Слово о Владимире Кузнецове

Слово о Владимире КузнецовеИсполнилось 95 лет со дня рождения известного советского и российского ученого-кавказоведа, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР, Лауреата Государственной премии имени К.Л.Хетагурова Владимира Александровича Кузнецова.

Говорить о выдающихся научных заслугах В.А. Кузнецова в историческом кавказоведение равносильно вломлению в открытые двери. За более чем 65-летнюю исследовательскую работу им создано до трех сотен научных трудов, из которых 25 вышли отдельными монографическими исследованиями.

Некоторые биографические данные юбиляра. Родился 25 июля 1927 г. в Минеральных Водах в семье фармацевта. Окончил среднюю школу в родном городе. В 1944 г. был призван в армию, участвовал в войне с Японией, имеет боевые награды. С 1949 г. – студент истфака Пятигорского пединститута. После 1-го курса принял участие в археологической экспедиции Нижне-Архызского городища под рук. П.Г.Акритаса. По окончании вуза – аспирантура (рук. Е.И.Крупнов) Института археологии АН СССР. В 1965 г. защитил кандидатскую, а в 1970 г. – докторскую диссертации. После защиты диссертации В.А. Кузнецов в течение 6 лет работал в Институте археологии АН СССР. Оттуда по настоятельной просьбе дирекции СОНИИ он перевелся во Владикавказ. С тех пор, в течение 42 лет В.А. Кузнецов бескорыстно служил осетинской науке, занимая должности в СОИГСИ им В.И.Абаева от научного сотрудника, зав.отделом археологии, до зам. директора института. В настоящее время – главный научный сотрудник координационного научно-исследовательского отдела Владикавказского научного центра РАН.

Археолог Кузнецов считается самым крупным специалистом по истории алан, а созданные им труды по алановедению получили мировую известность. В поисках следов алан он совершил десятки разведывательных экспедиций и археологических раскопок не только на Северном Кавказе, но и на местах пребывания алан (Венгрия, Франция).

Труды В.А. Кузнецова высоко котируются в России и за рубежом, поскольку ученый зарекомендовал себя, как настоящий профессионал, археолог-полевик. Особенно важны его исследования крупных археологических памятников позднеаланской культуры Х-ХIIвв. – Змейского катакомбного могильника Северной Осетии и Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкесии, во многом изменившие или уточнившие наши знания об аланском обществе, его истории и культуре, возникновении раннефеодальной государственности и т.д. Вместе со своим аспирантом (позже профессором) В.Тменовым, В.А. Кузнецов исследовал знаменитый склеповый могильник «Город мертвых» и многое другое.

У старшего поколения еще свежо в памяти, как в советское время в Северной Осетии, в разгар так называемой «одинцовщины», обвиняли русского человека Кузнецова в потворстве осетинскому национализму после выхода в свет его «Очерков по истории алан». Только после вмешательства В.И. Абаева и других представителей национальной интеллигенции уничтожили лишь часть тиража книги, другая часть была отправлена для реализации в Среднюю Азию и в Южную Осетию.

Несмотря на такую расправу, в последующем книга была переиздана дважды. В 2017 г. за третье издание книги «Очерки истории алан» В.А.Кузнецову был присужден диплом Александра Невского (г. Санкт-Петербург). Кроме того, в 1997 г. в издательстве «Эранс» она вышла на французском языке в Париже, а в 2005 г. в Анкаре – на турецком языке. Книга во многом уникальный обобщающий труд по истории алан, в котором подведен итог длительному изучению аланской проблемы в отечественной и зарубежной историографии и, тем самым, определены магистральные направления предстоящих исследований. Если бы кроме этой книги В.А. Кузнецов ничего не сделал для нашего народа, то уже был достоин того, чтобы осетинский народ воздал ему должное. В зарубежных научных журналах опубликованы и другие труды ученого.

Однако означенная монография ─ лишь малая толика того, что удалось сделать талантливому ученому за долгие десятилетия научной деятельности по археологии, раннесредневековой истории и Нартскому эпосу осетин. Один перечень его монографических исследований уже внушает уважение.

