Легендарному герою Отечественной войны осетинского народа Алану Джиоеву (Парпату) 18 октября исполнилось бы 60 лет
18 октября исполняется 60 лет со дня рождения Джиоева
Алана Согратовича (Парпат)(1965-1993), известного полевого командира и организатора
военного дела в РЮО. Алан Джиоев – знаковая личность в новейшей истории Алании.
Он один из славных сынов Осетии, ставший при жизни, отмеренной в недолгие 28
лет, настоящей Легендой. Это дано далеко не каждому. Парпат активный участник
не только Отечественной войны осетинского народа (1989-1992 гг.) против
грузинского фашизма, он также внес весомый вклад в завоевание независимости
народа Абхазии и освобождение севера Осетии от ингушских экстремистов. Его
отряд везде показывал высокую эффективность в боях с агрессором, а потому
нередко направлялся на самые опасные участки противостояния. С вводом в зону
грузино-осетинского конфликта миротворческих сил в 1992 году А. Джиоев стал
командиром отдельного разведывательного подразделения в составе осетинского
миротворческого батальона. Алан Джиоев также стоял и у истоков создания юго-осетинских
Вооруженных сил. Между тем отношение к Парпату всегда было разным и многое
объясняется смутными 90-ыми, военным лихолетьем. Мы тогда многих наших славных
сынов не смогли сберечь. Из-за своей беспечности. Но незаурядные способности
Алана Джиоева как полководца неоспоримы. Он в одночасье мог принимать правильные
решения, которые зачастую становились решающими. Как метко охарактеризовал
молодого военачальника К.Дзугаев – «он был подвижным, как гремучая ртуть». Алан
Джиоев был в должности первого заместителя министра обороны, командующим
Вооруженными силами Республики, являлся депутатом Парламента РЮО. В честь
А.Джиоева учреждена ведомственная медаль Министерства обороны и назван проспект
в центре столицы Республики городе Цхинвал.
Алан Джиоев был человеком своей эпохи. Такой же бурлящий и во многом противоречивый. Бесстрашный воин и мудрый командир. Яркий представитель осетинской молодежи начала 90-ых, которая, по велению времени и обстоятельств, оказалась на передовой в борьбе за отстаивание национальной свободы. Он был несомненным лидером, который среди всей пестроты мужественных защитников Отечества заслуженно пользовался непререкаемым авторитетом и уважением. Как один из характерных примеров Алана Джиоева как воина, предлагаем вашему вниманию воспоминания из книги летчика Инала Остаева, который впервые увидел Парпата в дни ингушской агрессии. Тогда юго-осетинские ополченцы, пройдя Главный Кавказский хребет, фактически с ходу вступили в бой и за короткое время выбили агрессора с осетинской земли…
СЛОВО ОСЕТИНА
(семь часов осетино-ингушской войны)
…Вечером я явился в штаб ополчения. В кабинете у командующего было много народу. Подводили итоги прошедшего дня и ставили задачи на следующий. Около одиннадцати часов ночи к штабу прибыл отряд юго-осетинских добровольцев. Сам отряд остался на плацу, а старший – «Парпат» с двумя рослыми и крепкими бойцами вошли в кабинет командира.
«Парпат» был маленького роста, в спортивном костюме, на голове – цветастая вязаная шапочка с бубенчиком: он был больше похож на анархиста, чем на бойца. По его бокам стояли здоровые парни в камуфляжных костюмах и армейских бронежилетах, с автоматами.
Минуту молчания прервал «Парпат»:
– Нас полторы сотни, приехали воевать. Я ничего не понимаю: или у вас тут не воюют, или ваши люди от страха соображать перестали? На въезде в город останавливаем машины, спрашиваем прохожих: где идет война? Покажите! Никто ничего не знает, куда нам ехать и где воевать. Мы хотелисходу вступить вбой, но неполучилось. Хорошо, что хоть показали, где находится ваш штаб. А теперь дайте нам участок «работы», и мы сразу же выступаем! Я – командир отряда, зовут Алан Джиоев, народ окрестил «Парпатом», – сказал он.
Я тогда в первый раз увидел его, хотя был наслышан о его храбрости. И поэтому тот момент нашей первой встречи хорошо запомнил. Все, кто его знал, подходили и обнимались с ним. А с остальными он знакомился. Я сидел на диване, и когда Суанов назвал меня, «Парпат» подошел с удивленными глазами и произнес: «Это ты тот самый Инал Остаев?». Потом крепко обнял и сказал: «Спасибо тебе за все, и пусть Бог и народ оценят твои заслуги. – Похлопал он меня по плечу. – Я думал, что ты громадный мужчина, а ты такой же маленький, как и я», – улыбнулся он.
Суанов спросил, что им нужно из вооружения. «Парпат» ответил, что они ни в чем не нуждаются, у них все с собой.
– Тогда я распоряжусь, чтобы вас покормили с дороги, отдохните, а утром – в бой. «Парпат» в своей резкой манере возразил: «Генерал! Никаких отдыхов! Покажи, куда идти, и мы немедленно выступаем!».
У Суанова не было другого выхода, как подозвать его к карте и начать объяснять ему обстановку.
– В Южном крепко засели ингуши, и мы не можем оттуда их выбить. Но самое тяжелое положение в Карца. Двое суток не можем его взять, чтобы открыть путь к Пригородному району. Внутри района в нескольких населенных пунктах идут ожесточенные бои.
– Сколько дворов в этом Карца? – спросил «Парпат».
– Дворов 150-200, – ответил Суанов и продолжал ему объяснять на военном «языке» тактические приемы взятия Кар-ца, Южного и Реданта.
– Генерал! Я не понимаю эти фланги, позиции и др. Ты дай мне проводников, пусть покажут, где находятся эти поселки, больше нам ничего не надо. Сейчас почти 12 часов ночи. К 6 часам утра ни одного ингуша в этих поселках не будет! Даю вам слово осетина. А завтракать будем в Назрани.
И тут же распорядился для своих бойцов: джавские и квайсинские идут на Южный и Редант, а цхинвальские – на Карца… Я долго смотрел вслед и удивлялся его решительности и смелости. Война в Южной Осетии сделала многих осетин такими отчаянными, смелыми и бесстрашными.
Когда утром в 8.00 я явился в штаб. Здесь царило оживление, у многих были радостные лица.
Всю ночь шли бои. И в 6 часов утра отряд из Южной Осетии освободил поселки Карца, Южный, Редант. Отряды Южной и Северной Осетии, воодушевленные успехом, стали преследовать ингушей, углубляясь на территорию Пригородного района, освобождая осетинские населенные пункты. Ночь со второго на третье ноября была переломной.
Из книги Инала Остаева «Прерванный полет»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
