90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты

24-06-2024, 16:26, Даты [просмотров 392] [версия для печати]
  • Нравится
  • 0

90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты20 июня исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося деятеля культуры, Народного артиста РЮО, Заслуженного деятеля искусств РСО-Алания, лауреата Государственной премии РЮО им. Коста Хетагурова Анисима Дзаттиаты. Известный композитор, автор хоровой музыки и организатор хоровых коллективов, он один из тех наших соотечественников, о которых можно сказать, что они обессмертили свое имя для Осетии. «Ничто не вечно, – говорил он сам, – кроме песни!». Анисим Антонович чувствовал теснейшее переплетение осетинской героической песни с историей, считая ее классикой песенного жанра. Действительно, героическая песня по форме близко подходит к эпосу, к кадӕгам, что дает ей право считаться историческим источником, при этом она существует не только в архаичных записях, но и в виде исполняемых произведений искусства. «Кто будет петь наши героические песни, если у нас не будет хора?» – справедливо отмечал Анисим Антонович, и делом всей его жизни стало хоровое искусство, которое живет и продолжается по сегодняшний день в Осетии.

Анисим Дзаттиаты родом из небольшого села Сба, расположенного в фантастически красивом ущелье Дзауского района. Оно известно самыми долгими солнечными днями в этой местности, а также  тем, что здешние сельчане особенно ценили художественное слово и музыкальное искусство. Жители села – в основном Дзаттиатӕ и Саулохтӕ – с гордостью говорят о том, что Сба отмечено на исторической «карте» осетинской драматургии – в первом драмкружке, созданном в начале прошлого века семинаристами в Ардоне, были и южные осетины, и однажды труппа перешла через перевал Закка и показала свой первый спектакль в Сба. Сельчане были не только театралами, они придавали большое значение народным песням и создавали самодеятельные коллективы, разучивали героические и шуточные песни и выступали перед жителями ущелья. Часто певческие коллективы отправлялись в соседние села в поисках новых произведений для обновления своего репертуара. Село жило своей культурной жизнью, и в этой творческой атмосфере Анисиму было комфортно, потому что он обладал всеми талантами, на которые был спрос в ущелье: отличный музыкальный слух, память и воображение. Интерес к народно-хоровому песенному творчеству и в целом к народной песне зародился у Анисима именно в те годы, когда он видел, какое сильнейшее влияние оказывает хоровое искусство на людей. Он учился играть на национальных инструментах, получая уроки непосредственно у народных мастеров. Поэтому после окончания Ногирской средней школы Анисим сразу был принят артистом в оркестр Государственного ансамбля «Симд» и проработал в нем три года. Борис Галаев, основатель «Симда», заметил талант юноши и поддерживал его. Анисим решил учиться музыке профессионально, чувствуя, что может дать больше, чем просто аккомпанировать на осетинской гармони и аккордеоне, поэтому в 1961 году поступил во Владикавказское (тогда Орджоникидзевское) училище искусств на отделение хорового дирижирования. Окончив училище, он вернулся в «Симд» уже дирижером-хормейстером и руководителем оркестра народных инструментов. Несколько лет Дзаттиаты возглавлял областной Дом народного творчества Юго-Осетии, создал хор и оркестр народных инструментов в Доме культуры Дзауского района, вел методические курсы для руководителей народных коллективов районов Южной Осетии. И все же руководить хором было его призванием, он снова возглавил певческий коллектив «Симда» уже в качестве хормейстера, и в этот период выступления хора под его руководством достигли наибольшего успеха и выразительности. Репертуар ансамбля значительно расширился, в него вошли произведения не только осетинских композиторов, но и других советских народов. Большим успехом пользовались осетинские героические песни, а также хоровые сочинения самого композитора. Благодаря творчеству и организаторской энергии Анисима Дзаттиаты жанр традиционной мужской историко-героической песни в исполнении хоровых коллективов Осетии, как Севера, так и Юга, становится самым любимым. С Анисимом Дзаттиаты сотрудничали такие известные композиторы как Дудар Хаханов, Илья Габараев, Христофор Плиев и другие. В общей сложности более 30 лет проработал Анисим Дзаттиаты в ансамбле «Симд».

В тяжелые 1990-е годы развитие музыкальной культуры в Южной Осетии если не остановилось, то, по крайней мере, заметно затормозилось. Особенно это отразилось на национальном песенном искусстве, где на тот момент не было хотя бы относительно молодого состава. В этот период Анисим Дзаттиаты, чтобы сохранить все то, что было наработано за многие годы труда профессиональных коллективов, и обеспечить преемственность в этом виде искусства, принял решение о создании детского мужского хора в Южной Осетии. И вскоре при поддержке Президента РЮО Э. Кокойты был создан Детский мужской хор, статус которого определили как «при Президенте». Хору предоставили возможность репетировать в Органном зале Парламента, и уже через короткое время коллектив под руководством Анисима Дзаттиаты продемонстрировал прекрасный уровень. Война августа 2008 года лишила Детский хор помещения, когда здание Парламента полностью сгорело, в дальнейшем коллективу пришлось заниматься в актовом зале здания Почты, но работали дети с энтузиазмом и радостью, что компенсировало все трудности.

Руководитель Государственного хора осетинской национальной песни и Детского хора при Президенте РЮО Сармат Кабисов тепло вспоминает о своем наставнике: «Анисим Антонович подошел к созданию детского хора очень серьезно. Изначально его целью было сохранение осетинских национальных песен, приобщения детей к осетинской хоровой музыке, которая в советское время была очень популярна. В 1990-е годы, в послевоенный период, хоровое искусство на юге Осетии стало терять позиции, Анисим понимал это и принял срочные меры, чтобы не допустить утраты целого пласта культуры в виде осетинских героических песен. Кроме того, речь шла о развитии в детях интереса к родной истории, к национальным героям, таким как Коцты Бега и другие. Важно было привить молодежи культуру и технику исполнения осетинской народной песни и, конечно, подготовить будущие кадры для взрослых мужских коллективов.

Получив музыкальное образование, я работал аккомпаниатором в Детском хоре при Президенте РЮО. Каждый урок у нас имел еще и воспитательное значение. Анисим Антонович посвящал часть занятия истории той или иной песни, рассказывал о людях, которым посвящались героические песни, вспоминал, как в его родном селе Сба культивировалось и поддерживалось песенное искусство, хотя не было ни дирижеров, ни знания нот: певцы просто раскидывали текст по партиям и исполняли. Он понимал, что полноценного хорового образования дети в нашем хоре не получают, и это скорее кружок, чем хоровая школа, там нет таких важных предметов, как сольфеджио и гармония, вокал, музыкальная литература. Поэтому основу всего этого он давал детям сам. И мне было удивительно, что и дети, и взрослые, не зная дирижерского аппарата, прекрасно его понимали. У него был доступный и достойный дирижерский аппарат: ничего лишнего в его движениях я, как аккомпаниатор и как музыкант, не замечал, все замахи и ауфтакты были абсолютно по делу. Во время дирижирования он просто сливался с хором, они выступали как один организм. Со стороны казалось, будто он ничего не делает на сцене, но при этом он обозначал все ключевые моменты. Этого трудно добиться – не размахивать сильно руками, но чтобы хор при этом громко пел, у него была высокая слаженность с хором.  

Статус хора – «при Президенте» – он придумал сам, так легче решались многие вопросы работы. Я занимался у Анисима Антоновича в детстве в хоре Дворца пионеров, а после 9-го класса поступил во Владикавказский колледж культуры. Когда уже учился на 4 курсе, он ко мне приехал и строго наказал, чтобы после завершения учебы я обязательно пошел к нему аккомпаниатором. Я, честно говоря, разочаровал его, потому что поехал продолжить учебу в Институт искусств в Нальчике, а потом уже вернулся и пошел прямо к нему работать. Моя специальность «исполнитель и преподаватель игры на национальных инструментах», но при этом я еще и работаю с хором, благодаря Анисиму Дзаттиаты. На определенном этапе он дал мне понять, что постепенно готовит меня к тому, чтобы я стал работать вместо него, так как возраст у него уже был солидный. Он назначил меня худруком-ди-ректором, а сам остался дирижером. Он очень искренне просил меня максимально сохранить его коллектив, чтобы я никого не обижал, мол, «это все мои дети». Слава Богу, я не нарушил слова, продолжаю его традиции, работаем успешно, я максимально сохранил его репертуар, там большей частью произведения в его обработке, остальное – его личные сочинения.

Каким человеком был Анисим Дзаттиаты? Знавшие его отмечают бескорыстную преданность своему любимому делу. Для него самым главным требованием была дисциплина, а потом уже музыкальные данные ребенка. Он абсолютно всем детям разрешал некоторое время ходить на занятия в хоре и присматривался к ним. Дети, конечно, развиваются по-разному, одни быстрей, другие медленней, некоторые могут вообще не продвигаться музыкально. Соответственно, он каждый год делал новый набор, лично ходил по школам, слушал детей, выбирал. Был очень требовательным, при этом легко находил с детьми общий язык. Сегодняшнее состояние нашего хора – заслуга Анисима Антоновича, потому что у нас на 90 процентов работают те ребята, включая меня, которых собрал еще Анисим. Даже в Детском хоре есть часть состава, собранного  еще  при  нем. А взрослый хор полностью состоит из тех ребят, с которыми он в 2006 году открывал хор. Мы максимально стараемся, чтобы хор гастролировал, на днях приехали из Санкт-Петербурга, где успешно участвовали в фестивале народной песни, за два дня мы сделали шесть выступлений на разных площадках и были на высоте среди выдающихся российских коллективов, таких как Кубанский казачий хор, Омский Государственный русский хор и другие. По масштабам это самый крупный фестиваль, в котором участвовал наш хор. Выезды на концерты очень важны для музыкального коллектива, как с точки зрения распространения нашей культуры, так и для самого хора».