Как ученый широкого диапазона, В.А Кузнецов в своих исследованиях плавно переходит от археологии к вопросам этногенетического характера. На Всесоюзной сессии по этногенезу осетин (1966), он выступил с докладом на тему: «Этногенез осетин по данным археологии». Он же – один из главных консультантов и участников Международного конгресса «Этногенез и этническая история осетин», прошедший в 2013 г. в том же Владикавказе. В дни работы конгресса он поддержал идею незабвенного профессора Б.Б. Басаева о создании «Алано-Кавказской библиотеки». В результате за считанные три года вышла солидная серия книг, в которых новыми археологическими и нарративными источниками еще более аргументированно, обосновано иллюстрируется алано-осетинская преемственность, высказано и обоснованно множество новых идей. Из девяти изданных книг этой серии пять дополняют список трудов Кузнецова. Чтобы иметь представление о значимости новых трудов Кузнецова, сошлемся на две книги этой серии.

В монографии «Алания и Кавказ: осетинская эпопея обретение Родины» (2014) на основе анализа конкретного материала В.А. Кузнецов подошел к вопросу о происхождении осетин максимально близко. Впервые в ней принята удачная попытка рассмотрения эпопеи обретения Родины как иронской, так и дигорской части осетинского народа, которые, как утверждает автор, формировались самостоятельно. Формирование иронской части населения он связывает с численно превосходящими аланами-аорсами, которые расселились на предгорной равнине и в горах Центрального Кавказа с VI по ХI-ХIIвв. и ассимилировавшийся в их среде позднекобанский субстрат. Автор твердо уверен в решающей роли в формировании осетин ираноязычного компонента, но отдает должное и кавказскому субстрату, приведя в пример изменение антропологического типа алана-осетина. Дигорский этногенез на территории Прикубанья В.А. Кузнецов возводит к аланскому племени-сираки. Вот как он описывает обретение Родины дигорцами: «После того как во второй половине ХIIв. Западная Алания ослабла и на ее территорию стали проникать половцы и другие племена, разрозненные аланы потерпели военное поражение и были частично перебиты, частично остались и подчинились, остальные ушли в ущелье Уруха и дальше на восток вплоть до Дзинага. Так драматично закончилась славная история Западной Алании. Осетины, обретя свою Родину в верховьях Терека, в верховьях Кубани ее потеряли». Думается, это новое слово в этногенезе осетин.

В другой своей монографии «Древности Алагирского ущелья», ученый также впервые предлагает интересную версию о заселении данного ущелья. До сих пор массовое заселение горной зоны нынешней Северной и Южной Осетии аланами-осетинами и формирование важнейших осетинских обществ Центрального Кавказа связывалось с татаро-монгольскими войнами ХIII-XIVвв. Согласно же новой концепции массовое заселение верхней части Алагирского ущелья произошло в VII-VIII вв., когда хазарским каганом сюда был направлен аланский отряддля защиты Садонского рудного месторождения от вторжения арабов через Рукский перевал. Если это его положение утвердится в науке, то процесс массового заселения Алагирского ущелья ─ «колыбели осетинской народности» (Пфаф) ─ отодвигается назад на целую половину тысячелетия.

Количество изданных трудов В.А. Кузнецова довольно внушительно. Однако ценность не только в их численности, но и в их научной значимости и актуальности. Труды ученого стали особенно востребованы в последниедесятилетия, когда болезнь «аланомания» охватила определенные слои ингушского, карачаевского, балкарского и черкесского обществ. В этом плане работы В.Ф. Миллера, В.А. Кузнецова и других сопоставимы с настоящими бастионами, за которыми легче воевать. Ведь одно дело, когда представитель титульной нации отстаивает подлиннуюисторию своего народа, а другое, когда ее отстаивает нейтральный ученый, представитель другой национальности.

Позиция ученого об аланах после пережитой «детской болезни» четкое: «Аланы – сарматского происхождения – ранняя средневековая народность, относящаяся к североиранской группе индоевропейской языковой семьи и генетически восходят к скифо-сарматским истокам». Отвечая тем, кто исключает иранство алан, В.А. Кузнецов пишет: «Осетины принадлежат к числу интереснейших в историческом, этнографическом отношениях народов Кавказа. Иранское происхождение их языка резко выделяет осетин среди окружающих народов – грузин, ингушей, кабардинцев, балкарцев, говорящих на кавказском и тюркских языках. Именно эта загадка происхождения и истории осетин, издавна привлекала к ним внимание русской и мировой науки».

Считаю равной подвигу решительную гражданскую позицию В.А. Кузнецова в защиту академической науки от горе-исследователей, его критическую оценку современного состояния исторического кавказоведения, открытую критику этнонационалистов, чудовищно искажающих историческую науку о народах Кавказа, творцов мифов о великих предках. Яблоком раздора стали аланы, которых решили «прихватизировать» как ингуши, так и карачаевцы, и балкарцы; последние приписав им тюркское происхождение. Вот как он отреагировал на фальсификаторов из соседних республик: «В поисках глубоких исторических основ… они обратились к аланской теме и начали активно внедрять идею о тюркоязычии алан и изображать алан прямыми непосредственными предками карачаевцев и балкарцев. Эти попытки переписать историю, присваивая себе чужое достояние, глубоко аморальны дважды: присвоение чужого, неуважение к своему собственному… Топорное делание истории учеными Карачая, Балкарии, Ингушетии демонстрирует низкий уровень не только профессионализма, но и этики и морали таких борцов за научную истину… Это игра с огнем, расшатывающая межнациональные отношения на Кавказе». И еще одно высказывание о тюркоязычии алан: «Свидетельство Ибн аль-Асира (арабский автор ХIIIв.) об этноязыковой принадлежности алан Северного Кавказа и половцев полностью подтверждает научную версию ираноязычия алан и тюркоязычия половцев. Версия о всеобщем тюркоязычии алан не имеет никакого отношения к науке. Дальнейшие дискуссии об этом бессмысленны».

Деятельность кавказских фальсификаторов истории вызвали неоднозначную реакцию и критические выступления. Гневное осуждение творимого на Северном Кавказе безобразия с историей края содержится в двух книгах В.А.Кузнецова. Отдавая должное дилетантам-претендентам на аланское наследство (Мизиев, Байрамкулов, Вагапов и др.) В.А. Кузнецов в книге «Введение в кавказоведение» предупреждает: «Историческое мифотворчество нельзя игнорировать, его следует рассматривать как часть современного кавказоведения, но как знание околонаучное и деструктивное по социальным последствиям». Особенно досталось фальсификаторам истории в другой книге: «История и национальное самосознание. Проблемы современной историографии Северного Кавказа» (в соавторстве с И.Чеченовым). Книга выдержала два издания (1984, 2000) и получила большой общественный резонанс; в ней получили достойную отповедь патриотические фантазии представителей разных народов Северного Кавказа об истории родного народа.

Наряду с аланоманией сегодня идут большие баталии и о первоначальном ядре Нартских сказаний, об их национальной принадлежности. До поры до времени никто не сомневался в их скифо-аланском ядре. Однако во второй половине прошлого столетия в некоторых соседних республиках появились фольклористы, которые стали проводить ревизию эпоса, оспаривать первоначальное ядро формирования эпоса, перетягивать одеяло каждый на себя. Но истинные знатоки эпоса и добросовестные специалисты не стали торговать своими позициями. В этих условиях голос ученого, к тому же некавказской национальности, имел особенное значение. И вновь В.А. Кузнецов, написавший отдельную монографию об историзме эпоса, оказался на высоте положения. Вот выдержки из его высказываний: «Осетины получили свой эпос из рук алан, а «этнические нарты» – фольклорный псевдоним алан». В том же духе выдержано и следующее высказывание В.А. Кузнецова: «Результаты исследований позволяют в нартах осетинского героического эпоса видеть раннесредневековых алан как непосредственных предков осетинского народа». Наконец, о ядре эпоса ученый писал: «Не только российской, но и мировой наукой установлено, что ядро Нартиады восходит к древнеиранским фольклорным пластам I тыс. н.э. и принадлежат аланской этнической общности, с которым генетически связаны осетины. Так решается вопрос о первичных творцах и носителей Нартских сказаний».

За плечами маститого ученого, создавшего солидное научное наследие, уже 95-летие. Но и на склоне лет В.А. Кузнецов продолжает поражать своей работоспособностью, у него можно наблюдать второе дыхание. В последние два года свет увидели три его книги. Первая из них упомянутая выше монография «Кавказская Алания. Запад-Восток». Во второй монография «Змейские аланы. Погребальный обряд и религия» предпринята попытка на анализе змейских средневековых аланских катакомб показать древнеиранские истоки традиционной религиозной системы, из которой выросли основы религии древних иранцев (зороастризм).

Третья книга «Кто мы? Осетины-Аланы Кавказа». Это книга необычная: не сугубо научное исследование и не научно-популярный очерк. Она некий синтез науки и публицистики, доходчиво и популярно изложенная познавательная книга, о том, к каким выводам пришел ученый на свои шесть с половиной десятилетий исследований аланской истории. Главные выводы, к которым пришел автор, таковы: «Аланское наследие интересно и богато, оно привлекает. Вот потому четыре народности желают быть аланами, хотя они и не аланы. Создается излишняя напряженность в межнациональных отношениях». И, второй: «Осетины стали иранцами Кавказа. В этом ваша уникальность – вы на Кавказе уже 2 тысячи лет. Но вы сохранили свою иранскую арийскую природу, став кавказским народом. В распрях за аланское наследие вы можете быть спокойны, ибо научная истина на вашей стороне».

И заканчивает книгу банальной фразой: «Вот это я и хотел популярно по-«абаевски» рассказать вам, уважаемые осетинские читатели. Знаю, по-«абаевски» не получилось, но для этого надо быть Абаевым, а я – Кузнецов Вало, Куырды фырт». Думается, приведенные отрывки из книги Кузнецова лучшая реклама маленькой, но весьма полезной книги маститого ученого. В портфеле В.А. Кузнецова еще одна готовая рукопись – монография «Алания в Х-ХII вв.». Судя по аннотации, в ней ряд новых, впервые осмысленных идей и гипотез, которые многое привычное могут изменить в истории Алании.

Во всех трудах Владимира Александровича проявляется любовь к народу, изучением истории которого посвятил всю свою жизнь. «Я скромный русский ученый, узнавший осетинский народ, и за это благодарен судьбе». Его высоко ценил В.И.Абаев, написал предисловие к двум его монографиям. А сам Владимир Александрович буквально боготворит Василия Ивановича, посвятил его памяти одну из последних книг, неоднократно повторял, что заочное знакомство и подаренная ему книга «Осетинский язык и фольклор» окончательно убедили его заняться аланами.

В свою очередь осетинский народ также не обделял ученого своим вниманием, ценит вклад, который внес и вносит В.А. Кузнецов в изучение истории и культуры осетинского народа, пристально следит за новыми его публикациями. Его авторитет в северо-осетинском обществе был так высок, что в 1990 г. ученый избирается народным депутатом Верховного Совета РСФСР. В разные годы В.А. Кузнецову присвоены звания заслуженного деятеля науки СОАССР и РСФСР, он награжден Орденом Дружбы Республики Южная Осетия, медалью «Во славу Осетии», за научные достижения стал лауреатом Государственной премии имени К. Хетагурова (РСО-А). А совсем недавно, в связи с 95-летием со дня рождения, Глава Республики С.И. Меняйло вручил В.А. Кузнецову мандат Почетного гражданина Республики Северная Осетия – Алания.

Заслуги ученого в научном осетиноведении поистине велики. По моему глубокому убеждению, из ученых, по происхождению своему не принадлежащих к осетинскому этносу, но внесших наибольший вклад в развитие научного осетиноведения, вслед за достойными поклонения именами Андрея Шегрена, Всеволода Миллера, Максима Ковалевского, Жоржа Дюмезиля следует быть названным имя нашего выдающегося современника, крупнейшего ученого-алановеда Владимира Александровича Кузнецова.

 

Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессорЛ.А.Чибиров

Слово о Владимире Кузнецове


 


Опубликованно: 01-08-2022, 14:01
Документ: Даты > https://respublikarso.org/date/4356-slovo-o-vladimire-kuznecov.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад