О поэзии Гриса Плиева

О поэзии Гриса ПлиеваВ наступившем 2023 году исполняется 110 лет со дня рождения известного осетинского поэта, прозаика, драматурга и переводчика, участника Великой Отечественной войны Гриса Дзамболатовича Плиева. Юбилей поэта Осетия будет отмечать в октябре, но мы решили уже сейчас вспомнить о Мастере художественного слова.

 

Народный поэт Осетии, лауреат Государственной премии РСО-Алания имени Коста Хетагурова Грис Плиев относится к тойкатегории осетинских поэтов XX века, которой принадлежит очень большая заслуга не только в развитии осетинской литературы, но и в целом нашей национальной культуры. Народный поэт (не по званию, а по призванию) на протяжении более чем полувека с рыцарским достоинством и философской последовательностью служил родному народу, родному языку, единой и неделимой Осетии. Его произведения прошли испытание временем. С пером и штыком он пережил тяжелейшую историю своего времени.

Вторая половина XX столетия была ознаменована величайшим взлетом поэтической и драматургической славы Григория Дзамболатовича. Для Осетинского театра, последние десятилетия чрезмерно увлекавшегося, так называемыми «салонными комедиями», выдающиеся произведения драматурга были одновременно и отдушиной, и вдохновением, и той мерой ответственности, которая позволяла ему поддерживать профессиональный, а чуть позже и классический уровень. Сегодня мы хорошо знаем, кем был Грис Плиев для своего времени, но нам предстоит ответить и на другой, не менее существенный, вопрос: «Кем же он является для нашей эпохи?». Размышляя над этим, необходимо проанализировать природу его таланта, театрального эстета, блестящего поэта и драматурга, отношение к жизни и к творчеству.

Грису Плиеву, человеку, влюбленному в Поэзию и Красоту, было свойственно врожденное чувство диалектического отношения к окружающему миру. Более шестидесяти лет он воспевал красоту родного края. И, несомненно, поэтому символичным предстает факт его рождения неподалеку от знаменитого Рукского перевала в с. Рук. Оттуда берут свое начало свежесть и неповторимость восприятия окружающего мира в его творчестве. Гармония этих двух понятий в его образах была неизбежной. Живой и реальный Грис Плиев постоянно следовал этому принципу. Его творческая биография богата примерами благородного служения поэзии, которая сделала из него последнего величайшего поэта XX века. Он воплотил в себе целую эпоху развития осетинской литературы, перепробовал всевозможные жанры (поэзия, драма, художественный перевод), и везде добился выдающихся результатов и общенационального признания.

Военная поэзия Гриса Плиева отличается не только высокой культурой стиха, тщательной отделкой образа, творческой зрелостью и масштабностью мысли, но и глубиной переживания, поистине национальным обликом лирического героя. Защитник Отечества ‒ солдат встает из его военной лирики в какой-то щедрой красоте. Возможно, поэтому глубина и сложность изображаемого характера дают его произведениям необыкновенную привлекательность. Благодаря этому солдат Гриса Плиева стал воплощением истинного патриотизма и высокой нравственности. Первый раз его стихи о войне вышли отдельным сборником в 1948 году в сборнике «Солдат», второй ‒ в 1957 году в книге «Стихи». Но в отличие от них новое издание стихов «Атака» (1995) отличается во всех отношениях. В этот сборник вошло все лучшее, что создано поэтом о войне. Здесь подкупает многое: и тематически связанные между собой произведения, и разнообразная жанровая палитра, и структурное построение сборника… В отличие от гражданских стихов, автор размышляет в них о солдатском долге, непоказном мужестве и фронтовых муках. Память о погибших товарищах и однополчанах и через 50 лет волнует поэта. Потому что он шел в бой «не ради славы, ради жизни на земле». Противопоставление жизни и смерти, осмысление драматизма и напряженности ситуации создают особую поэтическую атмосферу, которая оставляет свои неизгладимые отпечатки на таинственных страницах памяти. Со страниц новой книги солдат Гриса Плиева предстает перед нами в ореоле духовного величия, которое помогает ему любить, бороться за свободу, мирно трудиться, а если надо ‒ совершать подвиги и побеждать смерть.

В свое время патриарх осетинской литературно-критической мысли Нафи Джусойты совершенно четко сформулировал литературно-эстетическую триаду Гриша Плиева: «Гражданин, мыслитель и поэт». Первое чувство помогает ему защищать свою Родину, второе ‒ осознавать и понимать, третье ‒ воспевать и гордиться. Наконец, все они изнутри органически объединились в одно: прошлое отношение к войне и сегодняшнее. Как отмечал Нафи:«Как бы ни был талантлив и мудр поэт, значимость его произведений в конечном счете определяется масштабностью жизненных явлений, свидетелем и участником которых он был, выразителем которых он стал». В этом единстве мысли и чувства начинают прорастать лепесточки эпико-философской лирики Гриша Плиева. В горниле этих испытаний и размышлений родилось стихотворение «На поле боя»:

 Пусть будет тот стократно проклят.

Кто первым выдумал войну!

 Смысл этих строк заключается в том, что когда на человеколюбие поднимает руку человеконенавистничество, то война становится неизбежной. Здесь поэт не занимается описанием конкретных реалистических деталей, а выдвигает на первый план размышление о философии войны. Стихотворение начинается «проклятьем» в адрес виновников войны, а заканчивается «благословлением» победителю:

 Пусть будет тот навеки славен,

Кто выдумал борьбу… за жизнь!

На тех же принципах идейно-художественного контраста построен монолог «Солдата». В начале слышим тяжелый вздох-рыдание:

 Ох, как тяжела доля твоя,

Идущего на войну!..

Затем в конце монолога слышится радостный клич-открытие:

 Как сладостна и хороша

Доля идущего на войну,

Когда посягают на свободу!

 

У Гриса Плиева военное действие встает перед глазами зловещим шумом, радостным звуком, драматической ситуацией, батальными сценами, т.е. видением сурового реалиста. Войну, атаку, схватку поэт называет плачем:

 Времени осталось – лишь веком моргнуть,

Началось завывание мужчин, –

Главный из плачей – атака!

Когда осознаешь, что главный из плачей ‒ атака, то начинаешь понимать трагедию войны до ее глубинной сути: смертьне смогла заглушить ни голос поэта, ни его интимную грусть, а лишь обнажила и обострила их до предела. Когда решаетсясудьба народа, то мысли и чувства так обнажают себя, что начинают обжигать.

В сознание автора органически начинает входить не только поэтическая культура родного народа, но и его история, настоящее и будущее. На наш взгляд, именно это органическое усвоение и талантливое и мудрое выражение народного характера позволяет сделать вывод о том, что «поэзия Гриса Плиева воплотила в себе лучшие черты военной лирики и явилась ее вершинным достижением».

Настоящий поэт не может не быть новатором. Свой, оригинальный творческий почерк раздается у автора только тогда, когда он ощущает дыхание времени, эпохи и человека.

В поэме «Тост» поэт-новатор пошел в какой-то степени на рискованный шаг. О солдате трудной судьбы (плен, побег к борцам сопротивления во Франции, лагерные страдания во времена культа личности) рассказывается в игриво-шуточном тоне. Казалось бы, контраст стиха и темы, формы и содержания неминуемо должны были привести к художественной неудаче. Трагическая жизнь героя, поэма, посвященная ему, изнутри полна бодрости, радости и оптимизма. Какие бы смертельные испытания не выпали на долю героя, он, как и на поле боя полон воли, надежды и жизнелюбия. Бесспорно, такое художественное решение и его умелое воплощение подвластно только настоящему мастеру.

Самым значительным произведением автора считается баллада «Семь черкесок». В основе произведения ‒ трагическая судьба семи братьев Газдановых, которые отдали свою жизнь во имя мира на земле, покрыв себя неувядаемой славой. Грису в образе их матери Тасо удалось создать образ Матери-Родины.

Оригинальным и самобытным поэтом показал себя Грис Плиев и в стихотворении «Пепельница».

Военная лирика Гриса Плиева вся пронизана размышлениями высокого трагического напряжения. Поэт-созидатель и воин-защитник не могут найти тонкие нити примирения между тем, что они должны делать ежедневно в силу необходимости, и тем, что является сутью их человеческих характеров, их мировоззрением, их идеалом.

Война ‒ разрушение гармонии во всех ее проявлениях. Поэтому драматизм военных стихов Гриса Плиева понятен и естествен. Им чужда событийность, они сами создают ситуации и события, вызывая их духовными импульсами.

С начала пятидесятых он пишет книги, которым суждено было стать осетинской классикой. Лирика, составляющая значительную часть его поэтического творчества, особенно ярко проявлялась в стихах шестидесятых годов. В этом смысле Грис Плиев сыграл значительную роль в формировании нового этапа осетинской национальной поэзии. Его поэтические книги «Произведения», «Стихи», «Жизнь и смерть», «Семь черкесок» и другие заметно обогатили духовно-смысловые искания современной лирики.

С точки зрения внутреннего философского осмысления действительности необходимо отметить произведения поэта, созданные в семидесятые-восьмидесятые годы. В произведениях, написанных в этот период, Грис Плиев выражает не только присущие его творчеству особенности, определяющие его гражданскую позицию. Тихая, чистая, нежная, сдержанная лирика не оставляет равнодушным его многочисленных читателей. Однако предпринятая в конце восьмидесятых ‒ начале девяностых годов агрессия ингушских национал-экстремистов и грузинских неофашистов с целью отторжения части исконной территории его Родины, вызвали гнев и бурю эмоций Народного поэта. Что, естественно, не могло не оставить глубокий след на его последних произведениях.

Тревожное время рождает героев, способных, как и семь братьев Газдановых, защитить свою родную землю. Душа настоящего героя не умирает в том случае, если его благородный образ, героические действия остаются в исторической памяти народа. Такое философское осмысление и осознание человеческой жизни является главной особенностью всего творчества Гриса Плиева и выражается разнообразными поэтическими средствами.

В поэзии Гриса Плиева ощущение жизни передается настолько живо, что растаявшие во мраке забвения образы и картины зримо предстают перед нами. Они продиктованы жгучей болью столетиями незаживающей раны, и вне этой боли любая попытка обращения к духовному миру предков выглядела бы в наших глазах лишь поверхностной стилизацией.

Естественно, что каждый шаг, приближающий автора «Чермена» и «Сослана Царазона» к этому миру, каждое мгновение его сопричастности высокому духу этой эпохи, оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние поэта. Своеобразная интонация, достигающая в драмах Гриса Плиева своей кульминационной точки, полностью оправдана природой исторической темы. Каждый драматический образ рождается на волне этого высокого чувства.

Блестящие метафоры, контрастные эпитеты, богатые образы, утонченные рифмы, благозвучные аллитерации, плавное течение широких лирических отступлений ‒ все в этом цикле подчиняется единому музыкальному камертону и создает целостный эмоциональный настрой. Исповедальная интонация здесь перерастает в гул праздничного действия, но даже в этих строгих канонических рамках стих Гриса Плиева остается верен присущему ему глубинному лиризму.

Своими поэтическими достижениями Грис Плиев привнес в национальную осетинскую поэзию не только новый круг новаций, он сумел утвердить особый, внутренне собранный, монолитный поэтический стиль. Необыкновенному взлету, единогласно признанной нашей филологической наукой и литературно-критической мыслью, поэт обязан истинной творческой верности традиций, идущих от осетинской классической поэзии. Оригинальная форма стиха Гриса Плиева, его поэтическое мышление (в особенности это относится к его поэмам и балладам) является поистине классическими не только по материалу и тематике, но и по стилевой окрашенности поэтической речи. Его поэзия ‒ естественное продолжение метафорических образов нашей классической поэзии, она органично впитала в себя дух веками формировавшегося классического художественного мироощущения.

Мощная энергетика Гриса Плиева классически возвышена еще и потому, что Народный поэт Осетии сознательно прибегал к отточенным, изысканным формамнационального фольклора. Его поэтическое видение утонченно и в то же время естественно. Широта вдохновенного полета чувств и непосредственность восприятия в нем отражены в необычайно точных классических формах стиха.

На протяжении всей его творческой жизни остро ощущалась беспощадная требовательность поэта к себе. Все это достигалось благодаря упорному и бескомпромиссному труду, полной мобилизации накопленного годами творческого опыта, высшего напряжения духовных и физических сил. Этот поэтический стиль отличается целым рядом художественных достоинств, в нем и плавное, свободное дыхание осетинского литературного языка и органическое для него метафорическое мышление.

Главной особенностью Гриса Плиева как художника слова является то, что его в людях интересует, привлекает и вдохновляет готовность к Действию, Творению и Подвигу. Что, в конечном счете, во многом определяет стержневой характер его поэтических произведений, их страстность и направленность. Грис Плиев как поэтическая личность ‒ явление большое и значительное в истории осетинской литературы.

 

Людмила Хачирон,

научный сотрудник Юго-Осетинского научно-исследовательского института им. З.Ванеева

О поэзии Гриса Плиева


Опубликованно: 17-01-2023, 14:17
Документ: Даты > https://respublikarso.org/date/4591-o-poezii-grisa-plieva.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад