К 30-летию первого съезда осетинского народа. Куда пропало прежнее единение?

К 30-летию первого съезда осетинского народа. Куда пропало прежнее единение?Тридцать лет назад, 13 декабря 1991 года, во Владикавказе открылся первый съезд осетинского народа. Здесь мы сразу поясним, что всеосетинские Ныхасы собирались и ранее, в 20-30-х годах, например, и зачастую проводились в Цхинвале. Но впоследствии, ввиду всепоглощающей «дружбы народов» и уничтожения передовой, значительной части национальной интеллигенции в годы масштабных репрессий, подобные форумы перестали проводиться. Съезд осетинского народа 1991 года получил новую нумерацию по той причине, что проходил под эгидой именно организации «Стыр Ныхас». Другими словами, первым он был для данной организации, но, конечно же, никак не для осетинского народа. И, возможно, правильнее было бы тогда нумерацию не менять.

 

Однако вернемся в 1991 год. Форум проходил в зале Северо-Осетинского драматического театра. Положение Осетии в те годы было непростым. Существованию народа на юге угрожали грузинские националисты, взявшие РЮО в военную и экономическую блокаду. На севере Осетии поднимали голову ингушские реваншисты. Начался распад единой страны – Советского Союза. В самой Осетии не было единого понимания будущего народа, путей решения общенациональных проблем. Поэтому съезд, носивший характер чрезвычайного, должен был если не найти готовые решения, то хотя бы обозначить главные проблемы, которые надо было решать в ближайшей перспективе.

Церемония открытия первого национального съезда была оформлена подобающе моменту.Со сцены театра, украшенной национальными флагами и изображением покровителя осетин – Уастырджы, к делегатам съезда обратился народный артист Осетии Бибо Ватаев. Его монолог стал лейтмотивом национального форума, зовущего к единству нации, миру и процветанию Осетии. От имени старейшин был произнесен традиционный осетинский тост-наказ, с пожеланием добрых начинаний и принятия мудрых решений.

Открыл официальную часть председатель оргкомитета съезда А.Дзагоев. Был избран президиум форума, почетными членами которого делегаты единодушно назвали ученого Васо Абаева и политического лидера Южной Осетии Тореза Кулумбегова. Последний в это время находился в тюрьме в Грузии. В работе съезда приняли участие представители осетинских землячеств из разных регионов России и из-за рубежа.

В повестке дня национального форума были следующие пункты: 1. «О чрезвычайном положении осетинского народа и путях выхода из него»; 2. Принятие заявления «О положении в Южной Осетии» и резолюций «О событиях в Северной Осетии в 1981 году» и «О репрессиях в Северной Осетии».

На форуме при декларируемом единении, конечно же, не могло быть абсолютного единства. Существовал серьезный разброс мнений, но одно объединяло представителей народа – видеть будущее страны светлым и успешным.

На съезде было принято обращение в поддержку борьбы южных осетин за суверенитет юга Осетии. В Организацию Объединенных Наций (ООН) и главам государств и правительств мира было направлено обращение с просьбой принять неотложные меры, направленные на прекращение геноцида осетинского народа и участии в контроле за соблюдением международных правовых актов, гарантирующих права и свободы человека в Южной Осетии.

Наверно, впервые в новейшей истории Осетии на съезде был документально оформлен вектор политического развития Осетии как государственно-территориального объединения. Это было озвучено в «Декларации о восстановлении национально-политической и территориальной целостности Осетии». Положения этого документа актуальны и сегодня:

«Осетинский народ, наследующий культурное достояние древнего Скифо-Сармато-Аланского мира и через тысячелетия пронесший верность земле, на которой осетины формировались как народ, оказался сегодня разделенным. Два века назад, стремясь сохранить родину территориально и политически целостной, осетинский народ добровольно вошел в состав Российского государства. Однако в 1922 году произошло расчленение земли и народа Осетии, ее раздел на Северную Осетию, включенную в состав РСФСР и Южную Осетию, превращенную в состав ГССР. На попытку осетин сохранить единство своей родины правительство меньшевистской Грузии ответило кровавым террором и массовыми убийствами жителей Южной Осетии, 70 лет спустя грузинская власть вновь прибегла к политике геноцида. Учитывая факт прекращения действия Союзного договора 1922 года и других законодательных актов Союза ССР и вы-ражая волю осетинского народа к восстановлению единства своей родины, чрезвычайный съезд осетинского народа провозглашает:

1. Восстановление территориальной целостности и национально-политического единства осетинского народа в качестве главной цели, достижение которой только и позволяет осетинам сохранить себя как народ. Осетинский народ полон решимости достичь этой цели, используя исключительно цивилизованные средства.

