импортируют прямые иностранные инвестиции.
Налоговые и финансовые стимулы позволяют привлекать инвестиции в определенные отрасли экономики. Так, в Южной Осетии, используя свободные экономические зоны, льготное финансирование и налоговые льготы, можно привлекать иностранный капитал в самые важные секторы своей экономики – горнодобывающую промышленность (барит, свинец, мрамор, базальт) и туризм. А можно не ограничиваться привлечением прямых инвестиций в отдельные отрасли экономики, и, наоборот, проводить политику, благоприятную для инвестиций в разные отрасли экономики.
Положительный эффект могло бы сыграть привлечение инвестиций в программы приватизации. Это даст возможность сформировать здоровый инвестиционный климат в стране и увеличить инвестиции еще больше. Сегодня само понятие «приватизация» в стране является табуированным, однако де-факто приватизация уже произошла. Сегодня, например, каждый объект торговли или сферы услуг в Южной Осетии уже имеет своего фактического владельца.
Понятно, что экономическому развитию в РЮО первоначальный старт будет дан извне. И если наши предприниматели не захотят работать, то найдутся представители делового мира извне. Так что механизм развития РЮО будет включен вне зависимости от субъективного фактора. Как показывает опыт, в этом случае часто возникают проблемы с концентрацией внутреннего рынка, и происходит вытеснение местных компаний и предприятий. Для того, чтобы избежать определенных перекосов, приоритетной задачей для страны должно стать создание конкурентной среды.
Но это не единственная проблема. Как правило, приток иностранного капитала и реализация крупных инвестиционных проектов, могут оказать значительное давление на имеющиеся в стране ресурсы. При этом моментально вырастает спрос на квалифицированные кадры и на инфраструктуру страны, включающую транспортные возможности, энергетические и водные системы, которые не всегда могут соответствовать возникшим потребностям.
В Южной Осетии уже сегодня дефицит квалифицированных кадров в сфере строительства и технического обслуживания. При этом существенно ограничены возможности по профессиональной подготовке кадров и их непрерывного обучения. При этом возникнет необходимость изменения иммиграционной политики для квалифицированных рабочих и тем самым, способствование притоку необходимых высококвалифицированных кадров из регионов России, стран СНГ. При этом наиболее доступным решением могло бы стать привлечение выходцев из Южной Осетии.
Для страны, в которую поступают инвестиции, необходимо сделать все возможное, чтобы национальная экономика и местные организации удовлетворяли все возникающие потребности инвесторов. Правительство может помочь малому и среднему бизнесу стать поставщиками товаров и услуг для иностранных компаний. Для повышения квалификации рабочих могут использоваться местные специализированные учебные заведения.
Внимание инвесторов Южная Осетия привлекала неоднократно. И это были не только российские представители. В Республике побывали в разное время представители Южной Кореи и Китая. Была заинтересованность в добыче нефти, организации производства промышленных товаров, канцелярских принадлежностей... Но все ограничилось добрыми намерениями. О Южной Корее сегодня напоминает только асфальтный завод на ТрансКАМе южнокорейского производства, который, впрочем, к инвестициям никакого отношения не имеет. Отметились и российские предприниматели, предлагавшие наладить производство светодиодных ламп и легкомоторных самолетов. Теперь вот обозначились перспективы сотрудничества в экономической сфере с Ираном.
Республика Южная Осетия, несомненно, может быть привлекательной для инвестиций. Мы не обременены оковами консервативного законодательства и можем принимать любые законы по благоприятствованию инвестициям. При этом, не боясь нарушить какие-то традиции.
Инвестиции являются единственным средством нашего выживания как независимого государства, и это понимание неизбежно будет заставлять нас делать все для создания благоприятного инвестиционного климата. И, думается, в этом стремлении нас активно будут поддерживать наши российские коллеги. А это, несомненно, лучшее средство в борьбе с местной бюрократией и инертностью.
В Южной Осетии несравнимо дешевая рабочая сила. Есть и сферы вложения капитала. Добыча полезных ископаемых: ведутся переговоры по организации производства базальта, есть возможность добычи мрамора. До Октябрьской революции белый мрамор из Южной Осетии вывозили не только в Россию, но и в Бельгию. Есть предложения по освоению гидроресурсов и экспорта электроэнергии. Большой потенциал в создании сети бальнеологических курортов и оздоровительных центров. Благодаря наличию природного газа, резко снизилось потребление древесины населением. Что благоприятно сказалось на лесных ресурсах, и это могло бы стать основой не только лесного экспорта, но и производства пиломатериалов внутри страны.
Еще раз напомним о неограниченных ресурсах по производству минеральной воды. При этом минеральные воды «Багиата» и «Дзау» составляют только незначительную часть этих возможностей. Только два примера. Немногие, наверное, знают, что в Южной Осетии есть не только отдельные источники, но и небольшие озерца минеральной воды. Как, например, в селении Брытат Дзауского района. А в самом центре поселка Знаур из двух источников бьет минеральная вода, которая бесполезно стекает в канаву.
В стадии конкретной реализации проект создания молочной фермы на 490 голов. Производство экологически чистых продуктов питания. Один только слоган: «Продукты произведены в Южной Осетии, где не работает ни одно промышленное предприятие!» сам по себе многого стоит. На пустующих земельных угодьях можно разводить плантации фундука, который, например, в Абхазии давно стал предметом выгодного экспорта.
Вместе с тем, нам необходимо преодолеть и собственное «особое» отношение к ведению бизнеса. Так, по информации Минэкономразвития в 2010 году 63 предпринимателям были выданы кредиты под 3% годовых, при том, что банковская ставка составляет 18%. Выданные кредиты смогли вернуть только двое из 63 предпринимателей. С таким подходом ни о каком доверии инвесторов говорить не приходится.
Анализируя опыт малых стран, можно сказать о том, что привлечение инвестиций из-за границы способствует улучшению экономического состояния страны, повышению деловой активности в разных сферах бизнеса и создает позитивный имидж страны на международном рынке.
Однако, внутренние факторы страны, такие как бюрократизм, нестабильная политическая ситуация и несовершенство законов, тормозят приток внешних инвестиций и, следовательно, мешают росту благосостояния страны. И никакие стимулы и льготы для инвесторов, не способны компенсировать эти факторы.
Л.Джиоев
На фото озеро минеральной воды в с.Брытат
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.