Первой газетой, вышедшей после войны, была «Республика»

Первой газетой, вышедшей после войны, была «Республика»Номера «Хурзæрин» и «Южная Осетия» также печатались в нашей редакции. Но еще раньше было семь выпусков «Бумеранга»

 

Все последние годы в воспоминаниях об августе 2008-го года фактически не говорится о вкладе представителей средств массовой информации и, в частности, юго-осетинских в общую Победу. Между тем информационное противостояние в те дни было не менее ожесточенным, чем военная агрессия. И зачастую было важно, чтобы голос из пылающего Цхинвала, на фоне искаженной и однобокой информации, подаваемой западными СМИ о войне в Южной Осетии, просто звучал. Осетинских журналистов, внесших свой вклад в отражение информационных атак в августе 2008-го, в первые дни было немного. Но они самоорганизовались, выполняя свой профессиональный и гражданский долг. У победы, говорят, много отцов. Но могу сказать, что именно 8 и 9 августа на улицах Цхинвала фиксировали фактическую историю на фотоаппарат кроме меня также Лана Парастаева, Ревмира Алборова, в своем районе Юра Бетеев, из российских журналистов встретил итартасовца Сергея Узакова... Исторические видеокадры, около здания телевидения сняты нашими коллегами с ГТРК «Ир», а информацию о происходящих событиях информагентствам по телефону передавали Ирина Гаглоева и Инал Плиев… Это потом включились и остальные работники СМИ, но в первые дни «свободных рук» не хватало. Ну и, конечно, многое в прорыве информационной блокады было осуществлено благодаря нашим российским коллегам.

К примеру, когда я взял фотоаппарат в руки, то на Привокзальной догорали танки, пока еще пылал Университет, весь город практически был в дыму и пепле. Снимал же все подряд – разрушения, ополченцев, убитых грузинских солдат и поверженную технику...

Первые фотоснимки разгромленного и еще пылающего Цхинвала появились во всемирной сети уже 10 августа, что тоже было важно в проходящем масштабном информационном противостоянии.. Это были кадры, снятые мною и Ревмирой Алборовой. Удалось же их отправить в Интернет благодаря техническому мастерству Олега Репухова…

Однако параллельно необходимо было уже налаживать и полноценную информационную работу. Город оставался без электричества, не работало телевидение, не выходили газеты. В этой ситуации руководство страны приняло решение о выпуске информационного листка, который получил название «Бумеранг». А поскольку типография еще не функционировала, то готовился и издавался он на технической базе нашей редакции. Поручение об активизации информационной работы от тогдашнего президента Эдуарда Кокойты нам поступило 11 августа. И 12 числа первый номер уже вышел в свет. Это была двусторонняя печать листа формата А3, который множился на дубликаторе тиражом в 2 000 экземпляров и распространялся нами же по городу. Большую часть тиража мы оставляли в городской пекарне, поскольку основная масса, оставшаяся в живых горожан, шла сюда за хлебом, остальные распределяли по наиболее густонаселенным районам столицы. Занимались выпуском «Бумеранга» мы вдвоем с замредактора газеты «Республика» Олегом Икаевым. Кстати, когда обратились к нашим коллегам помочь с небольшими заметками для «Бумеранга», откликнулся только Юра Вазагов. Поэтому в основном информацию мы черпали из созданного совместного российско-осетинского Штаба. Всего «Бумеранга» вышло семь выпусков, в которых печатались информационные сводки, различные обращения, распоряжения правительства, перепечатки из интернет версий российских газет… На восьмой день, когда в Республику стала поступать российская пресса, выход «Бумеранга» был остановлен и мы стали налаживать уже выпуск местных газет. Первым местным периодическим изданием, вышедшем после войны, а это было 20 августа, стала газета «Республика». И, кстати, мало кто помнит, что первые послевоенные номера двух центральных газет – «Хурзæрин» и «Южная Осетия» – тоже печатались на базе нашей редакции, оттого их размер и формат был аналогичен газете «Республика»… Печатали мы и информационные бюллетени работающего в те дни в Южной Осетии российского «Спасателя» (этот эпизод вошел в фильм Акима Салбиева «Август. Цхинвал»). При этом параллельно еще работали с пребывающими российскими журналистами, делились информацией, возили по городу, оказывали всяческую помощь… А когда, через несколько дней заработала типография, мы, наконец, смогли более предметно заняться благоустройством наших кабинетов, которые серьезно пострадали от разрывов снарядов рядом со зданием Дома печати... Пару экземпляров «Бумеранга» мы, кстати, сохранили у себя для истории, поэтому, если Музей войны 2008-го года, наконец, все же будет создан, мы, конечно же, предоставим их для экспозиций. Да и свои воспоминания об августе пора уже положить на бумагу. Тем более, многое есть что сказать. И не только о работе журналистов...

А. Кочиев

Первой газетой, вышедшей после войны, была «Республика»
Первой газетой, вышедшей после войны, была «Республика»
Первой газетой, вышедшей после войны, была «Республика»


Опубликованно: 13-08-2024, 13:51
Документ: Даты > https://respublikarso.org/date/4922-pervoy-gazetoy-vyshedshey-posle-voyny-byla-respublika.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад