МИРОТВОРЧЕСКАЯ МИССИЯ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ: ОТ ДАГОМЫСА ДО ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
14 июля в календаре праздничных дней и юбилейных дат
Республики отмечено красным цветом. Это День миротворца. В этот день в зону
грузино-осетинского конфликта, где уже который месяц шли ожесточенные боевые
действия, были введены миротворческие силы. Миротворческая операция, начавшаяся
в 1992 г., завершилась спустя шестнадцать лет в 2008 г., доказав свою высокую
эффективность. Миротворческий мандат позволил остановить вооруженное
противостояние на долгие годы, дав возможность строительства мирной жизни.
Попытки грузинских властей вооруженным путем установить контроль над Южной Осетией достигли своего апогея в мае 1992 года. Силовое давление, сопровождавшееся вооруженными провокациями, вылилось в широкомасштабную агрессию. В начале июня были взяты господствующие над Цхинвалом высоты, откуда начались обстрелы городских кварталов. Грузинские подразделения предприняли несколько попыток взять штурмом столицу Республики.
В этой ситуации оставалась единственная надежда на Россию, и эти ожидания оправдались. 9 июня 1992 года Президент РФ Б. Ельцин выступил с обращением в связи с положением в Южной Осетии, в котором, в частности, говорилось: «Сегодня необходимы только совместные действия по скорейшей ликвидации крайне опасного очага напряженности на территории Южной Осетии и прилегающих районов. В этой связи предлагаю незамедлительно создать совместную многостороннюю комиссию для выработки практических мер и скоординированных решений вопросов по нормализации обстановки в Южной Осетии, призвав противоборствующие стороны прекратить на этот период все вооруженные действия. Российская Федерация готова к любым совместным мерам по урегулированию ситуации и оказанию содействия в ликвидации напряженности в Южной Осетии, что могло бы стать основой для развития договореного процесса между государствами в интересах народов России, Грузии и всего Кавказа».
Твердая позиция российского руководства отрезвляюще подействовала на Тбилиси. Э.Шеварднадзе был вынужден согласиться на прекращение боевых действий в регионе. 24 июня 1992 года в поселке Дагомыс под Сочи было подписано «Соглашение о принципах мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта». Встреча глав враждующих сторон – президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе и председателя Верховного Совета Южной Осетии Тореза Кулумбегова – проходила при посредничестве президента России Бориса Ельцина и при участии представителей Северной Осетии. Основной целью соглашения было прекращение вооруженного противостояния, продолжавшегося с 1989 года и приведшего к многочисленным жертвам и разрушениям.
Ключевым пунктом мирных договоренностей стало установление режима прекращения огня. Стороны обязались вывести вооруженные формирования и технику из зоны конфликта, создать демилитаризованную зону и обеспечить возвращение беженцев в свои дома.
Для контроля за соблюдением соглашений была создана Смешанная контрольная комиссия (СКК), в состав которой вошли представители Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии и России. СКК получила мандат на мониторинг ситуации, расследование нарушений режима прекращения огня и принятие мер по их предотвращению.
Для реализации всех поставленных целей была необходима и военная составляющая, которая базировалась на объединенных силах по поддержанию мира. В их состав входили российский, осетинский и грузинский миротворческие батальоны. В случае чрезвычайных ситуаций посредниками на местах становились военные наблюдатели. Для освещения деятельности миротворческих сил был создан объединенный пресс-центр.
После окончания боевых действий стороны обязались немедленно начать переговоры по экономическому восстановлению региона и созданию условий для возвращения беженцев. Практика блокад и экономических санкций была признана неприемлемой.
Общее руководство вводом миротворческих сил было поручено Сергею Шойгу, занимавшему тогда пост руководителя Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Военное командование осуществляли: от России – генерал-полковник Г. Филатов, от Грузии – генерал П. Георгадзе, от Осетии – генерал С. Суанов. Коридором безопасности стала полоса шириной 14 километров (по 7 километров в каждую сторону) от административной границы бывшей Юго-Осетинской автономной области.
Войска миротворцев первое время располагались за пределами населенных пунктов в палаточных городках. Все воинские формирования, не имевшие официального статуса, были выведены из зоны конфликта.
Теперь Южная Осетия могла начать строительство мирной жизни. Прекратились обстрелы Цхинвала и осетинских сел, были открыты дороги. Беженцы начали возвращаться в свои дома, восстанавливалась инфраструктура.
Сегодня, оглядываясь назад, можно сказать, что Россия разработала уникальный формат миротворчества, который доказал свою эффективность, что было признано мировым сообществом. К сожалению, с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили ситуация изменилась коренным образом. В Тбилиси решили прекратить миротворческую операцию и «разморозить» грузино-осетинский конфликт. Первый тревожный сигнал прозвучал летом 2004 года, когда в Южную Осетию была направлена крупная группировка грузинских войск и начались боевые столкновения. Все это время власти Грузии предпринимали попытки дискредитировать деятельность миротворцев и вывести Россию из процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. 15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, в котором Россия обвинялась в стремлении к «аннексии» Южной Осетии, а деятельность российских миротворцев подвергалась критике. В документе предлагалось отказаться от положений Сочинских соглашений и ввести в зону конфликта международные силы.
Россия была посредником в конфликте и всегда пыталась не допустить его эскалации. Министерство иностранных дел России предпринимало активные усилия по дипломатическим каналам, чтобы предотвратить дальнейшее военное противостояние, избежать новых жертв и разрушений и вернуть ситуацию под контроль. Момент истины наступил в августе 2008 года. Грузинские власти, нарушив мирные договоренности, начали полномасштабную агрессию.
В ночь с 7 на 8 августа первые залпы из артиллерийских установок «Град» ознаменовали начало войны. На Цхинвал обрушились тонны снарядов и мин, дома, школы, больницы и административные здания были охвачены огнём.
Грузинская пехота и бронетехника двинулись на штурм столицы Республики, а в воздух поднялись боевые самолеты и вертолеты. Одними из первых жестокость грузинских агрессоров ощутили на себе российские миротворцы. За несколько часов «Верхний городок», где располагался гарнизон «голубых касок», был практически разрушен, погибли десятки военнослужащих, многие были ранены.
Стоит отметить, что среди регулярных войск Грузии были и грузинские «миротворцы», которые покинули свое расположение в Цхинвале задолго до начала боевых действий.
В этой сложной ситуации, когда народ Южной Осетии и миротворцы оказались на грани уничтожения, чтобы защитить мирных жителей и миротворческий контингент, руководство Российской Федерации приняло единственно правильное решение и приступило к операции по принуждению Грузии к миру. Агрессор потерпел поражение. 26 августа 2008 года Россия признала независимость Республики Южная Осетия, а в 2009 году защита страны была возложена на военнослужащих 4-й российской военной базы.
Миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта стала ценным опытом в деле урегулирования вооруженных конфликтов и получила высокую оценку мирового сообщества. В память о миротворцах в Цхинвале установлен обелиск, названа улица.
Р. Кулумбегов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