2. Единственной формой реализации права осетинского народа на национальное самоопределение считать восстановление целостности Осетии в рамках единого государства, находящегося в добровольном союзе с Российской Федерацией и Содружеством независимых государств».

Согласитесь, что эти положения не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Серьезным достижением работы съезда было принятие резолюции «О первоочередных мерах по национальному спасению и возрождению осетинского народа». Уже сами понятия, использованные в оглавлении документа, говорят о серьезности и ответственности момента. Были расписаны основные положения, которые должны были дать импульс в развитии: в государственно-правовой сфере, в области национальной культуры, в сфере экономики. Одно из положений резолюции сегодня как никогда важно: «Усилия всех властных структур, общественных движений и политических организаций, всего народа должны быть направлены на преодоление разобщенности, достижения единства, консолидации осетинского народа…». Это положение является судьбоносным для нашего народа и сегодня.

Итак, со времени проведения первого съезда осетинского народа под эгидой «Стыр Ныхас» минуло три десятка лет. За прошедшие годы многое произошло. Наша Родина подверглась вооруженной агрессии: на юге со стороны грузин, на севере со стороны ингушей, случился страшный Беслан, перманентно происходят попытки присвоения нашей национальной истории и культуры, частичка современной Алании – юг нашей Родины – спустя века обрел признанную государственность, при этом спокойствие на границах нашей Родины все также зыбко. Но главное, и в этом необходимо честно признаться в первую очередь самим себе, то единение, которое являлось основой осетинского народа в трудные 90-е, мы преступно и как-то безответственно растеряли. Нет больше жизни севера и юга в унисон. Нет ощущения плеча. А без этого мы, безусловно, становимся слабее… Все это, к сожалению, касается и всеосетинской организации. За минувшие годы «Стыр Ныхас» возглавляли многие наши старшие, но уровня первого руководителя общенационального движения Михала Гиоева больше не было. Он не был главой одной из частей Осетии, но был однозначно одним из лидеров нации. Такого лидера во главе «Стыр Ныхас» за все эти годы, к сожалению, и никому не в обиду, так и не нашлось. Между тем, «Стыр Ныхас» как, впрочем, и весь спектр интеграции севера и юга на государственном уровне, нуждается в срочной перезагрузке, поскольку мы сильно отдалились друг от друга.

Последний Xсъезд осетинского народа прошел три года назад в Цхинвале. Прошел на высоком уровне и значительно отличался от последних народных форумов поднятыми вопросами. Однако решения, принятые на общенациональном съезде (в том числе и по геноциду осетинского народа 1920 года), почему-то не были выполнены. Между тем, потребность вновь собраться и обсудить текущие вопросы для осетинского народа уже назрела. И было бы хорошо его вновь провести в Цхинвале. Общенациональный форум в преддверии президентских выборов на юге Осетии, возможно, смягчил бы предвыборную ситуацию, и усилил единение нации. Что же касается накопившихся вопросов общенационального уровня, то их немало. Во-первых, определения причин не выполнения принятых решений Х съезда, на котором помимо вопроса геноцида 1920 года, обсуждались и проблемы возвращения Тырсыгома. Кроме того, остро стоят вопросы посягательства соседних народов на наше историческое прошлое и культурное богатство. Последний пример с танцем «Симд» говорит сам за себя. Необходима выработка общенациональной стратегии, возрождение проведения совместных заседаний Правительств севера и юга, есть множество других нерешаемых годами проблем, в том числе и по правильному оформлению структуры самого «Стыр Ныхас»... И одним днем обсуждений здесь точно не обойтись.

 

Л.Джиоев

 

На фото: Первый руководитель «Стыр Ныхас» Михаил Гиоев

К 30-летию первого съезда осетинского народа. Куда пропало прежнее единение?


Опубликованно: 13-12-2021, 13:33
Документ: Даты > https://respublikarso.org/date/4018-k-90-letiyu-pervogo-sezda-osetinskogo-naroda-kuda-propalo-prezhnee-edinenie.html

Copyright © respublikarso.org
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад