Осетины на полях Первой мировой войны (к 110-летию начала войны)

Осетины на полях Первой мировой войны (к 110-летию начала войны)28 июля человечество отметит 110-летие начала Первой мировой войны. В 1914 году в этот день Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Отсюда и идет начало отсчета одной из самых кровопролитных войн, которой предшествовали события, ставшие поводом для объявления военных действий.

28 июня 1914 года Гаврило Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской террористической организации Млада Босна, убивает приехавшего в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию Хотек. Это сараевское убийство австрийские и германские правящие круги решили использовать как предлог для развязывания европейской войны. 5 июля Германия обещает поддержку Австро-Венгрии в случае конфликта с Сербией.

23 июля Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от правительства страны выполнить заведомо невыполнимые условия, в том числе: произвести чистки госаппарата и армии от офицеров и чиновников, замеченных в антиавстрийской пропаганде; арестовать подозреваемых в содействии терроризму; разрешить полиции Австро-Венгрии проводить на сербской территории следствия и наказания виновных в антиавстрийских действиях. На ответ было дано всего 48 часов.

В тот же день Сербия начинает мобилизацию, однако соглашается на все требования Австро-Венгрии, кроме допуска на свою территорию австрийской полиции. Германия настойчиво подталкивает Австро-Венгрию к объявлению войны Сербии. 25 июля Германия начинает скрытую мобилизацию: не объявляя её официально, на призывные пункты стали рассылать повестки резервистам.

28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Австро-венгерская тяжёлая артиллерия начинает обстрел Белграда, а регулярные войска Австро-Венгрии пересекают сербскую границу. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Параллельно во французской армии прекращаются отпуска.

30 июля в Российской империи объявлена всеобщая мобилизация в армию. Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. При этом Австро-Венгрия и Германия официально объявляют о всеобщей мобилизации. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам.

1 августа 1914 года Германия объявила войну России, в тот же день немцы без всякого объявления войны вторглись в Люксембург. Прозвучали первые залпы Первой мировой войны, продолжавшейся до 11 ноября 1919 года. В нее были вовлечены 34 из 59 государств мира, с населением около полутора миллиарда человек, или 67% населения земли. Общее число мобилизованных достигало 73,5 млн. человек. В результате войны прекратили своёсуществование четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Страны-участницы потеряли более 10 млн. человек убитыми солдат, около 12 млн. убитыми мирных жителей, около 55 млн. были ранены.

Надо ли говорить, что и жители Осетии приняли активное участие в этой войне. Приказом от 29 июля 1914 года была объявлена частичная мобилизация на Кавказе, а 30 июля отдан приказ о всеобщей мобилизации по России.

В первые же месяцы войны была сформирована Осетинская пешая бригада в количестве 11 393 человек. Осетинский конный дивизион был переформирован в 6-сотенный полк. Осетины были призваны в Кавказскую кавалерийскую дивизию. Военные действия протекали на Западно-Европейском, Балканском, Палестино-Сирийском, Месопотамском и Кавказском фронтах. Кавказская кавалерийская дивизия, осетинская пешая бригада и осетинский конный полк были посланы на Юго-Западный фронт, а казачьи полки, в которых служило много осетин, на Кавказский. Следует отметить, что в них было много кадровых офицеров-осетин. Многие из них командовали крупными соединениями русской армии. Среди них генерал Д.К. Абациев, генерал-майоры С.Ф. Бабиев, И.Г. Тебиев и другие.

В советское время существовало немало различных орденов и медалей, но самой престижной наградой всегда считалась Звезда Героя Советского союза. Аналогичная ситуация была и в императорской России, где в общей массе наград выделялся белый крест – орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

В статуте этого ордена было сказано: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважении при удостоении к ордену св. Георгия; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу Российского оружия особенным отличием».

Если проводить параллели, то кавалера ордена св. Георгия 4-й степени можно сравнить с Героем Советского Союза, те, кто получил еще и 3-ю степень – дважды Герой Советского Союза и т.д. Мы знаем, сколько осетин стали Героями Советского Союза, но знаем ли, сколько стало кавалерами ордена св. Георгия?

Как выяснилось, из числа осетин первым кавалером ордена св. Георгия 4-й ст. стал войсковой старшина Николай Гокинаев. Свою высокую награду он получил 26 ноября 1853 года за отличия в Кавказской войне. Н.С. Гокинаев был одним из первых офицеров из числа осетин-казаков. Это он в 1843 году командовал сотней Горского полка, которая под Моздоком остановила отряд имама Шамиля.

Следующим отличился штабс-капитан 1-й батареи Кавказской гренадерской артиллерийской бригады Инус Дударов, который в ходе очередной русско-турецкой войны в сражении 24 июля 1854 года у с. Кюрюк-Дара, приняв командование 1-м дивизионом, отважно и грамотно отбил наступление трех вражеских батальонов, а затем, выдвинувшись вперед, заставил замолчать батарею неприятеля.

В этой же войне отличился подполковник Петр Николаевич Гайтов, офицер Кавказского линейного казачьего войска. 26 ноября 1860 года за отличия в Кавказской войне орден св. Георгия 4-й степени получил известный генерал Мусса Кундухов.

В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. отличились двое осетин-офицеров – штабс-капитан 155-го пехотного Кубанского полка Александр Бегиев, командуя ротой при штурме Деве-Бойну и майор 16-го драгунского Нижегородского полка Инал Кусов при атаке Визинкевских укреплений, при этом получив ранение.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Георгиевским кавалером стал есаул Терско-Кубанского казачьего полка Эльмурза Мистулов, будущий генерал и герой Белого Движения.

Таким образом, к 1914 году орденом св. Георгия 4-й ст. были награждены лишь семь осетин. Все остальные награждения пришлись на Первую мировую войну.

Первым, 18 ноября 1914 года, удостоился этой высокой награды сотник 1-го Волгского полка Терского казачьего войска Константин Агоев, будущий генерал Белого движения и атаман Терского казачьего войска за рубежом. Награжден он был за атаку на перевале Ужок в Карпатах.

3 января 1915 года георгиевский орден получил штабс-ротмистр 5-го драгунского Каргапольского полка Александр Гутиев. Следующим был отмечен штабс-капитан 199-го пехотного Кронштадского полка Александр Бетанов – в ночь с 15 на 16 декабря 1914 года он во время ночной атаки у деревни Гумин, командуя ротой, повел ее в атаку под сильным огнем и, дойдя до вражеских окопов, штыковым ударом выбил противника, нопри этом получил тяжелое ранение и скончался.

18 июля 1915 года орден св. Георгия 4-й ст. получили офицеры 21-й пехотной дивизии: подполковник 21-й артиллерийской бригады Заурбек Елоев и капитан 84-го пехотного Ширванского полка Федор Такоев. Елоев в бою 7 ноября 1914 года у деревни Льго-Мурована, отвлекая вражескую артиллерию, искусно управлял огнем своих орудий, чем помог нашей пехоте отразить наступление. В этом же бою капитан Такоев, командуя двумя ротами, встретил контратаку превосходящего силами противника, отбросил его и, заняв его окопы, захватил два пулемета, двух офицеров и более ста нижних чина.

3 ноября 1915 года георгиевским орденом был награжден прапорщик 246-го пехотного Бахчисарайского полка Владимир Дзантиев-Гучмазов. В этом же месяце, 20 ноября, Георгиевским кавалером стал полковник 47-го Сибирского стрелкового полка Касбулат Есиев – в ночь с 6 на 7 марта 1915 года он лично повел батальон в атаку на сильно укрепленные позиции и овладел селением Рона, взяв в плен 17 офицеров и 360 нижних чина. 11 декабря 1915 года Георгиевским кавалером стал (посмертно) еще один офицер – капитан 9-го Сибирского стрелкового полка Николай Алдатов.