Создание Детского хора – далеко не единственная заслуга Анисима Дзаттиаты. Во Владикавказе композитором был организован любительский Мужской хор национальной песни, который с 1999 года стал функционировать при Северо-Осетинской Государственной филармонии. С коллективом выступали лучшие вокалисты Республики, такие как прославленные Народные артисты РФ Юрий Бацазов и Долорес Билаонова. А в начале 2000-х годов Анисим Дзаттиаты обратился к созданию духовных сочинений, он написал литургические песнопения на осетинском языке для службы в церкви. В репертуаре хора и самого хора есть церковные песнопения «Мады Майрӕмы зарӕг», «Дӕуӕн зарӕм», их исполняет старший состав хора. Богослужебные произведения композитора были изданы в 2019 году в Цхинвале. 

О значении этого события рассказывает Благочинный церквей Аланской Епархии отец Иаков (Хетагуров): «Смело можно говорить, что это духовное явление в музыкальной сфере Южной Осетии – был издан полный сборник переводов литургических текстов с музыкальным оформлением, выполненных Анисимом Дзаттиаты. Он начал эту работу в конце 1990-х годов вместе со священником Александром Пухатэ – они решили адаптировать имевшиеся переводы к богослужениям, а вот музыку к исполнению этих гимнов для священной Литургии написал Анисим. Эта музыка абсолютно оригинальная, тогда как о других произведениях мы знаем, что в них за основу брались византийские песнопения. Уже к XX веку многие русские композиторы писали литургическую музыку, и Анисим практически сделал то же самое, взяв за основу нашу национальную музыку. Он вел эту работу с перерывами, так как часто был занят другими вопросами, а в церкви тоже много своей работы, но мы снова вместе возвращались к этому делу. В 2017 году я встретился с Анисимом, к тому времени он проделал уже большую работу, у него были собраны, но еще не сформированы в единое целое все эти тексты и мелодии. Я предложил ему собрать все и издать книгу, которая стала бы одновременно и пособием для богослужений. К 2019 году мы прошли весь необходимый путь – редактура и текстов, и перевода, партитуры. Не всегда позволяло время: Анисим был занят хором, в церкви шли богослужения, но где-то за два года мы собрали разрозненные на тот момент рукописи и ноты в единое целое, отредактировали и выпустили книгу. Нам помогли наши друзья: Ацамаз Гассиев был музыкальным редактором, другие помогали финансово – Ботаз Санакоев, Джамбол Каркусов, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, который издал эту книгу в дар церкви в типографии нашего университета. Книга получила большой отклик, мы послали экземпляры в Россию, Сербию, Грецию, во Владикавказе тоже проводят богослужения по этой книге. Тираж был небольшой, но мы собираемся переиздать ее, потому что это уникальная книга. Впервые за всю историю осетинской культуры были написаны оригинальные мелодии к текстам богослужения на осетинском языке. Мы стараемся служить одну службу на осетинском языке, другую на старославянском, и до сих пор проводим службы по этому служебнику, который написан Анисимом, все эти песнопения исполняются нашим хором. Это книга оказала очень важное духовное влияние, потому что в песнопениях родная нашему сердцу мелодия, гармония, понятная нам, она более тонко проникает в души верующих людей. В основе произведенийосетинские духовные песнопения, обработанные Анисимом. Он провел колоссальную и очень плодотворную работу.

Мы иногда спорили, каждый отстаивал свои позиции. Анисим был очень требовательным человеком, он был великим подвижником своего дела, поэтому часто не соотносил время и силы других людей, но общались мы тепло и старались успевать за ним. Всегда подкупал его бескорыстный подход к делу, подход профессионала, чтобы для дела было лучше, эта требовательность вызывала восхищение и уважение. Он понимал, какой большой труд он проделал. Я иногда наблюдал, можно сказать, детскуюрадость, которая буквально сияла на его лице, когда хор красиво и точно исполнял эти песни. И я очень рад и горд, что мне довелось поработать над изданием этой книги, это величайший вклад в нашу историю, в нашу духовную культуру».

Анисим Антонович Дзаттиаты скончался в июле 2021 года, в тот страшный для Южной Осетии период, когда мы слишком часто повторяли слова: «Уходит эпоха». Он занимался тем трудом, который любил больше всего, и в котором был настоящим профессионалом, ему удалось сделать многое – то прекрасное, что по сегодняшний день заставляет с уважением вспоминать его имя. Его детище – Государственный хор осетинской национальной песни и Детский хор при Президенте РЮО сегодня достойно продолжает дело своего основателя, с любовью исполняя, в том числе, произведения самого Анисима Дзаттиаты.

 

Инга Кочиева

90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты
90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты
90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты
90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты
90 лет со дня рождения композитора и дирижера Анисима Дзаттиаты

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости

«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031