20 июня – День памяти жертв геноцида осетинского народа 1920 года
Несмотря на то, что с кровавых событий 1920 года
прошло более века, преступления грузинских карателей никогда не стирались из памяти народа. Тысячи погибших и
замученных, умерших во время исхода в
Северную Осетию – все это остается частью национальной памяти. При этом
надо помнить, что трагические страницы геноцида осетинского народа начала XX века охватывают временной промежуток в три года,
начиная с лета 1918-го. 1920 год же стал трагическим итогом грузинских бесчинств против осетин. В кровавый июнь
1920 года, в течение одной недели только в черте города было убито 5 279 человек, из которых детей было – 1844. То есть каждый
третий погибший был ребенок! Это не считая убитых в селах, погибших в
пути через перевал и тех, кто умер в изгнании в первые месяцы от болезней,
количество которых исчислялось десятками
тысяч. При этом данные цифры в советские годы, когда во главу угла ставилась
пресловутая «дружба народов», были целенаправленно занижены…
Государственная политика Грузии в отношении осетин остается прежней и по сей день… Прошло уже 105 лет, но преступления так и не осуждены. Не все обстоит так, как бы хотелось и в документальном оформлении преступлений грузинских властей. Современные реалии заставляют нас делать уточнения даже в терминологии. Так, долгое время кровавые события 1920 года назывались «геноцидом южных осетин». Теперь, в том числе и благодаря нашим многолетним публикациям, принято другое определение – «геноцид осетинского народа». И это название больше отражает суть произошедшего более века назад. Ведь у нас не может быть трагедии юго-осетинской или трагедии северо-осетинской. Мы один этнос, один народ, и все трагедии, которые происходили в южной и северной частях Осетии-Алании, относятся к трагедии всего осетинского народа.
Есть еще один момент. Грузинская историческая наука сегодня определяет события 1920 года как результат политической борьбы большевиков против правительства Грузии, жертвой которой стало мирное население. Эти постулаты во многом схожи с установками советской историографии, которая, хотя и признавала самфакт преступлений против человечества в Южной Осетии в 1920 году, тем не менее, отрицала их националистические истоки. Советские историки считали, что кровавые погромы в Южной Осетии стали итогом непримиримой борьбы между большевиками и теми, кого было принято называть меньшевиками.
Между тем, очевидность того, что деяния грузинского правительства в 1920 году являлись преступлениями по национальному признаку, доказывает статистика. Все сожженные и разоренные села юга Осетии были осетинскими, ни одной грузинской деревеньки не было сожжено, не было и массовых убийств среди грузинских жителей или представителей других национальностей, проживавших на юге Осетии. Поэтому терминологическая эквилибристика о классовой борьбе здесь неуместна. Она только уводит нас от главной темы – убийства мирного на-селения по этническому различию.
Понимание преступлений 1920 года, совершенных правительством Грузии, реализовано в ряде законодательных актов. В сентябре 1990 года 14 сессия Юго-Осетинского областного совета народных депутатов приняла Декларацию о геноциде 1920 года. После Парламент IV созыва дал политическую оценку событиям 1918-1920 гг. Также был принят документ – Декларация о геноциде осетин 1989-1992 гг. и дана политико-правовая оценка событиям этого же периода. Эти четыре документа являются основополагающими.
Но сегодня главная задача – довести до мирового сообщества информацию о геноциде осетинского народа со стороны Грузии. Созданная пять лет назад Комиссия по мемориализации геноцида осетин, скажем прямо, со своей задачей не справилась. Более того, она не собиралась с 2020 года. Именно по этой причине наша редакция уже несколько лет говорит о необходимости создания Государственного (Национального) комитета по вопросам признания геноцида со своими штатными сотрудниками. Потому что нельзя заниматься подобными важными вопросами лишь от собрания к собранию, от даты к дате. Необходима планомерная системная работа. Кроме того, созданием Комитета мы, в первую очередь, сами для себя подчеркнем важность отношения к вопросам признания геноцида. Предстоит провести огромный объем работы по сбору информации о событиях 1918-1920 гг и параллельно по Отечественной войне 1989-2008 гг,наметить поквартальный план работы и, главное, проводить колоссальную работупо информированию, в частности западных стран, о геноциде осетинского народа, и добиваться его признания. Ведь пока преступление не будет осуждено, оно имеет обыкновение повторяться. И кровавые деяния руководства Грузии в наше время – тому свидетельство.
От редакции
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.