Николай Акопов о перспективах развития пчеловодства на юге Алании
Многие эксперты неоднократно отмечали, что Южная Осетия
обладает большим потенциалом для развития
пчеловодства, чья грамотная реализация позволит в значительных объемах
экспортировать экологически чистый мед и другие ценные продукты пчеловодства.
Однако эти возможности, к сожалению, пока не
реализуются. В качестве одной из весомых причин указывалась
разобщенность местных пчеловодов.
Объединившись, они могли бы организованно продвигать свои интересы и намного эффективнее развивать
пчеловодство в стране. В 2020 году
юго-осетинские пчеловоды решили создать свою ассоциацию. Возглавил тогда
группу единомышленников Николай Акопов. В интервью нашей газете он рассказал о
состоянии дел в отечественном пчеловодстве и перспективах его развития
Республике.
–Николай Гивиевич, насколько нам известно, вы с единомышленниками пока не зарегистрировали Ассоциациюпчеловодов. Хотя планировали это сделать еще летом 2020 года.
– Два года назад мы действительно решили создать Ассоциацию. Одним из наиболее активных инициаторов ее создания был старейший пчеловод Южной Осетии, человек с более чем пятидесятилетним опытом пчеловодства Феликс Джиоев. Было проведено несколько собраний, мы встречались с руководством Минсельхоза, начали разрабатывать учредительные документы для Ассоциации. Однако пандемия коронавируса и введенные ограничительные мероприятия, а также ряд других объективных факторов, нарушили наши планы. Были и некоторые причины задержки с регистрацией Ассоциации. Сейчас собираемся доработать учредительные документы и подать их на регистрацию в Минюст.
–Что даст создание Ассоциации пчеловодов Южной Осетии?
– В настоящее время пчеловоды Южной Осетии разобщены и не организованны. При этом, как и любые другие хозяйствующие субъекты, заинтересованы в обеспечении своих прав и продвижении своих интересов. Нам необходимо создавать благоприятные условия для своей деятельности, для развития пчеловодства в Республике. Для этого нужно выстраивать эффективное взаимодействие с Минсельхозом, рядом других министерств и ведомств. Необходимо разрабатывать и продвигать во властных структурах свои предложения. Никто из местных пчеловодов в одиночку с такими задачами не справится. Многие, хотя и с большим опозданием, начали осознавать это. Поэтому мы и решили объединиться, чтобы, действуя совместно общими усилиями добиваться своих целей.
–Сколько человек на сегодня занимается пчеловодством в Республике?
–В последние годы все больше людей стало проявлять интерес к пчеловодству. Если, к примеру, в 2020 году по нашим данным в РЮО было около 500 пчеловодов, то в текущем году их численность возросла примерно до 750. При этом порядка 25 из них можно назвать крупными пчеловодами – те, кто содержат по 100-150 и более ульев. Однако большая частьсодержит от 10 до 50 ульев. Много у нас и пчеловодов, которые содержат лишь по 2-3 улья. Последние две категории можно причислять к пчеловодам-любителям. В России к таким относят тех, кто содержит до 60 улей.
–Чем обусловлен рост численности пчеловодов?
–Во-первых, многие горожане стали больше внимания уделять своим дачам,и сельским приусадебным участкам, по ходу увлекаясь и пчеловодством. Кроме того, мы, пчеловоды с большим опытом, также приобщаем к этому благородному делу своих товарищей и знакомых.
–Сколько меда мы сможем получить в этом году?
–В текущем году дела обстоят намного лучше по сравнению с предыдущими. В прошлом году в мае были сильные холода. Также многие пчеловоды жаловались на падеж пчел от болезней. В результате в среднем объемы сбора с каждого улья составили 10 килограммов. Это мало. Но в текущем году погодные условия были благоприятные и с каждого улья в среднем можно будет собрать около 25 килограммов меда.
–Какова ценовая политика на мед?
– В 2021 году трехлитровая банка, в которой помещается 4,5 кг меда, стоила в среднем 3 000 рублей, то есть килограмм меда обходился в среднем в шестьсот с лишним рублей. Однако, в этом году подорожала вощина, препараты для лечения пчел, инвентарь для пчеловодства... Соответственно возросла и себестоимость меда. В этом году по моим предварительным оценкам стоимость трехлитровой банки меда повысится до 3,5 тысяч рублей, соответственно стоимость одного килограмма меда возрастет в среднем примерно до 780 рублей. Но это, повторю, мои предварительные оценки, которые я составил исходя из общения с коллегами. Кто-то естественно будет продавать свою продукцию подешевле, а кто-то, наоборот, подороже.
–Какие первоочередные вопросы нужно решать нашим пчеловодам?
– Нам необходимо разработать эффективное законодательство. Это одно из основных условий развития любого направления сельского хозяйства. А здесь пока значительные пробелы. В этой связи собираемся разработать проект Закона РЮО «О пчеловодстве» и инициировать его принятие. Данный документ будет определять правила размещения ульев, выделения земель пчеловодам, охраны медоносных пчел и пасек и т.д. В нем будут обозначены основные направления государственного регулирования в области пчеловодства. Также необходимо принять подзаконные акты, определяющие требования к качеству и безопасности меда, других продуктов пчеловодства, их соответствия стандартам ГОСТа и т.д.
–Что можете сказать о потенциале Республики для пчеловодства?
–На юге Алании очень благоприятные возможности для пчеловодства. В Республике огромные площади альпийских и субальпийских лугов, на которых произрастает большое разнообразие медоносных трав и растений. Весьма благоприятны и природно-климатические условия. Кроме того, вот уже более 30 лет на территории Южной Осетии не работают загрязняющие природу промышленные предприятия. Поэтому, при хороших погодных условиях и соответствующей медоносной базе одна пчелосемья может давать за сезон до 50 килограммов меда. Стоит ли говорить, что эффективная реализация этого потенциала позволит нам в больших объемах экспортировать экологически чистый мед, спрос на который в мире всегда высокий, а также другие экологически чистые продукты пчеловодства – маточное молочко, пергу, прополис и т.д., которые используются для производства лекарственных препаратов. Соответственно использование этих возможностей позволит создать и новые рабочие места.
–И что нам мешает реализовать этотпотенциал?Та же Абхазия уже около двух десятилетий использует свои возможности пчеловодства и экспортирует более 40 тонн меда в год.
– Здесь можно выделить ряд весомых факторов. Во-первых, юго-осетинские пчеловоды должны производить и экспортировать мед в больших количествах, чтобы это было для них выгодно. А значит нужно значительно увеличить количество пчелосемей, что связано с дополнительными расходами. Во-вторых, мы должны продвигать свою продукцию на внешних рынках сбыта, находить каналы распределения, оптовиков, договариваться с торговыми сетями, решать вопросы логистики. Более того, экспортный мед необходимо фасовать в специальную тару с привлекательной этикеткой. Все эти вопросы сопряжены со значительными затратами времени и финансов. И они должны покрываться только при существенных поставках партий за границу. Пчеловоду с небольшим хозяйством решать такие вопросы не под силу. И в-третьих, на сегодня все пчеловоды Республики отжимают свой мед на механизированных приборах. Процесс этот весьма трудоемкий и требует много времени. Для небольших производителей он приемлем. Однако для экспорта меда необходимо современное предприятие с автоматизированными линиями отжима, фасовки готового продукта в тару и т.д. В Республике пока такой компании нет.
–Наш мед и другие продукты пчеловодства, которые производятся в РЮО, могут быть конкурентными на внешних рынках?
– Однозначно. В 2020 году мы отправили на экспертизу в Московскую ветеринарную лабораторию образцы юго-осетинского меда и результаты анализов подтвердили его полное соответствие российскому ГОСТу. Кроме того, по показателям диастазного числа и другим характеристикам наш мед ничем не уступалалтайскому, который является брендом.
–Что Вы намереваетесь делать для решения этих вопросов?
– Их необходимо решать комплексно. К сожалению, без поддержки государства сделать это проблематично. Но мы не стоим на месте. При содействии министра сельского хозяйства Алана Маргиева, встречались с северо-осетинскими пчеловодами. Они успешно развиваются. Создали свой кооператив. На выделенные государством льготные кредиты организовали предприятие по производству и фасовке меда и вывозят его в Россию. Аналогичное предприятие нужно создать и нам. Поэтому планируем обратиться в Правительство с просьбой о помощи в закупке для нас оборудования по отжиму и фасовке меда, а также производству вощины. В общей сложности это до десяти миллионов рублей. Собираемся также предложить Правительству целевую государственную программу развития пчеловодства, в которой будут предусмотрены дотации и субсидии на расширение пчеловодами своих хозяйств. Надеемся, что к нашим просьбам отнесутся с должным пониманием. Экономическая ситуация сейчас в целом, конечно, сложная, но, тем не менее, уверен, что у нас со временем все получится.
Гугули Валиев
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.