1916 год принес новые награды. 17 января орденом св. Георгия 4-й ст. посмертно был награжден подполковник 77-го пехотного Тенгинского полка Владимир Кониев, а 6 марта эту же награду получил его брат, капитан 155-го пехотного Кубанского полка Александр Кониев.

10 июня 1916 года «Георгия» получил начальник 2-й Кавказской казачьей дивизии генерал-лейтенант Дмитрий Абациев. Он, состоя начальником отряда, 28 января взял г.Коп, 29 января овладел штурмом Копскими воротами и Лиром, пробился к Битлису и несмотря на превосходящие силы неприятеля, а также неоднократно подвергая свою жизнь опасности, одержал полную победу, занял Битлис, захватив при этом всю турецкую артиллерию, командира полка, 40 офицеров, 900 нижних чинов, знамя, артиллерийский склад, 5000 винтовок и много запасов продовольствия.

Приказом от 26 августа 1916 года георгиевским орденом были удостоены семь офицеров-осетин. Это полковник 17-го уланского Новомиргородского полка Сафрон Урумов, подполковник 84-го пехотного Ширванского полка Илья Джанаев, подполковник 18-го гусарского Нежинского полка Кургок Дударов, подполковник 81-го пехотного Апшеронского полка Камбулат Козырев (посмертно), есаулы 1-го Кизляро-Гребенского полка Павел Кибиров и 14-го Сибирского стрелкового полка капитан Георгий Кочисов и штабс-капитан Ахмет Тхостов.

15 января 1917 года георгиевским орденом был награжден штабс-ротмистр Дагестанского конного полка Константин Абациев, брат известного генерала. 26 января 1917 года орденом св. Георгия 4-й ст. получил подъесаул 2-го Горско-Моздокского полка Гавриил Цугулиев за то, что 3 мая 1915 года в бою у селения Садзавка, командуя 4-й сотней, получил приказ отбить угрожающее нашей артиллерии наступление противника, он, под сильным огнем быстро перешел в наступление, опрокинул противника и принудил его к бегству, дав, тем самым, возможность русской пехоте занять прежние позиции.

10 февраля 1917 года георгиевскую награду получил подполковник 8-го броневого автодивизиона Георгий Дзугаев.

На этом награждения времен императорской России заканчиваются, наступило время Временного правительства. 4 марта 1917 года приказом по армии и флоту орден св. Георгия 4-й степени получил поручик 43-го пехотного Охотского полка Харитон Абаев. 5 мая был награжден подполковник 117-й артиллерийской бригады Николай Датиев.

16 июня 1917 года кавалером георгиевского ордена стал ветеран нескольких войн, временно командующий 1-й Терской казачьей дивизии генерал-майор Созрыко Хоранов. Тогда же орден получили штабс-капитан 197-го пехотного Лесного полка Николай Атаев и корнет Текинского конного полка Гена Мистулов.

12 августа 1917 года был награжден штабс-капитан 3-го Кавказского стрелкового полка Хаджимурза Шанаев, 1 сентября – прапорщик 204-го Ардагано-Михайловского полка Нестор Сикоев, а 22 октября – капитан 418-го пехотного Александровского полка Владимир Короев.

Последним осетином, кавалером ордена св. Георгия 4-й ст. стал подпрапорщик Осетинского конного полка Константин Сокаев. Всю войну он воевал с отличием, стал полным кавалером солдатского Георгиевского креста, а 22 декабря 1917 года получил Георгиевский орден.

Таким образом, получается, что за время Первой мировой войны кавалерами ордена св. Георгия 4-й степени стали 30 осетин. А за все время присуждения этой награды – 37 человек. Кстати, цифра почти аналогичная Героям Советского Союза.

На первый взгляд количество георгиевских кавалеров за Первую мировую войну слишком мало, но необходимо учитывать два фактора. Во-первых – сколько всего в армии было осетин, а во-вторых – где они служили. К лету 1914 года в Русской армии служило примерно 500 офицеров-осетин. За время войны это число существенно увеличилось, но награждены были в основном кадровые офицеры. Кроме этого много осетин служило в конных частях, а в этой войне основную тяжесть сражений несли пехотные и артиллерийские части, соответственно и награждений там было больше.

Около 70% осетин находились на Юго-Западном и Кавказском фронтах. В их числе и выходцы из Южной Осетии. Многие из южных осетин отличились в сражениях, получили ордена, медали, Георгиевские кресты.

Участниками первой мировой войны были Владимир Джагаев, Александр Гаглоев, Соско Гобозов, Ясон Пухаев, Кизо Тедеев, Саго Сланов, Гебел Дзугаев, Григорий Джагаев, Михаил Гаглоев, Георгий Мамиев, Василий Санакоев, Дианоз Бекоев, Роман Санакоев, Владимир Дзуцев и многие другие.

Заслуживают внимания подвиги Матвея(Мате) Санакоева из пос. Дзау. Он родился в 1886 г., а в 1907 г. был призван в армию. Служил в гренадерском полку в Москве. Затем был направлен в военное училище, после окончания которого был произведен в прапорщики. В 1914 году был направлен на Юго-Западный фронт. Стал полным кавалером Георгиевского креста, награжден орденом св. Анны II и III степеней, св. Станислава II и III степеней, св. Владимира IV степени и офицерским Георгиевским оружием. В 1916 году Матвей получил чин капитана.

Доментий Хугаев родился в 1880 году в селе Часавал. Он участник русско-японской войны 1904-1905 гг и Первой мировой. Полный кавалер Георгиевского креста. Дослужился до чина унтер-офицера.

Участником войны был и Павел Танделов. Он родился в 1891 году в селе Теделет. В 1913 году был призван в армию и служил в 31-ой артбригаде. Принял участие в Галцийской битве (Брусиловский прорыв), одном из крупнейших сражений Первой мировой войны. За личную храбрость награжден тремя Георгиевскими крестами...

Необходимо отметить, что в 1915 году были организованы школы прапорщиков с четырехмесячным сроком обучения в Тифлисе, Душети, Телави, Гори, Владикавказе. Многие из южных осетин окончили эти школы и были направлены в действующую армию. Среди них Исак Харебов, Василий Короев, Алексей Чочиев, Леонтий Цховребов, Николай Дзасохов, Александр Дзудцев, Андрей Джиоев, Степан Джиоев, Александр Джиоев, Леван Санакоев, Федор Багаев, Ираклий Битиев, Владимир Дзугаев, Василий Хасиев и др.

Русское военное командование неоднократно убеждалось в отличной боевой подготовке осетин, дисциплине и умении обращаться с оружием, успешно сражаться в конном и пешем строю, знании и привычке к действиям в горной местности. Все эти качества осетин обуславливались политической обстановкой, социально-экономическими факторами, беспрерывными войнами, способствовавшими индивидуальному военному воспитанию горцев.

Надо отметить, что большая часть южных осетин, участвовавших в Первой мировой войне впоследствии, используя свой богатый фронтовой опыт, во время геноцида осетинского народа, стали активными участниками военного сопротивления против грузинских правительственных войск, вторгавшихся на юг Осетии с 1918 по 1920 гг.

Также отметим, что тема участия именно южных осетин в Первой мировой войне малоизучена и нуждается в более детальном исследовании. К примеру, в Государственном архиве Краснодарского края можно найти немало осетин, награжденных солдатскими Георгиевскими крестами, среди которых выходцы и из Южной Осетии.

 

Подготовил Коцты Х.


Опубликованно: 26-07-2024, 16:30
Документ: Даты > https://respublikarso.org/date/5484-osetiny-na-polyah-pervoy-mirovoy-voyny-k-110-letiyu-nachala-voyny.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад